Украинскую ГТС разыгрывают в международных пасьянсах
По мере приближения срока окончания газового контракта с Россией киевский режим все больше скатывается в истерику и шантаж. Как сообщил глава «Нафтогаза» А. Коболев, Киев подал новый иск против «Газпрома» на 12 млрд. долл. из-за возможного падения цены украинской газотранспортной системы после строительства Россией «Северного потока - 2» и «Турецкого потока». По словам сего маминого сынка, строительство обходных газотранспортных ниток может привести к невыполнению Россией контрактных обязательств. История, правда, умалчивает о том, что эти обязательства заканчиваются аккурат в конце 2019 г., когда должен заработать «Северный поток - 2». И единственная возможность обеспечить хоть какой-то транзитный поток голубого топлива через украинскую ГТС – заключить с «Газпромом» совершенно новый контракт.
«Нафтогазу» очень «колется» проводить с Москвой нормальный переговорный процесс. Отсюда и совершенно маразматический конструкт в виде требований компенсации за строительство новых газопроводов. Дескать, заключайте с нами контракт на транзит газа после 2019 года или платите $12 млрд. Чтобы понять всю степень бреда «Нафтогаза», достаточно представить себе, как Германия, например, требует от Франции в Стокгольмском арбитраже 12 млрд. за открытие, например, новой сети супермаркетов в Польше. Ибо, «подсев» на фуа-гра, польские обыватели перестанут есть немецкие сосиски.
По извращенной логике киевских деятелей «Газпром» непременно должен испугаться и броситься с бумагой и ручкой за стол, чтобы избежать 12-миллиардных расходов. А чтобы уж совсем «напугать» Москву, Коболев с компанией грозят явиться на запланированные газовые переговоры «с кузнецом» в лице представителей ЕС.
Паника украинских газовщиков вполне понятна: без российского транзита ГТС, которую судорожно пытаются продать хоть кому-нибудь, это просто груда металлолома, а мама пана Коболева останется без многомиллионных денежных переводов от сыночка. В «Нафтогазе» снова поставили вопрос о разделении компании. Но это, в свою очередь, заблокирует возможности Киева сутяжничать в арбитражах. Кроме того, предлагая западным инвесторам изношенный и рискованный актив, на них стремятся навесить еще и самостоятельные переговоры с Россией о наполнении газом «ценного» приобретения.
Естественно, той же Европе гораздо проще поскорее запустить «Северный поток - 2» и «Турецкий поток», чем покупать, ремонтировать и обслуживать ГТС Украины, еще и разыскивая, чем бы ее заполнить. Без украинского газотранспортного коридора европейские покупатели совершенно спокойно проживут, в отличие от украинских.
Именно в этом вопросе, а не в потере 3 млрд. долл. от транзита, хотя и эта сумма для разрушенной майданом страны является критической, состоит главная угроза для энергетической безопасности Украины. Магистральные газопроводы напрямую соединены с ПГХ и ответвлениями, обеспечивающими газом населенные пункты Украины. В приобретении же газовой инфраструктуры в комплексе мифические иностранные инвесторы не заинтересованы.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах будут проданы лишь магистральные ветки. А сами ПГХ и газопроводы местного значения не будут иметь никакого отношения к тем объемам транзита газа, который теоретически может пойти через Украину после 2019 г. То есть даже если газ в них будет, Украина для собственных потребностей должна будет покупать проходящий через ГТС газ у «инвестора» по мировым ценам. На бюджет лягут и расходы на обслуживание местных газотранспортных сетей. А если учесть нынешнюю «децентрализацию», то расходы вполне могут «повесить» на местные бюджеты. Не нужно быть ученым-энергетиком, чтобы понять, что такой сценарий обернется инфраструктурной катастрофой и техногенными авариями.
Перед установившимся после госпереворота 2014 г. киевским режимом никогда не стояла задача обеспечить своих граждан голубым топливом. Их цель – создать для США конкурентные преимущества на европейском газовом рынке, вытеснить оттуда Россию и сохранить средство шантажа РФ и ЕС. Как бы при этом ни пытался «Нафтогаз» продемонстрировать, что он с Европой в одном окопе, у Европы интересы совершенно расходятся с интересами украинских шантажистов и состоят исключительно в том, чтобы обеспечить своих потребителей голубым топливом. С Украиной или без, неважно.