ссылка

Власть крепко держит общество «за язык»

Увеличить шрифт
А
А
А
Разделение общества и появление наэлектризованных толп, испытывающих неосознанную, подчас первобытную неприязнь к «другим», несогласным с их позицией, – главный итог государственной политики Украины в области культуры и языка. Пожалуй, в этом контексте главной ошибкой всех правящих элит Украины за последние 20 лет стала неуклюжая попытка формирования украинского патриотизма на  основе этнической, а не гражданской принадлежности. О причинах, политических мотивах элит и промежуточных итогах такого подхода мы говорили ранее (http://odnarodyna.com.ua/articles/1/2421.html).
 
А что же общество? Как оно реагирует на эту проблему? Формулируют ли разные социальные группы самостоятельно свои социальные интересы или же играют роль статистов в политических играх элит, эмоционально реагируя на их инициативы? Какова готовность разных групп украинского общества к взаимодействию друг с другом, готовность договариваться и заключать социальные пакты? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для понимания логики не только дальнейшего решения языковых проблем, но и общих интеграционных/дезинтеграционных процессов в украинском обществе (о чем выражают чрезвычайное беспокойство политики, ученые, журналисты за весь период независимости страны).
 
На данном этапе можно констатировать, по крайней мере, частичный успех стратегии «разделяй и властвуй» правящих элит по отношению к украинскому обществу. Общество разрознено по языковому вопросу, отдельные его части фактически стравлены между собой, их толерантность и способность признавать права других снижается.
 
В результате таких игр с гражданским противостоянием общества, правящие элиты обеспечивают эффективное тактическое управление всем украинским социумом (стратегические последствия, долгосрочные перспективы вряд ли волнуют господ, регулярно вывозящих прибыль в оффшорные зоны). То, что итоги такой стратегии могут быть разрушительны для государства и общества, говорить бессмысленно. Они не просто очевидны, а уже сейчас дают весьма ощутимые результаты. По сути, в украинском обществе довольно успешно утверждаются установки социального эгоизма. Одна социальная группа, получив права, утвержденные на высшем законодательном уровне, выступает против возможности утверждения аналогичных прав других групп.
 
На мельницу политического обострения «языкового вопроса» активно льют воду якобы независимые средства массовой информации. Информационные семена, не отделяемые от мифологических плевел, дают свои побеги, поскольку, во многом, люди верят в то, во что хотят верить. Достаточно посмотреть статьи ведущих газет и сайтов украинского информационного пространства, а затем это сопоставить с лозунгами, которые рисовала на плакатах и выкрикивала та или иная группа на митингах, чтобы увидеть прямую связь между ними. Чего стоит, например, прием использования языка своих оппонентов для подчеркивания сарказма той или иной ситуации или же для усиления негативной окраски описываемого. Я неоднократно сталкивался с написанием в украинозычных статьях русских слов украинскими буквами («совєтський», «єдіная і нєрушимая» и т.п.) и, наоборот, неожиданное употребление украиноязычных фраз в уничижительном контексте в русскоязычных статьях отдельных средств массовой информации. Просмотр подборок фотографий, рисунков (в т.ч. и карикатурных), заголовков к статьям привел бы в состояние ужаса перед неизбежными судебными исками «за проявление нетерпимости и неполиткорректности» любого редактора СМИ в странах развитой демократии. Тем не менее, наши смыслотворящие элиты то ли от строгой направленности своих личных культурных и политических предпочтений, то ли от погони за эфемерной славой «творцов информационной реальности», то ли, исполняя чей-то высочайший заказ (возможно, что все эти мотивы действуют одновременно) охотно ввязываются в игру слов, образов, символов. Играя в мифотворчество, они делают свой (возможно, неосознанный) весомый вклад в дальнейшую эскалацию межнациональных и языковых конфликтов в Украине. И лозунги, поднимаемые наэлектризованными толпами, уже не кажутся эпатажными и провокационными. Как могут воспринимать жители русскоязычных регионов риторику и лозунги акций протеста против принятия того самого законопроекта №9073? Ведь это приобретает характер протеста не против власти, а против их гражданских прав. Каково украиноязычным гражданам слышать нелицеприятные высказывания об украинском государстве в Севастополе и Одессе? Получается, что все наши заявления о стремлении к демократии заканчиваются уже на восприятии довольно близких себе людей – своих же сограждан.  А вот это уже не политический миф, а социальная реальность, которая отражена в динамике конкретных показателей отношения к представителям других национальностей в Украине за период с 1992 по 2010 годы [1, 2].  

Рис. 1,

Толерантность по отношению к русским, евреям, крымским татарам, цыганам в Украине (1992 – 2010 гг.), % 

 

Украинское общество стремительно теряет то преимущество, которым оно обладало в конце 1980-х начале 1990-х годов, и благодаря которому оно избежало серьезных социальных потрясений и гражданских войн (а они прошли в большинстве постсоветских республик). Речь идет о толерантности и терпимости в межнациональных, языковых, религиозных отношениях. Толерантность снизилась ко всем иным национальным группам без исключения. Люди стали острее реагировать на отличия, жестче выстраивать ряды дистанции «мы – они».
 
Таким образом, проблема гораздо глубже поверхностной бутафории скандалов и потасовок во время принятия всего лишь одного законопроекта. Во-первых, рыхлое, атомизированное общество, разные составляющие которого находятся в противоречии друг с другом – это просто подарок для правящих элит, которым открываются все возможности для установления неподконтрольного гражданам режима. Нарастающее социальное напряжение из-за недовольства граждан (уровнем жизни, соблюдением законов, ответственностью власти и т.д.) может быть умело и вовремя пущено в русло выяснения межнациональных, языковых, религиозных отношений. Вся сила гражданской активности (потенциал которой и без того в Украине невысок) распыляется на внутрисоциальные столкновения. В таких условиях украинская государственно-бюрократическая машина с «фасадной» формой демократии будет сохраняться неизменной еще очень долго, независимо от ее партийной принадлежности. А разные социальные группы, не осознавая того, будут невольно оставаться рабами манипуляционных технологий элит.
 
Во-вторых, лозунг «Розмовляй рідною – будь собою» может быть переведен на множество языков народов, проживающих в Украине. Многонациональному украинскому обществу гораздо выгоднее перспектива формирования именно политической нации, но никак не игры в «титульность» и превосходство одних наций над другими.
 
Интеграция венгров, крымских татар, румын, русских и других народов как граждан страны со всем комплексом прав и обязанностей только усилит Украину, позволит ей взрастить первые побеги реального народовластия именно снизу, из народных масс. Для этого украинскому обществу нужно совсем немного – побороть собственные страхи и преодолеть свой социальный эгоизм.
 
1.  Українське суспільство. Двадцять років незалежності. Соціологічний моніторинг: У 2-х т.  Том 1: Аналітичні матеріали / За ред. д.ек.н. В.М. Ворони, д.соц.н. М.О. Шульги. – К.: Інститут соціології НАН України. – 2011. – 576 с.
2.  Українське суспільство. Двадцять років незалежності. Соціологічний моніторинг: У 2-х т.  Том 2: Таблиці і графіки / За ред. д.філос.н. Є.І. Головахи, д.соц.н. М.О. Шульги. – К.: Інститут соціології НАН України. – 2011. – 480 с.
44
Поставить лайк: 156
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vlast-krepko-derzhit-obshchestvo-za-yazyk