ссылка

Восстанавливая страну: Харьков

Увеличить шрифт
А
А
А

23 августа 1943 года Харьков, до Великой Отечественной войны являвшийся одним из крупнейших индустриальных центров Советского Союза, был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Оккупация, продолжавшаяся 641 день, нанесла городу колоссальный ущерб. Глазам воинов-освободителей одна за другой представали картины страшного, тотального разрушения.

«Огромное кладбище»

«Я видел Харьков, - писал в 1943 году Алексей Толстой. - Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…»

Действительно, в результате многократных боёв за Харьков и двух лет нацистской оккупации пострадало или же было напрочь разрушено громадное количество городских сооружений; около 50% жилого фонда и более полутысячи промышленных предприятий оказались уничтожены; множество памятников архитектуры были стёрты с лица земли. Немцы основательно опустошили местный художественный музей, вывезя из него в рейх ценнейшие полотна и гравюры Дюрера, Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса.

Многие из знаковых для города сооружений не подлежали восстановлению, как, например, первый в мире Дворец пионеров, открытый в середине 1930-х (тогда здесь были созданы первый в стране клуб альпинистов для детей, первая детская школа фехтования, первый детский симфонический оркестр); точно так же не подлежали восстановлению здания Южного вокзала, ЦК КП(б)У, Дома Красной Армии им. Ворошилова, гостиницы «Красной». В Доме проектов – сегодня это главный корпус университета Каразина – сгорели все деревянные перекрытия, а огромное крыло, выходящее на зоопарк, целиком обрушилось.

Так выглядел в годы немецкой оккупации Дом Красной Армии им. Ворошилова в Харькове

Так выглядел в годы немецкой оккупации Дом Красной Армии им. Ворошилова в Харькове

Оккупация обернулась неисчислимыми человеческими потерями. Накануне захвата Харькова войсками вермахта, в сентябре 1941-го, численность населения в нём (вместе с эвакуированными из других городов) составляла 1,5 млн человек. А в августе 1943-го, на момент освобождения, в городе оставалось лишь 180 – 190 тыс. жителей.

Прогнозы и реальность

В 1945 году западные «спецы» прогнозировали, что Советскому Союзу потребуется от 25 до 50 лет, чтобы восстановить всё, что было разрушено в годы войны. Нацистский генерал Карл-Генрих фон Штюльпнагель, инициировавший на оккупированной советской территории репрессии против гражданского населения и сотрудничавший с айнзацгруппами в проведении массовых расстрелов, писал в конце войны: «Промежуток в 25 лет – это тот срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами».

Здание ЦК КП(б)У в Харькове (на фото – довоенный вид) после оккупации не подлежало восстановлению

Здание ЦК КП(б)У в Харькове (на фото – довоенный вид) после оккупации не подлежало восстановлению

Однако реальная действительность сокрушила все злопыхательские прогнозы. Восстановление города началось с первых же дней после его освобождения. Земля, опалённая огнём сражений и пожарищ, ещё не успела остыть, а советские люди уже начинали грандиозную самоотверженную работу по возрождению того, что было разрушено, исковеркано, разгромлено, стёрто, казалось бы, под корень. Как тут не вспомнить пронзительные слова из песни Владимира Высоцкого:

Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время…

Она вынесет всё, переждёт, -
Не  записывай землю в калеки!
Кто сказал, что земля не поёт,
Что она замолчала навеки?

80% капиталовложений – в тяжёлую промышленность

За два дня до освобождения Харькова, 21 августа 1943 года, вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». В госбюджете на следующий, 1944 год предусматривалось резкое увеличение средств на эти цели – 16 млрд рублей, в том числе капитальные вложения составили 14,2 млрд рублей (в 3,5 раза больше аналогичных показателей за 1943 год). Возрождение народного хозяйства началось с тяжёлой промышленности: 80% всех капиталовложений были направлены именно в эту отрасль. Вот и в Харькове стремительными темпами стартовало восстановление старых заводов и строительство новых.

Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе, запущенный в 1931 году и уже в 1933-м выпускавший по 145 тракторов в день, с началом гитлеровского вторжения в СССР стал производить военную продукцию - лёгкие танки Т-16 (ХТЗ-16). В середине сентября 1941 года, когда фронт придвинулся совсем близко к городу, предприятие было эвакуировано в г. Рубцовск (Алтайский край). Построенный здесь на базе ХТЗ Алтайский тракторный завод уже в 1942 году начал выпускать трактора, в которых нуждалось сельское хозяйство страны. Восстановление зданий ХТЗ в Харькове, разрушенных в первые два года войны, началось уже в августе 1943 года, а в 1944-м завод выпустил первую продукцию. Позднее, во второй половине 1940-х, на предприятии был налажен выпуск тракторов ХТЗ-7, ДТ-54 и ХТЗ-12.

В 1947 году на восстановленном ХТЗ начался выпуск тракторов ХТЗ-7

В 1947 году на восстановленном ХТЗ начался выпуск тракторов ХТЗ-7

Другой крупнейший харьковский завод – авиационный, – основанный в 1926 году и носивший в то время название «135-й завод», с лета 1941-го, когда начались военные действия, стал выпускать ближние бомбардировщики Су-2. Труженики предприятия, перейдя на 11-часовой рабочий день без выходных, сдали в июле 1941-го 94 самолёта, а в августе – 117. Однако уже в первых числах сентября завод подвергся бомбардировкам немецкой авиации. Предприятие было эвакуировано в город Молотов (ныне Пермь), хотя вплоть до 4 октября производство Су-2 в цехах завода № 135 продолжалось.

