Заводы Харьковщины: экватор года
В первом полугодии 2015 года предприятия области реализовали промышленной продукции на 47 млрд. гривен. В общегосударственном объеме доля Харьковской области по этому показателю составляет 6,6%. Мы занимаем 6-е место после Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Полтавской областей и Киева.
В общем объеме реализации 63,4% приходится на продукцию перерабатывающей промышленности, 18,5% — предприятий по поставке электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха, 16,3% — добывающей промышленности, 1,8% — предприятий водоснабжения, канализации и обращения с отходами.
А как было «до революции»?
Интересно посмотреть, насколько изменились наши показатели по сравнению с «дореволюционным» временем (возьмем лето 2013 года).
Структура промышленности нашего региона практически не изменилась. Как и два года назад, на Харьковщине преобладают производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, а также машиностроение, удельный вес которых составляет соответственно 41,5% и 19,7%.
Если сравнивать с первым полугодием 2013 года, то не удивительно, что объемы реализации готовой продукции в денежном выражении выросли с 30 млрд. гривен до 47 млрд. Здесь очевидно влияние роста цен, инфляции и курса национальной валюты.
При этом доля Харьковщины в общегосударственном объеме реализованной продукции повысилась на 1% , если сравнивать с показателями первого полугодия 2013-го — «дореволюционного» года.
ПАО «Турбоатом»: в гривнях показатели реализации продукции не изменились, но, учитывая падение национальной денежной единицы, — показатель 1 млрд. 180 тыс. гривен (уровень минувшего года) — это снижение, поскольку контракты на этом предприятии заключаются в долларах, а статистическая отчетность подается в гривне.
Впрочем, показатели одного полугодия не могут характеризовать деятельность такого гиганта, ведь срок изготовления одной турбины — от года до трех лет. В целом два харьковских флагмана высокотехнологического машиностроения «Турбоатом» и «Электротяжмаш» ежегодно реализуют продукции на 2 млрд. грн. В числе самых сильных предприятий остается и завод «Южкабель».
— Успешная работа этих предприятий зависит от сильных команд руководителей, — комментирует директор департамента инновационного развития, промышленности и транспортной инфраструктуры Харьковской областной государственной администрации Иван Вусенко.
К сожалению, успешных предприятий также коснулась тяжелая экономическая ситуация. Даже здесь показатели реализации продукции «проседают».
По словам Ивана Вусенко, за первое полугодие минувшего года на Харьковском тракторном заводе было реализовано продукции на 442 млн., а в этом году — только 350 млн. грн.; на Харьковском машиностроительном заводе «ФЭД» в первом полугодии минувшего года — на 287 млн., в этом году — на 240 млн. грн.; на заводе «Свет шахтера» — на 270 млн. грн. и на 237 млн. грн., соответственно.
Покурил — «повысил» индекс
Теперь об индексе промышленной продукции. Насколько в первом полугодии 2015 года упало производство по сравнению с показателями 2014-го? По данным на 1 июля с.г., индекс промышленной продукции составляет 82,4% (для сравнения в предыдущие 2013 и 2014 годы он превышал 90%, хотя и не дотягивал до 100%).
По Украине этот показатель — 79,5%. То, что на фоне всей Украины Харьковщина выглядит лучше, это, конечно, радует. Но не следует забывать, что если индекс промышленной продукции в Харьковской области снижается, скажем, на 1%, то в денежном выражении при наших объемах это примерно миллиард гривен!
Пошла в рост химическая отрасль в нашей области — здесь индекс составляет 131,8%. Это при том, что по всей Украине данный показатель всего лишь 78%. В производстве основных фармацевтических продуктов 108% против 87% по Украине.
В сфере энергетики падают поставки электроэнергии и газа. Этот индекс в нашей области — 68%, хотя по Украине 84%. Надо отметить, что на данный показатель очень влияет ситуация на Змиевской ТЭС. Будем надеяться, что станция заработает и этот показатель пойдет в гору.
Почти четверть экономики области составляет пищевая промышленность, но львиная доля ее успеха — это вклад ПрАТ «Філіп Морріс Україна».
Как не без черного юмора прокомментировал Иван Вусенко, «чем больше сограждане курят, тем выше у нас индекс промышленной продукции».
Из списка лидеров пищевой промышленности региона постепенно выходят производители пива, ибо были сильно привязаны к поставкам как на восток Украины, так и в Российскую Федерацию. Раньше наше пиво традиционно пили в Крыму и Донбассе.
