Время Партии регионов закончилось и на Юго-Востоке
Государственный переворот катастрофически отразился на состоянии и дееспособности Партии регионов. Но партия приняла участие в объявленной незаконным киевским режимом президентской избирательной кампании и выдвинула единого кандидата в президенты. Им стал Михаил Добкин.
Однако есть ряд проблем, связанных как с организационными вопросами, так и с политико-идеологической позицией партии, которые существенно затрудняют её претензии на роль влиятельной политической силы. Партии необходимо восстановление общеукраинского статуса. У неё отсутствует однозначная позиция в поддержке протестного движения на Донбассе, есть проблемы с идеологическими ценностями и социально-классовым позиционированием. Партии необходимо определиться в отношении к юго-восточным олигархам, к их роли в общегосударственной политике и на Юго-Востоке в частности.
На данный момент Партия регионов, по сути, перестала быть общеукраинской партией. Она не имеет первичных организаций в западных и центральных областях страны, не имеет и своих фракций в местных советах. Они или самораспустились, или перестали существовать по факту в ходе активной фазы государственного переворота с 19 января по 22 февраля текущего года. Первичные ячейки партии и фракции в местных советах сохранились лишь на Юго-Востоке, а самые сильные – в Донецкой, Луганской, Харьковской и Одесской областях.
Существенно ослабла фракция регионалов в Верховной раде. После 22 февраля из неё вышли около 80 депутатов. Недавно это сделал С.Кивалов, достаточно влиятельный во фракции и в Одесской области.
Уход Партии регионов с западных и центральных областей Украины абсолютно логичен. Эта партия никогда не проводила системной идеологической работы в регионах, заменяя её ситуативными политтехнологическими спецоперациями. Если на Юго-Востоке, где партия создавалась и имела по определению подавляющую поддержку населения, это не имело тяжёлых последствий, то за центр и запад Украины следовало бороться, воспитывая своего избирателя. Ничего этого партией не делалось. Поэтому госпереворот и сопутствующая ему атмосфера общественной нетерпимости против правящей партии в обозначенных регионах легко уничтожили поверхностное влияние там Партии регионов и её оргструктуры.
Народный протест на Донбассе, самоорганизация активных структур гражданского общества и массовые акции гражданского сопротивления на Юго-Востоке против киевского режима стали для Партии регионов серьёзной и ненужной проблемой. Её руководство изначально увидело в них препятствие для укрепления собственных позиций в торгах с режимом. С самого начала она фактически признала государственный переворот и незаконный киевский режим и настраивалась на соглашение с ним.
Первая реакция партии на акции гражданского сопротивления на Юго-Востоке ограничилась общими призывами о том, что протестующие должны быть услышаны Киевом. Но при этом жёсткая риторика о невозможности решить проблемы Юго-Востока путём прямых действий и об угрозах территориальной целостности Украины адресовалась самим протестующим.
Партия регионов приготовилась к действиям в формате парламентской оппозиции с привычными для себя подковёрными соглашениями с киевским режимом и будущим победителем президентских выборов, а гражданское общество региона самоорганизовалось и начало самостоятельную борьбу за свои культурно-языковые и политические права, выдвинув лозунги федерализации и государственного статуса русского языка. Речь шла о принципиальном перераспределении полномочий в регионы и создании самоуправляющихся территорий (земель) в составе Украины, которые должны строить свои отношения с Киевом на базе договоров о разграничении полномочий.
Успех выступлений на Донбассе сторонников федерализации Украины заставил Партию регионов частично подправить свою позицию в текущем кризисе. Она заключается в том, чтобы представлять себя единственным выразителем мнения Юго-Востока вообще и Донецкой области в частности, а также критиковать лозунги и действия сторонников федерализации, но пользоваться результатами их борьбы с диктаторскими замашками киевского режима, устраняясь в целом от руководства гражданским протестом.
Вот пример такого подхода в резолюции съезда депутатов советов всех уровней Донецкой области от 16 апреля: «…мы напоминаем правоохранительным органам города Киева об ответственности за наведение порядка в столице и ликвидации незаконных вооруженных формирований. В то же время мы обращаемся ко всем протестующим в городах Донецкой области и призываем сложить оружие, не подвергать жизнь мирных граждан опасности и немедленно освободить захваченные административные здания».
Такая позиция позволяет партии выдавать себя за умеренную и конструктивную силу, которая якобы выражает общие интересы Юго-Востока Украины. И в то же время получить признание режима в качестве легальной оппозиции, с которой можно договариваться. Партия отстранилась и от поддержки гражданских активистов, и от гражданских структур ДНР.
Таким образом, Партия регионов заняла позицию невмешательства, равную в этой ситуации соглашательству.
По мере разворачивания протестов на Донбассе киевский режим и Партия регионов в вопросах федерализации несколько сблизили свои позиции. В данный момент позиция регионалов совпадает с режимом в двух пунктах: ликвидация областных и районных госадминистраций и формирование исполкомов местными советами. Частично совпадают позиции в вопросах бюджетной автономии.
Но декоративная автономия не даёт гарантий невмешательства центра в дела регионов. Сейчас только федерация с элементами конфедерации может быть такой гарантией, как и гарантией сохранения целостности Украины. Об этом, в частности, сказал лидер фракции регионалов А.Ефремов: «Власть не готова идти на компромиссные решения, за исключением требования жителей востока о децентрализации власти в государстве. Но на сегодняшний день конфликт доведен до такого уровня, что децентрализация власти уже не решает вопрос остановки существующих на востоке протестов». Но его позиция, видимо, не разделяется в руководстве партии.
Официальная позиция Партии регионов по-прежнему отрицает федерализацию Украины. Это объяснимо: юго-восточные олигархи, спонсоры партии и подавляющая часть нардепов не заинтересованы в настоящей широкой федерализации. Они опасаются потери своих основных активов в родных для себя областях в случае проведения юго-восточными областями более независимой внешнеэкономической политики, что при федеративном устройстве практически неизбежно.
Превращение юго-восточными олигархами Партии регионов в инструмент давления на киевский режим с целью обеспечения своих предпринимательских интересов является основным фактором риска и для партии, и для гражданского общества Юго-Востока.
Если общество снова доверится Партии регионов, то интересы населения Донбасса и Юго-Востока в целом, скорее всего, будут проигнорированы. Отклонение более рейтинговой кандидатуры С. Тигипко и выдвижение М. Добкина кандидатом в президенты от Партии регионов подтверждает неадекватные и необъяснимые для широкого избирателя процессы в этой структуре.
Представлять гражданское общество Юго-Востока должна совершенно новая политическая сила. Время Партии регионов прошло.