Внешнеполитические последствия «дела Тимошенко»
15.08.2011
Напечатать
А
А
А
Заключение Тимошенко под стражу в качестве временной меры – пробный шаг в отношении внешней и внутренней реакции на вероятный тюремный срок и, одновременно, способ постепенного привыкания «прогрессивной международной общественности» к будущему реальному судебному приговору бывшему премьер-министру. Ни один близкий внешнеполитический партнёр Украины не поддержал эту акцию властей. Однако в общей реакции осуждения имеются некоторые различия, позволяющие определить характер угроз правящей Партии регионов и президенту В.Ф. Януковичу, что может оказаться важным в контексте парламентских выборов 2012 года.
Реакция государств Евросоюза - непосредственного партнёра Украины по «политике соседства», а также по переговорам об ассоциации - менее жёсткая и более конструктивная, чем реакция США. Это связано с тем, что ЕС пытается совместить негативную реакцию на арест Тимошенко с продолжением нейтрализации сближения Украины с Россией и в данный момент вырабатывает формы безопасного в этом смысле давления на руководство страны.
О политической подоплёке решения о заключении Тимошенко под стражу и своей обеспокоенности в связи с этим заявили, в частности, официальные органы США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, России, Германии, Польши, Швеции, а также ОБСЕ, ПАСЕ, ЕНП, депутаты Европарламента и международные правозащитные организации.
Наиболее жёсткая и хамская по стилю реакция последовала из США. Официальный представитель госдепартамента Марк Тонер потребовал освободить Тимошенко. По его словам, «ее арест вызывает вопросы по поводу соблюдения правовых норм в Украине и продолжает укреплять мнение о том, что власти Украины выдвигают политически мотивированные обвинения». Тонер подчеркнул, что США призывают украинскую сторону «рассмотреть вопрос о немедленном освобождении Тимошенко» (1).
Из членов ЕС наиболее мягкая реакция на арест Тимошенко наблюдалась со стороны молодых участников Евросоюза из Центральной Европы, которые всегда лоббировали продвижение Украины в ЕС и выступали антироссийскими союзниками США. Они сделали упор на необходимости продолжения ориентации Украины на ЕС. Так, страны Вышеградской четверки наряду с обеспокоенностью текущей ситуацией на Украине в связи с арестом Юлии Тимошенко подчеркнули, что являются активными сторонниками европейских стремлений Украины, выражают надежду, что украинская власть сможет реализовать эти стремления посредством надлежащего функционирования верховенства права, справедливого судопроизводства и высоких стандартов демократии в Украине. Так сказано в заявлении.
В свою очередь, Министерство иностранных дел Германии сообщило, что высокопоставленный представитель ведомства довел до сведения вице-премьера Сергея Тигипко «критичное отношение Германии к аресту Тимошенко». Согласно сообщению МИД, этот представитель вновь указал на важность справедливого судебного процесса по указанному делу с соблюдением принципов правового государства (2).
Депутат парламента Германии Виола фон Крамон также выразила обеспокоенность в связи с арестом Ю. Тимошенко. Она заявила, что на Украине имеет место избирательная юстиция. И это, по ее словам, приводит к появлению «сконструированных дел - дел, которые обвинение разрабатывает с целью посадить за решетку определенных политиков» (3).
Немецкие эксперты одинаково негативно оценивают последствия ареста Тимошенко. Арест и суд над ней, по мнению немецкого политолога Андреаса Умланда (Andreas Umland), вполне могут затормозить процесс сближения Украины и Европейского Союза. В частности, он не исключил, что будет отложено подписание соглашения об ассоциированном партнерстве между Украиной и ЕС.
В то же время профессор Герхард Симон (Gerhard Simon) из боннского Института политических наук и социологии предложил не спешить с выводами, заметив, что через полгода условия для ведения переговоров могут перемениться. «Я не думаю, что в конечном счете местоположение Тимошенко - будь то арест или свобода - будет решающим в подписании соглашения об ассоциированном членстве. Фактор Тимошенко едва ли станет определяющим в отношениях между Евросоюзом и Украиной», - заметил Г. Симон (4).
Более жёсткая реакция стран Западной Европы на события вокруг Тимошенко в целом укладывается в их скептическое отношение к украинским евроинтеграционным стремлениям. Они менее всего связаны контактами - экономически и политически - с Киевом, более настороженно относятся к любым новым кандидатам в ЕС из-за рисков столкнуться с усилением антироссийской и проамериканской линии в Европе и необходимостью увеличить отчисления на дотирование слабой украинской экономики.
Реакция молодых членов ЕС ожидаема и объяснима, поскольку они традиционно поддерживают любую украинскую власть в политике отдаления от России, чем бы она ни занималась внутри страны. Тотальные нарушения прав человека, воинствующе антироссийская политика и пропаганда неонацизма в президентство Ющенко являются в этом смысле весьма показательными.
