Восстанавливая страну: Киев поднялся из руин
6 ноября 1943 года войсками 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н.Ф. Ватутина была освобождена от фашистской оккупации столица советской Украины – город Киев.
Гитлеровцы вошли в Киев 19 сентября 1941 года, и долгих 778 дней город жил в оккупации.
Довоенное население Киева составляло около 846 тысяч человек. Примерно 200 тысяч были мобилизованы в армию, ещё около 350 тысяч были эвакуированы вместе с заводами и учреждениями. Из оставшегося в Киеве населения 100 тысяч человек угнали на работы в Германию, а более 35 тысяч евреев были расстреляны в Бабьем Яре только за два дня сентября 41-го. Горожане умирали от голода и холода.
Советских освободителей встречало приблизительно 180 тысяч оставшихся в живых киевлян и город, лежащий в руинах.
Сгоревший Крещатик, сентябрь 1941 года
По приказу рейхскомиссара Украины Эриха Коха 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор Киево-Печерской лавры. Перед взрывом из храма были вывезены все иконы и драгоценности. Фашисты обвинили в подрыве советских подпольщиков и даже сняли кинохронику, на которой были представлены тела «подрывников», одетых в красноармейскую форму. Отступая из города, гитлеровцы взрывали оставшиеся предприятия, хлебопекарни, магазины, уничтожали инфраструктуру, оставляя после себя выжженную землю.
Взорванный Успенский собор Киево-Печерской лавры
Сразу же после освобождения Киева остро встал вопрос об обеспечении местного населения продуктами питания. Советское руководство направило в город 25 эшелонов с продуктами. Было завезено 20 тысяч тонн хлеба и муки, 38,5 тысячи тонн картофеля. Кроме продуктов в город завозились предметы первой необходимости, медикаменты, горючее.
В первую очередь необходимо было возобновить работу хлебопекарен, продовольственных магазинов, обеспечить подачу воды, возобновить отопление уцелевших домов, обеспечить работу городского общественного транспорта.
На восстановленном хлебозаводе началась выпечка хлеба
Уже к январю 1944 года были введены в строй две турбины ТЭЦ, восстановлена часть водопроводной сети. В 1944 году в городе начали работать шесть трамвайных маршрутов, а в 1945 году на улицы вышли первые троллейбусы.
Восстанавливались лечебные учреждения: в 1945 году начали работу 14 поликлиник, несколько городских больниц, возобновилась работа «скорой помощи».
Отстраивались школы, возобновили работу институты.
Киевляне разбирают руины на Крещатике
Самое активное участие в восстановлении родного города принимали киевляне. Киев возрождался методом народной стройки: местные жители разбирали руины, собирали пригодные для дальнейшего строительства кирпичи, гвозди, столярные материалы. На разбор руин Крещатика вышли учащиеся школ, студенты, домохозяйки, служащие, рабочие. В марте 1944 года было создано Управление по реконструкции и восстановлению Крещатика, и к лету число ежедневно работающих на разборе завалов достигало 15 тысяч человек, а на воскресники собиралось до 50 тысяч. Киевский обком комсомола мобилизовал на восстановительные работы более 10 тысяч комсомольцев и молодёжи, которые объединились в 456 комсомольско-молодёжных бригад. Через год расчистка руин Крещатика завершилась.
На Всесоюзный конкурс по застройке и реконструкции главной киевской магистрали поступило 22 проекта из Киева, Харькова, Одессы, Москвы, Ленинграда. План реконструкции Крещатика предусматривал его расширение до 75 метров, а на некоторых участках – и до 100 метров, проезжая часть достигла 24 метров. За несколько лет был создан новый архитектурный ансамбль, включающий нынешний «Майдан незалежности» и связывающий все районы города.
Всего на расчистке разрушенных зданий к 1945 году киевляне отработали 2,5 млн человеко-дней и разобрали более 500 тысяч тонн завалов.
Восстановленный Крещатик в 1947 году
К марту 1945 года строители полностью восстановили 232 тыс. кв. метров жилой площади и отремонтировали 746 тыс. кв. метров. Были восстановлены многие улицы и дворы, опять появились зелёные насаждения и знаменитые киевские каштаны. В 1947 году Киевский горсовет принял решение об индивидуальном строительстве, после которого началось строительство посёлков для рабочих лесохимзавода в Дарнице и рабочих заводов им. Горького и «Большевик» в Октябрьском районе. Заводы строили одноквартирные и двухквартирные дома для своих рабочих и служащих и передавали им в собственность на условиях долгосрочного кредита.
Строительная отрасль требовала огромного количества материалов. В 1947 году начала работу фабрика кафельных и облицовочных плиток, а в 1948 году – цементный завод, заводы шлакоблоков, гипсоблоков, асфальтобетонный завод. Производство кирпича за годы четвёртой пятилетки увеличилось в два раза.