Восстановление разрушенных зданий авиазавода началось сразу же после освобождения Харькова: уже 29 августа 1943-го были запущены сборочный, механический, дюралевый и деревообделочный цеха. В сентябре работники ХАЗа наладили ремонт повреждённых самолётов, поступавших с фронта – Як-1, Як-7, Як-9, Ла-5, Ил-2. С ноября 1943-го предприятие начало собирать новенькие самолёты Як-7 и Як-9 из готовых агрегатов, поставляемых Саратовским авиационным заводом. А в 1944-м рабочие ХАЗа стали выпускать истребители-бомбардировщики Як-9Б и изготавливать крылья для Як-3. В итоге с осени 1943 года до победного мая 1945-го на заводе было собрано более 2400 самолётов.

С 1943 года на Харьковском авиазаводе собирали одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9

С 1943 года на Харьковском авиазаводе собирали одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9

Позднее, уже после победного завершения войны, ХАЗ освоил и выпуск мирной продукции, в которой советские люди испытывали острейшую потребность – детских колясок, посуды, кроватей. С 1947 года на предприятии началось производство учебно-тренировочных самолётов Як-18, с 1949-го – реактивных истребителей МиГ-15УТИ (учебно-тренировочного варианта), ещё позднее – различных пассажирских, транспортных, военных самолётов, беспилотных летательных аппаратов (Ту-141 «Стриж») и крылатых ракет (Х-55).

А вот в 1990-е годы, после распада Советского Союза, харьковские авиастроители вынуждены были перейти на выпуск тачек-«кравчучек», газовых плит и детских санок. Последние годы ознаменовались для некогда славного и могучего ХАЗа увольнениями тысяч сотрудников, фактической остановкой производства и позорными эпопеями с многомиллионными растратами «эффективных менеджеров» – руководителей завода. Большая авиация оказалась не нужна стране, которой удобнее кокетливо примерять на себя претенциозный и бессмысленный титул «аграрной сверхдержавы».

Проходная Харьковского авиационного завода. Современное фото

Проходная Харьковского авиационного завода. Современное фото

Блеск и нищета промышленных гигантов

Ещё один харьковский завод – турбинный (турбогенераторный, ХТГЗ), в довоенные годы выпускавший паровые турбины, осенью 1941-го был эвакуирован в Свердловск, а с декабря 1942-го начал производить военную продукцию, турбоагрегаты и запчасти к турбинам. В Харькове восстановление заводских сооружений, полностью разрушенных, началось вскоре после освобождения города. Уже в 1944 году работники ХТГЗ изготовили паровую турбину для Зуевской ГРЭС, наладили ремонт турбин для электростанций других отстраивающихся промышленных центров УССР. К середине 1946-го восстановление цехов ХТГС было завершено, и завод начал выпуск паровых, газовых, а затем и гидравлических турбин для десятков электростанций всего Союза – Каховской, Кременчугской, Днепродзержинской, Киевской, Иркутской и др.

Сегодня АО «Турбоатом» – одно из немногих предприятий «первой столицы», сумевших уцелеть и удержаться «на плаву» в эпоху общего упадка, деградации и развала украинской промышленности.

Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко, в довоенные годы серийно выпускавший транспортёры, угольные сортировки, средства механизации для новостроек первых советских пятилеток, с первых же месяцев войны увеличил выпуск продукции военного назначения. Осенью 1941-го предприятие эвакуировали в Пензу. В 1943-м началось восстановление завода в Харькове, а к 1946 году оно было полностью завершено. На протяжении всех военных лет ХПЗ выпускал военную продукцию для фронта – миномёты, авиабомбы, снаряды, боевые реактивные установки БМ-13 (знаменитые «катюши»).

В послевоенные годы завод разрабатывал и производил авиационную аппаратуру «слепой» посадки самолётов, специальную аппаратуру для командных пунктов, диспетчерских радиолокаторов, ракетно-космической техники, в том числе и для первого искусственного спутника Земли. В конце 1950-х ХПЗ участвовал в изготовлении спецаппаратуры для запуска космического корабля «Восток-1», который пилотировал Юрий Гагарин. Позднее, в 1960-е годы, предприятие станет выпускать бортовую и наземную аппаратуру управления баллистическими ракетами, системы управления космическими объектами. И в то же время в заводских цехах изготовлялись товары народного потребления – текстильные машины, бытовая радиоаппаратура, музыкальная техника, причём весьма качественная и надёжная.

Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко в советские годы

Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко в советские годы

После распада Советского Союза судьба завода им. Шевченко, как и многих других предприятий промышленного Юго-Востока, оказалась незавидной: резко сократилось количество выпускаемой продукции, начались массовые увольнения работников, распродажа объектов социальной инфраструктуры (пансионатов, баз отдыха, пионерских лагерей), заводских помещений, оборудования, имущества. Иначе как «кошкиными слёзками» производство продукции после 1991 года не назовёшь: в начале нулевых предприятие выпускало цифровые АТС, автодорожные светофоры, позднее – канализационные люки и опоры для ЛЭП. Это, конечно, трагедия, когда завод, в своё время поставлявший фронту «катюши», работавший на космическую отрасль и «оборонку», вынужден штамповать канализационные люки и распродавать с молотка уникальнейшее оборудование.

Реалии последних лет: один из заброшенных цехов ХПЗ им. Шевченко

Реалии последних лет: один из заброшенных цехов ХПЗ им. Шевченко

К сожалению, таковы реалии нынешнего украинского постапокалипсиса: из прежних индустриальных гигантов одни исчезли, другие судорожно дышат на ладан, находясь в состоянии то ли анабиоза, то ли мучительной агонии, а те немногие, что сохраняют жизнеспособность и рентабельность, можно пересчитать по пальцам одной руки.

(Продолжение следует)

На фото. Разрушенный центр Харькова после боёв за город и немецко-фашистской оккупации

485
Поставить лайк: 2009
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/vosstanavlivaya-stranu-harkov