В реформе энергорынка Киев наступает на «газовые» грабли
Вокруг реформы рынка электроэнергии развернулась настоящая битва тяжеловесов украинской экономики. Правительство и генерирующие компании выступают за скорейшее её внедрение, тогда как крупные промышленные потребители и команда нового президента выступают против. Открыто новую модель никто не критикует, споры идут исключительно вокруг сроков, но дело, естественно, не в датах. Суть в том, что, несмотря на все заверения сторонников реформы, изменения приведут к подорожанию электроэнергии для потребителей, что очень нравится Ринату Ахметову и категорически не устраивает Игоря Коломойского.
Заграница нам поможет
Согласно принятому в июне 2017 года закону, рынок электрической энергии должен заработать с 1 июля 2019 года. О том, что «введение будет вовремя», 31 мая заявил премьер-министр Владимир Гройсман. Не видит никаких препятствий для внедрения реформы и Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ). «Для этого были приняты основное и вторичное законодательства», – заявил заместитель начальника её управления Владимир Бутковский.
Изначально обязательство реформировать собственную электроэнергетику Украина взяла на себя в тот момент, когда подписала соглашение об ассоциации с ЕС. В отличие от студентов на майдане, брюссельские чиновники с документом хорошо знакомы, и чётко держат руку на пульсе. Ещё 22 апреля главы представительства ЕС на Украине, Европейского энергетического сообщества, представительства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Украине, управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа, а также директор миссии USAID на Украине написали письмо, в котором настоятельно посоветовали Киеву не тянуть с внедрением новой модели.
30 мая открытое письмо на имя вице-премьера Владимира Кистиона, председателя НКРЭКУ Оксаны Кривенко и спикера Андрея Парубия направила Европейская ассоциация угля и лигнита Euracoal. В частности, её глава Брайан Рикетс потребовал от Киева приверженности «принципам свободного рынка». В переводе на простой язык, европейским компаниям нужен доступ на Украину, а также повышение внутреннего тарифа, чтоб экспорт туда стал для них финансово привлекательным. Всё это, конечно, подаётся в красочной обёртке, напичканной формулировками о будущем притоке инвестиций, европейском опыте и борьбе с коррупцией.
В качестве «пряника» к запуску рынка электроэнергии привязан $2,5-миллиардный транш МВФ, а также €500-миллионная макрофинансовая помощь ЕС. Выступая на рабочем совещании представителей энергетической отрасли под названием «Внедрение в Украине нового рынка электрической энергии. Вызовы и пути решения» старший экономист по вопросам энергетики USAID Крассимир Канев недвусмысленно заявил: «Мы не верим, что рынок с 1 июля может не заработать! Провал рынка – невозможен». Хотя на этот счёт есть и другие мнения.
Кто готов?
Помимо сторонников (генерирующие компании, регулятор и «международное сообщество»), у рынка электроэнергии есть свои противники, главным из которых является Игорь Коломойский. Дело в том, что известный бизнесмен «является одним из владельцев так называемого ферросплавного бизнеса. Это, грубо говоря, четыре, реально три ферросплавных завода: крупнейший в Запорожье, Никополе, Стаханове. Что такое ферросплавный бизнес? Это бизнес, который очень затратен по части электроэнергии. Грубо говоря, более 70% в себестоимости производства продукции – это электроэнергия. Им выгодно иметь дешевую электроэнергию», объясняет член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
За отсрочку выступает и команда президента Владимира Зеленского. 29 мая новоназначенный заместитель главы СБУ Иван Баканов разослал руководству парламента и правительства письма, где заявил, что запуск рынка угрожает национальной безопасности. В Верховной раде зарегистрировано два законопроекта (№ 10318 и № 10318-1) о переносе даты ввода рынка на 3 и на 9 месяцев соответственно. Первый из них 4 июня рекомендовал принять комитет ВР по ТЭК. Вопрос запуска новой модели активно обсуждался и на последнем заседании СНБО 31 мая. По словам его главы Александра Данилюка, президента Владимира Зеленского смутили кардинально противоположные мнения субъектов рынка по данному вопросу. Главный аргумент противников: рынок не готов к внедрению реформы.
