Векторы интеграции в зеркале социологии (II)
Политические мифы остаются ресурсом, который активно эксплуатируется властью и СМИ в процессе пропаганды подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Бытует мнение, что противники сближения Украины с ЕС никогда не бывали в европейских государствах и наоборот. На этом обстоятельстве сегодня акцентируют внимание представители европейских фондов и структур, которые стремятся сформировать на Украине общественное мнение в поддержку евроинтеграции.
На деле же существует значительная разница между посетившими европейские державы в качестве туристов и «заробитчанами». Первые видят европейские достопримечательности, знакомятся с образом жизни и увозят в основном положительные впечатления (на это направлены старания туриндустрии). «Заробитчане», вынужденные ехать в Европу от безысходности своего материального положения, не стремятся афишировать свои поездки, в связи с чем эта целевая группа не охвачена сегодня социологическими исследованиями.
А между тем эти люди могли бы многое рассказать об истинном отношении властей государств к предъявителям украинских паспортов, что разрушило бы многие бытующие сегодня у части украинского общества политические мифы и иллюзии в отношении мгновенного улучшения жизни на Украине в случае интеграции с ЕС.
Со своей стороны, граждане, ратующие за сближение Украины с Россией, указывают на преимущества, более существенные для отечественной экономики и, как следствие, социальной сферы (1).
Во-первых, уменьшение цен на газ (55%). Перспектива отнюдь не из области фантастики, она неоднократно озвучивалась российским руководством.
Во-вторых, сближение народов (53%). Сами респонденты в своих ответах подчеркивают, что наши страны (Украину, Беларусь, Россию) сближают понятные культура и язык, общее прошлое.
В-третьих, поддержка отечественной промышленности (51%). На сегодняшний день от этой поддержки зависит в прямом смысле выживание промышленного комплекса Украины, то есть уровень жизни работающих людей.
В-четвертых, поддержка отечественного сельского хозяйства (41%).
Выживание отечественного агросектора в условиях действия соглашения об ассоциации с ЕС становится крайне проблематичным, так как наша страна соглашается на введение сельскохозяйственных стандартов и нормативов ЕС, не получая того объема государственной помощи, на который вправе рассчитывать европейские фермеры.
Очень показательной, по нашему мнению, является уверенность 58% респондентов, что для Европы Украина также будет второсортной страной. По отношению к России такое убеждение разделяют лишь 41% опрошенных.
То есть, несмотря на массированную идеологическую обработку и пропаганду, большинство опрошенных не верят в сотрудничество Украины и Евросоюза на уровне равноправных партнеров. ТС в своей политике сотрудничества с Украиной не выдвигает унизительных для государственного суверенитета страны условий. Безусловно, это отражается на восприятии участниками украинских соцопросов характера взаимоотношений страны с государствами-членами ТС.
В марте 2013 года ответ на ключевой вопрос выглядел так: «Для Украины подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом более выгодно (41%), чем вступление в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном (38%)». Неопределившихся осталось 20%.
Выдвижение со стороны ЕС ряда требований к Украине для подписания соглашения об ассоциации и последующая относительная внешнеполитическая активизация официального Киева на евразийском направлении нашли свое отражение в оценках общества.
По данным всеукраинского опроса, проведённого 20-31 мая 2013 года Киевским международным институтом социологии, 40% граждан нашей страны думали, что лучше уже сейчас вступить в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью, Казахстаном и другими странами, а 36% – лучше заключить договор об ассоциации с Европейским союзом, чтобы впоследствии вступить в ЕС.
22% респондентов не определились со своей позицией по этому вопросу (2).
Интерес граждан Украины к Таможенному союзу, зафиксированный социологами, объясняется тем, что даже начальный шаг официального Киева по сближению с ТС в виде права украинской делегации участвовать в заседаниях ЕЭК – это реальность. В отличие от во многом виртуального и обставленного многочисленными условиями соглашения об ассоциации с ЕС. Общественный интерес к событию подогревался в СМИ на протяжении апреля-мая. Известности событию придали и нервные комментарии о процессе евразийского сотрудничества Украины со стороны отечественных оппозиционеров.
36% опрошенных граждан Украины полагали, что страна должна в своем развитии ориентироваться на вхождение в Таможенный союз с Россией, Беларусью, Казахстаном, 33% – предпочитали Европейский вектор развития, 18% респондентов полагали необходимым, чтобы Украина сохранила свою независимость и суверенитет в принятии политических и экономических решений (без вхождения в Европейский и Таможенный союзы), а 13% респондентов не определились со своей позицией (2).
Эти данные интересны еще и тем, что они зафиксировали некоторое количество опрошенных, которые высказались за независимость и суверенитет Украины в принятии решений, что уменьшило долю неопределившихся респондентов.
В целом нужно подчеркнуть, что в динамике показателей опросов первого полугодия 2013 года мы не можем говорить ни об устойчивых предпочтениях украинских граждан в пользу сближения страны с ЕС, ни о преобладающих симпатиях к интеграции Украины в ТС.
Вместе с тем отчетливо прослеживается и сохраняется региональная специфика взглядов опрошенных граждан. Главными устойчивыми сторонниками евроинтеграции остаются жители западных областей Украины, а на юго-востоке страны проживает большинство тех, кто выступает за вхождение Украины в евразийское пространство.
Преимущества вступления страны в ТС пока не ясны жителям западных, центральных и восточных областей страны.
Общественное мнение и натовские уроки для власти
Для примера вспомним, что нынешняя украинская власть вынуждена была отказаться от курса на вступление в НАТО во многом именно потому, что общественное неприятие перспективы членства Украины в Североатлантическом альянсе устойчиво достигало показателя свыше 60% опрошенных (3).
В итоге по решению Бухарестского саммита официальный Киев не получил официального приглашения присоединиться к плану получения членства в НАТО. Тогда, в ходе возникшей по этому поводу дискуссии, канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула, что «в НАТО нет места странам, где большинство населения не разделяет мнение отдельных политиков о вступлении в альянс» (4).
Когда соотношение противников и сторонников евроинтеграции (подписания соглашения Украины с ЕС) достигнет устойчивого преобладания и будет равняться пропорции 3:1, тогда с планами властей и Евросоюза по евроинтеграции Украины может произойти то же самое, что с планами вступления Украины в НАТО. Поэтому неслучайными являются пропагандистские компании Запада по убеждению граждан Украины в преимуществах евроинтеграционного выбора.
Среди отечественных сторонников евроинтегрирования преобладают мифологические ожидания и настроения немедленного снижения коррупции, повышения уровня демократии и инвестиционной привлекательности Украины как последствий вхождения в ЕС. В противовес этому сторонники евразийской интеграции более прагматичны и реалистичны в своих устремлениях. Они предпочитают не обещания, а реальные действия политиков по сближению наших стран и народов.
- http://ratinggroup.com.ua/ru/products/politic/data/entry/14059/
- http://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=175&page=1
- http://ratinggroup.com.ua/ru/products/politic/data/entry/13958/
- http://evolutio.info/content/view/1404/215/
АФАНАСЬЕВ Виктор, кандидат политических наук, доцент
Рисунок: vybor.ua