ссылка

Виктор ШАТАЛОВ: «Знания – первичны»

Увеличить шрифт
А
А
А

Недавно Донецк прощался с человеком-эпохой, известным учителем-новатором Виктором Шаталовым. Он скончался на 94-м году жизни, посвятив свою жизнь обучению подрастающего поколения совершенно уникальными методами. Печальную новость сообщил 20 ноября депутат Народного Совета ДНР Владислав Русанов. «Этой ночью на 94-м году жизни ушёл из жизни Виктор Фёдорович Шаталов – советский, российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Ветеран Великой Отечественной Войны. Член Союза писателей Донецкой Народной Республики».

Сообщение об уходе из жизни В.Ф. Шаталова

Сообщение об уходе из жизни В.Ф. Шаталова

Родился Виктор Шаталов в Сталино (Донецк) накануне первомайских праздников – 30 апреля 1927 года. Он ушёл в армию добровольцем, не дожидаясь 18 лет. Красноармейцы к тому моменту добивали гитлеровцев. А новобранца Шаталова отправили на Дальний Восток, где он участвовал в боях против Японии вплоть до полного окончания Второй мировой войны. Служба продолжалась до 1951 года, демобилизовался Шаталов в звании старшего матроса береговой охраны. После возвращения домой поступил в местный педагогический институт и стал учителем математики. С начала своей практики он начал вводить необычные методы обучения. Они настолько отличались от привычных приёмов, что многие коллеги Шаталова и чиновники от образования предпочитали считать идеи новатора «шарлатанством», не вникая в их суть. Но всё же в 1970-1980-е имя Виктора Шаталова зазвучало по всему СССР и за рубежом. Известность пришла к нему в одночасье – после статьи в «Комсомольской правде» о его методе, позволявшем постигать науки комплексно, без дробления (как это предусмотрено обычной школьной программой). «Метод Шаталова» сокращал время обучения в школе на два-три года, он буквально творил чудеса: за один урок можно было пройти пятнадцать (!), а вчерашние троечники наперебой рвались отвечать по геометрии, алгебре, физике. «Середнячки» становились отличниками, а классы, где преподавание велось по методике В.Ф. Шаталова, настолько успешно сдавали экзамены, что и руководство школ, и всевозможные проверяющие лишь разводили руками от удивления. Последние при этом пытались понять, в чём же подвох. А не было никакого подвоха. Был великий педагог и его великолепная методика, а ещё были влюблённые в профессию учителя. Лучше всего получалось у тех, кого поддерживали – и школьный коллектив, и директор. Шаталов считал, что так и должно быть, такая поддержка – залог успеха.

«Метод Шаталова» позволял сокращать школьный курс на два-три года и искоренял неуспеваемость

«Метод Шаталова» позволял сокращать школьный курс на два-три года и искоренял неуспеваемость

«Качество знаний – то есть процент четверок и пятерок – 91%» (учитель Б. Г. Яблуков, село Новоселовка). «Отличных оценок – 58%, качество знаний – 93 %. Эти результаты получены в очень слабых и инертных классах» (учительница А. Ф. Подставкина). «В классы пришла тишина... Ни криков, ни понуканий, ни нравоучений. Один только радостный учебный труд, который не утомляет и не раздражает ни учеников, ни учителя» (учительница М. Винокур, Донецк). «К концу учебного года из 103 учащихся на четверки и пятерки успевает 91 ученик, что составляет больше 90 %. Такого в школе не было еще никогда» (учительница С. В. Басе, Донецк). Да может ли это быть? Не сон ли?» – восторженно писал сентябрьский журнал «Юность» в 1975 году.

В своей работе знаменитый учитель использовал суворовский девиз: «Учиться победно!» Он автор известнейших в педагогической среде книг «Куда и как исчезли тройки», «Точка опоры», «Педагогическая проза», «Трудных детей не бывает». «Знания – первичны, творчество – вторично. Пустая голова не мыслит!» – считал Виктор Фёдорович. Его уникальный метод заполнял головы знаниями быстро и очень правильно, раскладывая их «по полочкам». Отсюда и лес рук на уроках тех, кто учил «по Шаталову» – полученные знания работали как топливо для мысли.

Виктор Шаталов писал не только о своей методике и о школе. Он анализировал гибель Пушкина на дуэли («Секундант»), рассказывал и о дуэли Лермонтова («Почему погиб Лермонтов»), есть у него автобиографическая повесть о донбасских мальчишках «Город в облаках»… И многое другое…

Имея множество наград и званий, легендарный учитель Виктор Шаталов жил очень скромно

Имея множество наград и званий, легендарный учитель Виктор Шаталов жил очень скромно

Война не заставила его переехать – Шаталов остался в родном Донецке. Он стал гражданином ДНР и членом Союза писателей республики. Об этом мы говорим с Владиславом Русановым.

− Владислав, как Виктор Шаталов присоединился к Союзу писателей ДНР?