Поговорим не о политике…
— Смысл деятельности каждого предприятия — получение прибыли, — отмечает Иван Вусенко. — Предприятие, которое занимается производством с нулевым итогом, практически только создает рабочие места. Только этого, мне кажется, мало. Если оценивать ситуацию в целом по области, то предприятия, которые работают с прибылью, не перекрывают в денежном выражении тех, что несут убытки.
Например, «Турбоатом» в первом квартале этого года получил 684 млн. грн. прибыли (за первый квартал минувшего года — 673 млн.). «Электротяжмаш» — всего лишь 2 млн. грн. прибыли (за тот же период минувшего года было 22 млн.).
Харьковский тракторный завод: в прошлом году в первом квартале прибыль была 450 млн. грн., в этом году 150 млн. грн. убытков. Харьковский подшипниковый завод (ХАРП) за первый квартал прошлого года 732 млн. грн. убытков и в этом году за тот же период — 500 млн. грн. убытков. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХАЗ): в прошлом году за первый квартал 390 млн. грн. убытков, в этом году за первый квартал 130 млн. грн. убытков.
— Авиазавод в тяжелой экономической ситуации, — комментирует Иван Вусенко. — Для санации завода, который находится в состоянии банкротства, нужно 2 млрд. грн., а чтобы завод был конкурентоспособен, необходимо инвестировать еще 1 млрд. грн. Кроме того, постоянно возникает вопрос, нужны ли стране два авиагиганта — ХАЗ и «Антонов» (Киев). Мы регулярно ведем переписку с министерствами по поводу возможности возобновления работы ХАЗа. В настоящее время на заводе — вынужденный простой. Задолженность по зарплате на ХАЗе достигла уже 50 млн. грн.
ГП «Харьковский электромеханический завод» (ХЭМЗ) в департаменте инновационного развития, промышленности и транспортной инфраструктуры предлагают ликвидировать и присоединить к ГП «Завод «Электротяжмаш».
Как заявил Иван Вусенко, здание, которое занимает завод, требует ремонта, средств на это нет, а на «Электротяжмаше» есть аналогичные производственные помещения в отличном состоянии.
Директор департамента сообщил, что в области около 30 государственных предприятий, которые практические не работают и подлежат ликвидации.
— Они продолжают учитываться в статистических отчетах, за ними числятся долги по зарплате и коммунальным услугам, но перспектив уплаты этих долгов нет. Кроме того, у некоторых из этих заводов нет ни госсобственности, ни руководителей, — отметил Иван Вусенко.
Что же касается гордости Харькова — государственного научно-производственного «Объединения Коммунар», то по прогнозу Ивана Вусенко, предприятие дорабатывает этот год на старых российских контрактах и космических заказах, точно так же, как и «Хартрон».
— На рынках России активно ведется импортозамещение. А продукция «Коммунара» практически полностью идет на российский рынок.
Чтобы экономика двигалась вперед, необходимы доступные кредиты, программа развития промышленности, в том числе и авиационной, государственные заказы, прекращение войны и стабилизация отношений с нашим бывшим партнером Россией. Я не говорю о политике, говорю об экономике, — сделал выводы Иван Вусенко.
Блиц-интервью
Мы попросили подробнее рассказать о работе флагмана индустрии Харьковщины генерального директора ПАО «Завод «Южкабель», депутата Харьковского городского совета В. М. Золотарева.
— Выпуск нашим предприятием продукции за семь месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 24 процента. Сегодня мы добиваемся реального роста промышленного производства, активно занявшись поиском новых рынков сбыта.
Теряя российский рынок, мы увеличили продажи кабельно-проводниковой продукции в другие страны СНГ, а также в Афганистан, Ирак и ОАЭ. Уже осуществлены первые поставки и в страны Европы.
Конечно, результаты работы нашей компании были бы значительно лучше, если бы не проблемы, существующие в экономике Украины. А это невозмещение НДС, переплата налога на прибыль, которые уменьшают оборотные средства предприятия. К сожалению, к этим проблемам добавились и трудности с обеспечением завода цветными металлами. Так, Запорожский алюминиевый комбинат, ранее обеспечивавший своей продукцией предприятия машиностроения, самолето- и ракетостроения, черной металлургии, энергетики, пищевой промышленности и другие, сегодня остановлен, а его оборудование демонтируется и отправляется на металлолом.
Наверное, нашему правительству необходимо срочно вмешаться в эту ситуацию, чтобы сохранить для огромной страны единственный комбинат по выпуску первичного алюминия.
По материалам: timeua.info