Их оппоненты данный факт признают, но винят в этом «банальное разгильдяйство отдельных участников рынка, которые в свое время „не подсуетились“, и сейчас они не готовы, и они в этой тени хотят пройти. А есть и конкретные интересы, потому что кто-то на этом потеряет, кто-то на этом заработает», объясняет один из главных сторонников новой модели, президент «Энергоатома» Юрий Недашковский. Ещё бы, у его компании, как и у ДТЭК Рината Ахметова, фактически из-под носа уводят молочные реки в кисельных берегах. Опасения нешуточные, «лично я не сомневаюсь, что если рынок отодвинут далее до конца года, то его введения мы не увидим еще долго», уверяет Ю. Корольчук.
Механизм отсрочки следующий. Внедрение рынка могут перенести через голосование в Раде, что вряд ли, либо по решению СНБО, для чего достаточно только политической воли нового президента. «Введение чрезвычайного положения в энергетике путем решения СНБО предоставит власти возможность временно перевести управление энергетикой в ручной режим на несколько месяцев», – объясняет Ю. Корольчук. И если состав нового парламента будет достаточно лоялен бизнес интересам владельцев энергоемких производств (И. Коломойский, В. Пинчук), то про реформу можно будет действительно забыть.
Примечательно, что изменила свою позицию часть «международных доноров» Украины. В конце мая ЕС и ЕИБ рекомендовали отложить запуск новой модели на ограниченный период. Не представляет себе, как будет работать новый рынок электрической энергии, ЕБРР. А ВБ и вовсе считает, что торопиться не нужно, поскольку «любые трудности в работе рынка электроэнергии в течение этого периода (до парламентских выборов. – Ред.) могут оказать негативное влияние и использоваться для дискредитации процесса реформ».
Что нас ожидает?
Естественно такая битва бульдогов под ковром идёт не просто по причине смены существующей административной модели с единым оптовым покупателем и вертикально-интегрированными структурами на более конкурентную. Разделение рынка электроэнергии на сегменты (долгосрочные договоры, на сутки вперед, внутрисуточный, балансировка и вспомогательный), биржевая торговля, импорт электроэнергии из ЕС – всё это важно, но корень противостояния – это цена электроэнергии. Здесь как раз всё очевидно. «Если отпустить всё просто, как в законе написано, и всё бы заработало, она могла вырасти больше чем в два раза для населения», – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Чтобы не шокировать общественность, НКРЭКУ придумала модель компенсации разницы между тарифами для населения и её рыночной ценой. Соответствующие постановления 5 июня принял Кабмин. Козлами отпущения снова сделали «Энергоатом» и «Укргидроэнерго», которых обяжут продавать минимум 80% и 50% электроэнергии по фиксированным ценам. Правда, тогда не совсем понятно, зачем вообще говорить о реформе, если де-факто всё остаётся по-старому и тарифы продолжат сдерживать за счёт АЭС и ГЭС.
Но когда цены всё-таки отпустят, а это в рамках новой модели рано или поздно придётся сделать, Украина получит второй газовый рынок, достоинства которого могут сегодня оценить все жители страны. «Энергоатом» превратится во второй «Нафтогаз», на рынок зайдут иностранные поставщики, а потребители, которые «не впишутся в рынок», будут вынуждены переходить на автономное электроснабжение или умереть.
К тому же технически страна действительно не совсем готова к новой модели рынка электроэнергии. Д. Марунич предупреждает, что «есть вероятность того, что могут быть проблемы при расчётах за электроэнергию на рынке “на сутки вперёд” на биржевых торгах. И может так получиться, я не хочу допускать этого, большой завод, который нельзя останавливать, не подписал долгосрочный договор и что-то докупает на рынке “на сутки вперёд” и вдруг система не сработала и заводу по новому закону электричество должны отключить».
С другой стороны, оставить всё как есть тоже нельзя, энергетика страны доведена до такого состояния, что долго она не протянет. «Уровень износа основных мощностей просто колоссальный, и все это хорошо знают. Но вопрос заключается в другом: где взять деньги? Конечно, самый простой вариант переложить на потребителя», – объясняет логику Киева Д. Марунич.