Позиция ЕС в отношении действий украинских властей только вырабатывается, но, судя по предварительной реакции, она будет преследовать такие задачи:
· показать негативное отношение к несоблюдению Украиной европейских стандартов правосудия;
· аккуратно давить на украинское руководство, но при этом и не оттолкнуть Украину от идеи интеграции в ЕС;
· побудить украинскую власть доказать сугубо юридическую мотивированность «дела Тимошенко», что подтолкнёт правоохранительные органы к ещё более интенсивным поискам следующих, вслед за В. Волгой, «жертв» - кандидатов на уголовные преследования среди условно «своих»;
· поддержать США в случае их высоковероятных акций по решительному вмешательству во внутренние дела Украины на ближайших парламентских и президентских выборах по устранению ПР от власти.
Между тем вице-премьер Тигипко подчеркнул, что Украина придает сближению с ЕС более важное значение, чем Таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Беларусью (5).
Замечание Тигипко выдаёт мотивы власти при принятии решения об аресте Тимошенко. Расчёт делается на конкретный интерес ЕС в экономическом сближении с Украиной (использование дешёвой рабочей силы и природных ресурсов), чему арест Тимошенко и уголовное дело против неё не помешает. К тому же желание предотвратить сближение Украины с РФ и таким образом воспрепятствовать образованию в Евразии сильнейшего экономического и геополитического конкурента ЕС, как надеется украинская сторона, сильнее прочих принципиальных соображений.
Негативная реакция этих стран, за исключением России, на арест Тимошенко была властью ожидаемой. Вероятно, абсолютно неожиданной стала негативная реакция Москвы, которая включилась именно в публичное осуждение судебного процесса над бывшим премьер-министром. Нет оснований считать, что РФ интересует судьба Тимошенко как таковой. Ни политика её кабинета, ни она сама не представляют для России и российско-украинских отношений никакой ценности из-за своей антироссийской направленности. Тем более РФ никогда не вмешивается во внутренние дела суверенных государств под предлогом «защиты прав человека». Из заявления российского МИД следует, что Россия против использования обвинения Тимошенко в злоупотреблении властью при заключении газовых контрактов как основания для разрыва этих контрактов, о чём украинское руководство и было предупреждено. Вероятно, во время многочисленных переговоров российская сторона излагала свою позицию, но безуспешно, если сейчас она решила высказаться публично. Но именно публичного оглашения Россией своей позиции руководство Украины, видимо, и на этот раз не ожидало.
Публично негативной реакцией Россия присоединилась к общему осуждению ареста Тимошенко и фактически завершила дипломатическую изоляцию Украины в этом вопросе.
Таким образом, ситуативно реакция всех значимых внешних субъектов на «дело Тимошенко» оказалась единодушно негативной, но по разным причинам. Для ЕС и США «дело Тимошенко» стало объектом критики из-за опасений, что ПР установит монополию на власть посредством использования избирательного правосудия; для РФ стало неприемлемым использование суда над Тимошенко для манипуляций с международными обязательствами Украины, в частности в целях расторжения газовых контрактов. Неблагоприятная для украинских властей реакция РФ стала результатом ошибочной тактики: добиться пересмотра газовых контрактов, ничего не предлагая взамен, а в случае неуспеха создавать поводы для давления на российскую сторону.
«Дело Тимошенко» показало, что Партия регионов допустила крупную ошибку, инициировав уголовное преследование бывшего премьера в нынешней форме и с данным обвинением. Неизбежные риски изначально перевешивали здесь возможные выгоды. Пытаясь достичь одновременно как минимум двух целей – подавить политического оппонента (и этот мотив был изначально ведущим) и создать юридические предпосылки для пересмотра газовых контрактов с РФ в международном суде (этот мотив присоединился по мере неудач в переговорах с Россией), власть на обоих направлениях потерпела провал и восстановила против себя всех крупных внешних партнёров Украины. Особо чувствительным для страны будет осложнение отношений с США и РФ.
Арест Тимошенко, вероятно, укрепил, прежде всего, в политических кругах США, особенно среди неоконсерваторов-республиканцев, стремление к силовым сценариям отстранения ПР от власти на парламентских выборах 2012 и на президентских выборах 2015 года по типу государственного переворота 2004 года.
ЕС не будет инициатором этого процесса, но, как всегда, поддержит его постфактум. Угроза использования виновности Тимошенко при заключении газовых контрактов с РФ для их расторжения уже осложнила двусторонние отношения, а далее приведёт к правомерной жёсткой реакции РФ и дальнейшему повышению цен на газ по рыночной формуле безо всяких скидок, какие могли бы быть в отношении дружественного государства.
Очевидно также, что в ситуации развёртывания американо-есовского сценария по смещению ПР от власти, у РФ, в случае продолжения антироссийских игр украинской стороны, пожалуй, не будет никаких мотивов поддерживать нынешнюю украинскую власть.
59
Поставить лайк: 364
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vneshnepoliticheskie-posledstviya-dela-timoshenko