ссылка

Укрепляя единство: Архиерейский собор РПЦ

Увеличить шрифт
А
А
А

В Москве завершил работу Освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший храме Христа Спасителя в период с 29 ноября по 2 декабря.

На собор прибыли архипастыри Московского патриархата из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, в которых существуют епархии Русской православной церкви. А в РПЦ сегодня – 303 епархии, 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия.

Председательствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Это событие, без преувеличения, можно назвать историческим. Архиерейский собор явился частью памятных торжеств в честь 100-летия восстановления патриаршества в РПЦ. В Москву прибыли патриархи Александрийский Феодор II, Антиохийский Иоанн X, Иерусалимский Феофил III, Сербский Ириней, Румынский Даниил, блаженнейшие архиепископы Кипрский Хризостом II, Тиранский и всей Албании Анастасий, блаженнейшие митрополиты Варшавский и всей Польши Савва, Чешских земель и Словакии Ростислав, всей Америки и Канады Тихон. Прибыли делегации Грузинской, Болгарской православных церквей, митрополит Токийский и всей Японии Даниил.

На соборе было зачитано приветствие Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея.

Молебен перед мощами священномученика патриарха Тихона стал отправной точкой того духовного процесса, суть которого изложил Святейший Патриарх Кирилл в своем архипастырском слове: «Соборы собираются для того, чтобы можно было совместно решить наиболее важные задачи, стоящие перед Церковью. Но Собор является также и опытом огромной силы, духовным опытом, когда архиереи вместе, молясь и трудясь, осознавая историческую ответственность за каждое свое слово и каждое деяние, вместе трудятся, укрепляя единство Святой Соборной и Апостольской Церкви».

О значении патриаршества кратко и емко рассказал президент Российской Федерации В.В. Путин. Его выступление в зале церковных соборов также историческое, руководитель государства выступил на Архиерейском соборе РПЦ впервые.

В своей речи В.Путин, в частности, обратил внимание на исторические вехи, когда патриаршество сыграло особую роль. «Более четырех веков назад, в 1589 году, установлено Патриаршество на Руси, что стало воплощением все более значимой роли Русской Православной Церкви в православном мире, признанием ее авторитета, подвижнического служения ее первоиерархов», а «в 1917-1918 годах вел свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. Иерархи, духовенство, миряне вместе, соборно приняли решение о восстановлении Патриаршества, исторической формы устройства церковной жизни».

Тогда, продолжил В. Путин, «Патриарх Тихон, служители Русской Православной Церкви в полной мере разделили судьбу России и ее народа, были рядом с людьми в их бедах и испытаниях».

Однако и в новейшей истории, в роковые 90-е, «в том, что тогда удалось сохранить Россию, не допустить перерастания конфликтов в новый гражданский раскол, ― огромная заслуга Русской Православной Церкви».

Президент России подчеркнул, что и сегодня «подвижническая миссия Русской Православной Церкви не знает государственных границ. Ее каноническая территория распространяется за пределы России. Вы многое делаете для поддержки соотечественников и православных общин за рубежом, для укрепления взаимного доверия, развития культурных, духовных, человеческих связей, которые нас объединяют и объединяли веками».

+ + +

Архиерейский собор рассмотрел много документов, разрешил многие проблемы, накопившиеся в межсоборный период. Конечно же, не осталась без рассмотрения и украинская тема.

О нынешнем положении Украинской православной церкви с тревогой говорил патриарх Кирилл, ведь «на протяжении уже почти четырех лет вся полнота Русской Православной Церкви возносит ко Престолу Вседержителя горячие молитвы о прекращении кровавого разделения на (ее) территории». Да и «события последних лет подтверждают, что Украинская Православная Церковь остаётся единственной силой, способной объединять украинское общество. Мужественная, взвешенная позиция её священноначалия, не позволяющего втянуть Церковь в конфликт ни на одной из его сторон, приносит свои благие плоды».

Патриарх Кирилл особо отметил, что «в миротворческом подвиге Украинской Православной Церкви проявляется её любовь к Украине, её подлинный патриотизм». Но «несмотря на это, растёт давление на Украинскую Православную Церковь со стороны неканонических религиозных групп, радикальных политических сил и общественных организаций Украины. Иногда даже возникает впечатление, что такое давление усиливается тем больше, чем ярче Церковь проявляет себя качестве миротворческой, объединяющей силы. Ведётся информационная кампания против Церкви. По-прежнему продолжаются рейдерские захваты храмов с изгнанием из них верующих». Была высказана обеспокоенность «попытками со стороны определённых политических сил вмешиваться в вопросы внутренней жизни Церкви, препятствовать регистрации её общин, закрепить религиозную дискриминацию на законодательном уровне».