− Это было весьма неожиданно. Однажды нам просто позвонила супруга Виктора Фёдоровича и рассказала о его желании вступить в Союз писателей ДНР. Для начала он хотел бы встретиться с кем-то из правления. Я, конечно, знал о нём, о его методике, учениках, достижениях, но мне казалось, что педагог такого уровня давным-давно переселился в Москву. А выяснилось, что человек-легенда по сей день живёт в Донецке.

Мы встретились, познакомились, через некоторое время приняли Виктора Фёдоровича в Союз писателей. Сразу скажу, принимали без всяких поблажек, так же обсуждали, как и любого вступающего к нам, но, конечно, все проголосовали единогласно. После этого мы встречались не очень часто. Помня о почтенном возрасте, мы не требовали от Виктора Фёдоровича присутствия на собраниях, а чаще заезжали к нему в гости. Обсуждали многие моменты, беседовали о жизни, о литературе, об исторической ситуации.

− О чём книги Шаталова, это учебники или автобиографические истории?

− Книги Виктора Фёдоровича делятся на три группы. Одна из них – его методика, изложенная в форме, удобной для использования учителями. Вторая – книги по педагогике, которые я не могу назвать учебниками. Скорее, к ним применим термин «педагогические поэмы», да простит меня А.С. Макаренко. Это книги, рассказывающие о педагогике на личных примерах Шаталова, книги о его учениках, о соратниках, о том, как он добивался признания своей системы образования. И третья – его воспоминания о жизни и, что на мой взгляд имеет очень большую ценность, о Великой Отечественной войне, о послевоенных годах.

− С вашей точки зрения, почему систему Шаталова не популяризируют и не внедряют повсеместно в образование?

− Чтобы реализовать прекрасную методику В.Ф. Шаталова в широких масштабах, необходимо подготовить учителей. Даже, наверное, так – Учителей. Нужны люди увлечённые, неравнодушные, готовые всё свое время отдавать детям-ученикам.  К сожалению, в последние тридцать лет в значительной мере упал престиж профессии учителя, в системе образования очень много людей случайных, которые работают по принципу «лишь бы дотянуть до пенсии». Молодёжь не очень рвётся стать учителями, а если и попадает в школу, то работает исключительно в рамках, очерченных служебной инструкцией.

Поэтому внедрение методики Виктора Фёдоровича возможно только локально, там, где подобрались учительские коллективы, готовые стать подвижниками в образовании. Возможно, когда-то сложившееся положение переменится к лучшему, но не так быстро, как хотелось бы.

− Публиковался ли писатель Виктор Шаталов в книгах, изданных в Донецкой Народной Республике?

− Для меня первоочередное значение имеет то, что педагог, новатор и учёный уровня В.Ф. Шаталова не покинул Донецк в трудное для всех время. Продолжал жить и работать над книгами в ДНР. Читать лекции или проводить семинарские занятия в последние годы ему было тяжело по объективным причинам – возраст, обострившиеся заболевания, но Виктор Фёдорович ежедневно трудился над текстами. Совершенствовал раннее написанные книги, работал над новыми воспоминаниями, обобщал результаты многолетних исследований и наблюдений.

Виктор Фёдорович всегда охотно откликался на просьбы дать небольшой отрывок для публикации в сборниках и альманахах, которые выпускались на территории ДНР. Не ошибусь, если скажу, что последняя такая прижизненная публикация Шаталова состоялась в сборнике поэзии и прозы Донбасса «Я жил в такие времена», который мы начали готовить в год 75-летия Великой Победы и презентовали накануне Дня города и Дня шахтёра. В книгу вошёл отрывок из его военной прозы.

«В своей жизни никогда не стремился к званиям и наградам, но звание члена Союза писателей ДНР принял с гордостью, принял как награду нашего молодого государства за труд, посвящённый школе, детям, судьбам Родины!» – сказал В.Ф. Шаталов весной 2017 года, в тот самый день, когда его приняли в Союз. И в этом он весь – человек, никогда не склонявший головы перед обстоятельствами, подаривший миру методику быстрого и эффективного массового обучения.

Человечеству, сегодня уткнувшемуся в гаджеты, судьба ещё предоставит шансы оценить «метод Шаталова» по достоинству.

6132
Поставить лайк: 1754
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

На воре шапка горит: обвиняя Россию в «похищении детей», Украина их убивает и целенаправленно «теряет» на Западе

На Украине только 59 процентов школьников умеют хорошо читать

The Intel Drop: теневая сторона фонда Елены Зеленской – торговля детьми

Киевский режим продолжает насильственно вывозить детей

Как Украина детей продавала и продаёт

Дети Украины – военный ресурс и ничего более

Волшебник, зажигавший «звёзды», «Эзоп XX века» и другие «короли экрана»

Мариуполь: вывеска сбежала, Приазовский технический университет остался

Большая родня Гоголя и черти-«националисты»

https://odnarodyna.org/content/viktor-shatalov-znaniya-pervichny