Сразу после освобождения города от оккупантов началось восстановление промышленных предприятий. В послевоенном восстановлении Киева принимал участие весь Советский Союз. Со всех концов страны в город шли эшелоны с оборудованием и материалами. Москва прислала радиоаппаратуру, электромоторы, инструменты, станки, 130 троллейбусов, десятки автобусов. Ленинград слал электрооборудование и турбогенераторы. Ташкент и Омск присылали цветной металл.
На Киевской ТЭС-2 был введён в действие турбогенератор мощностью 24 тыс. кВт, и уже к 1949 году мощность энергосистемы Киева превысила довоенный уровень.
В 1945 году было принято решение о возобновлении строительства в городе метро. Проект Киевского метрополитена был разработан ещё в 1936 году, а подготовка к строительству началась в 1938-м, но работы прервала война. Строительство метро начали в 1949 году, а в 1960 году в строй ввели первую Святошинско-Броварскую линию от станции «Вокзальная» до станции «Днепр».
В 1945 году было принято решение о строительстве газопровода Дашава-Киев, с перспективой его продолжения до Москвы. Строительство началось в 1946 году, в 1947 году в Киеве была введена в эксплуатацию центральная газораспределительная станция, а уже в 1948 году дашавский газ пришёл в украинскую столицу. Газ поступил в 19 тысяч квартир, 2 электростанции и 15 предприятий, среди которых были заводы «Большевик», «Ленинская кузня», хлебозавод. Государство выделило на газификацию Киева 225 млн руб., а на строительство газовых сетей было направлено более тысячи квалифицированных специалистов. Уже к концу четвёртой пятилетки к газу подключили 60 тысяч квартир, 44 школы, 62 промышленных предприятия и 129 различных учреждений.
К 1945 году число рабочих на предприятиях украинской столицы составляло 33% от довоенного уровня. В город возвращались демобилизованные по ранению военные, присылались специалисты из союзных республик. На 1 января 1944 года в городе проживало 250 тысяч человек, а через год количество населения выросло почти в два раза – до 472 тысяч.
На протяжении 1945-1947 годов в Киев вернулось более 58 тысяч бывших солдат. Фронтовики обеспечивались бесплатной одеждой и обувью, единоразовым денежным пособием, жильём. В городе открылось 29 ремесленных училищ, которые готовили кадры для промышленности и строительства. В 1950 году количество рабочих и служащих в Киеве достигло 373 тысяч человек, на 24 тысячи превысив довоенный уровень.
Уже к концу 1945 года в строй ввели 30% довоенных производств. Пятилетним планом 1946-1950 годов предусматривалось не только восстановить довоенные мощности, но и превысить их. Уже во второй половине 1945 года часть предприятий перешла на выпуск мирной продукции, а общий объём продукции киевских заводов составил 24% от довоенного. Заводы не просто восстанавливались из пепла – проводилась глубокая реконструкция производства. В 1946 году вступил в действие инструментальный цех завода «Ленинская кузня» (сейчас «Кузня на Рыбальском», приватизированная бывшим президентом Порошенко). На заводе наладили серийный выпуск паровых машин и буксирных пароходов.
Завод химического машиностроения «Большевик» в 1946 году ввёл в строй чугунолитейный, котельно-кузнечный, ремонтно-механический цеха. Был заново построен завод «Красный экскаватор», новые предприятия: «Транссигнал», «Укркабель», «Точэлектроприбор».
Корпус завода «Большевик»
В 1946 году начал работать мотоциклетный завод. В том же году вступил в строй Дарницкий шелковый комбинат. На заводе им. Артёма начали выпуск ветряных двигателей, электроприборов. Были построены швейная и обувная фабрики. Завод «Арсенал» в 1947 году дал на 500 тысяч рублей сверхплановой продукции.
Снова начал работать киевский авиационный завод № 473, который вскоре стал основой АНТК «Антонов», а в самостийной Украине превратился в завод «Авиант».
За годы четвёртой пятилетки в Киеве было восстановлено и заново построено 490 промышленных предприятия. А уже к 1950 году промышленное производство превысило довоенный уровень на 36%. Промышленность Киева была не просто восстановлена – были освоены новые виды продукции.
Восстановление Киева шло параллельно с восстановлением всего народного хозяйства СССР и показало все преимущества социалистической системы и планового производства. В 1950 году уровень промышленного потенциала Украинской ССР составил 115% от довоенного.
Заброшенные цеха завода «Буревестник» по производству аппаратов ИВЛ
Руины завода по выпуску кислорода
Киевский завод Электротранспорта сегодня
В настоящее время практически все промышленные предприятия столицы Украины уничтожены. Подписание договора о евроассоциации, вхождение в Зону свободной торговли с ЕС и разрыв отношений с Россией привели к краху промышленность Украины.
На заглавном фото. Киев, 1943 год