Патриарх Кирилл подчеркнул, что, несмотря ни на что, «сохраняя многочисленную паству во всех регионах Украины, Украинская Православная Церковь доказывает, что она – поистине Церковь своего народа, своей страны. Она являет силу духа своих архипастырей и пастырей, благочестие и сплочённость своих верующих». И отметил, что «любые попытки подорвать единство канонической Церкви на Украине политическими методами обречены на неудачу до тех пор, пока её верующие остаются со своей Церковью, неизменно готовы выразить ей свою любовь и поддержку».

С докладом на соборе выступил и предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Онуфрий, рассказал о случаях захватов храмов, принадлежащих общинам канонической церкви, об инициативах власти, направленных на дискриминацию УПЦ МП - крупнейшей религиозной организации Украины, о проблемах с государственной регистрацией приходов.

Собор принял решение о внесении изменений и дополнений в Устав РПЦ. В нём появилась новая глава «Украинская Православная Церковь». Закреплено, что «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии», ей «предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”».

В документе закреплено также, что «органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Устав УПЦ «утверждается её Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Предстоятель УПЦ «избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве».

+ + +

Второй день работы собора принес настоящую сенсацию. К предстоятелю и епископату РПЦ в письменной форме обратился «собрат Филарет» о примирении. Архиерейский собор вынес особое определение «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета». В нём, в частности, было отмечено, что «после горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства». В то же время в документе говорится, что только «решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид ― вот те целебные средства самопожертвования и любви о Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине». И указана готовность к ведению «переговоров с отделившимися от церковного общения».

Собор учредил специальную комиссию под председательством митрополита Волоколамского Илариона.

+ + +

30 ноября было принято еще одно историческое решение - об общецерковном почитании 28 местночтимых святых, канонизированных ранее Украинской православной церковью.

В документе «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» говорится: «Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви».

В месяцеслов включены имена:

- мученика Даниила Черкасского (память 29 июля/ 11 августа);

- святителя Игнатия Мариупольского (память 3/16 февраля);

- святителя Георгия, архиепископа Могилевского (память 24 июля/ 6 августа);

- святителя Афанасия Полтавского, чудотворца (память 1/14 января);

- преподобного Парфения Киевского (память 17/30 марта);

- святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского (память 25 мая/ 7 июня);

- святителя Филарета, архиепископа Черниговского (память 9/22 августа);

- преподобного Иоанна Святогорского, затворника (память 11/24 августа);

- преподобного Вонифатия Феофановского, Киевского (память 7/20 февраля);

- преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (память 17/30 апреля);

- преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (память 9/22 июля);

- преподобного Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (память 9/22 января);

- преподобного Алексия Голосеевского, Киевского (память 11/24 марта);

- праведного Иоанна Кормянского (память 18/31 мая);

а также Глинских святых (общая память 9/22 сентября):

- преподобного Василия (Кишкина);

- преподобного Филарета (Данилевского; память также совершается 31 марта/ 13 апреля);

- преподобного Феодота (Левченко); преподобного Макария (Шарова);

- преподобного Мартирия (Кириченко); преподобного Евфимия (Любимченко);

- преподобного Досифея (Колченкова);

- преподобного Илиодора (Голованицкого);

- преподобного Иннокентия (Степанова);

- преподобного Луки (Швеца);

- преподобного Архиппа (Шестакова);

- преподобного Иоанникия (Гомолко);

- преподобного Серафима (Амелина);

- преподобного Андроника (Лукаша);

- преподобного Серафима (Романцова);

- преподобного Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима».

Такое решение было принято в связи с тем, что «подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви».

Также в епархиях Беларуси, России и Украины широко почитаются святые, ранее канонизированные Синодом Белорусского экзархата:

- святитель Георгий (Конисский),

- архиепископ Могилевский (†1795) и

- праведный Иоанн Кормянский (Гашкевич; †1917).

По решению Архиерейского собора, эти угодники Божии также прославлены на общецерковном уровне.

+ + +

Так укрепляется единство Русской православной церкви. Архиерейский собор стал событием, без преувеличения, историческим, причем во всех возможных смыслах этого слова.

82
Поставить лайк: 171
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

США игнорируют озабоченность ООН по поводу войны с православием на Украине

Юбилей расстриги и плоды его деятельности на Украине

Святитель Иона, первый митрополит Московский и всея Руси

Новый виток репрессий против УПЦ: что его сможет остановить?

Как литовский князь Витовт Русскую православную церковь разделял

https://odnarodyna.org/content/ukreplyaya-edinstvo-arhiereyskiy-sobor-rpc