Бедная богатая Украина: заглянем в недра
В украинских учебных заведениях школяров начиняют энциклопедическими знаниями о географии страны. «Украина богата природными ресурсами», – начинается любая такая статья. В первую очередь перечисляются уголь, железная руда, марганец, никель и уран. Вспоминают о крупнейших в мире запасах серы, а также о том, что Украина на втором месте по запасам ртутных руд (киновари). Ведутся разработки незначительных запасов нефти и газа.
Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги
На молодых украинцев эта информация должна произвести патриотический эффект: дескать, мы не только сильны духом, но еще и богаты! Первое (дух) украинские власти методично уничтожают, что же касается естественных богатств, то и тут, скорее, иллюзия, нежели правда. Иначе бы Украина не ходила по Западу вот уже семь лет с протянутой рукой в ожидании кредита от МВФ!
Руда – это, конечно, хорошо, но впереди планеты всей ты с ней будешь, если участвуешь в индустриальной гонке с XVIII века. У нас же правят бал нефть и газ. В Кабинете министров страны подсчитали себестоимость добычи украинского газа – это чуть более 3 гривен за кубометр (около 8 рублей). Теперь от географии к математике. Себестоимость добычи тысячи кубометров газа, озвученная «Газпромом», около 20 долларов США (с учётом налогов). Если перевести в валюту украинскую себестоимость, цена будет около 114 долларов. Полагаем, с такими цифрами Украине в сфере газодобычи делать нечего. Разве только производить его для себя. Но…
В следующем году цена газа для промышленности составит около 350 долларов за тысячу кубометров, заявил вице-премьер-министр, министр экономики Алексей Любченко. Это тоже очень занимательно: каким образом цена вырастает до 350? Что делают с украинским газом, пока он поступает к предприятиям, остаётся загадкой. Ведь на газ собственной добычи нет таможенных пошлин, а его транспортировка не может быть дорогой, учитывая украинские расстояния. Кроме того, не надо прокладывать трубы по морским глубинам, например.
Украинские предприятия получают взятую с потолка цену на газ, но правительство выдаёт это как личную победу, дескать, все равно же ниже, чем на западных рынках!
Подозреваем, что искусственное удорожание цены на местный газ является результатом сговора олигархических групп, владеющих энергетическими предприятиями, с властями Украины. Тем временем исполнительный директор группы «Нафтогаз» Отто Ватерландер однажды проговорился, что себестоимость вообще составляет 1 гривну за кубометр газа. Если это так, то налицо еще одна серая схема, в которой завязан уже и «Нафтогаз». Впрочем, в компании эти цифры отвергли, пообещав позже назвать реальную себестоимость добычи. И назвали, утроив ее.
Добываем, но не добываем
К этому добавились скандалы последних лет по поводу добычи Украиной сланцевого газа. Здесь уже переходим к химии: он находится в горючих сланцах или уплотненных песчаниках. Сланцевый газ «прячется» в порах, изолированных друг от друга. Речь идет о всем известном метане.
Именно сланцевый газ позволил США по добыче метана обогнать Россию. Технология гидроразрыва пласта, с помощью которой добывают сланцевый газ, – очень тяжёлая и дорогая, а также влечёт за собой экологические проблемы (обмеление подземных вод, ухудшение качества земли и воздуха). Американцы могут позволить себе дорогостоящие контрмеры, украинцы – нет. Украинские ура-патриоты обожают тему сланцевого газа: дескать, крупные залежи газа на больших глубинах и в сложных породах сделают страну энергонезависимой. Во-первых, объем залежей до сих пор не доказан (и как следствие, выгода от разработок месторождений неясна). Во-вторых, как мы уже упоминали, украинский энергетический рынок захвачен олигархическими структурами, которые устанавливают непомерные цены на обычный газ, что уж говорить о сланцевом.
На самом деле, сколько бы Украина ни открещивалась от попыток добычи сланцевого газа, они есть. «Укргаздобыча» делала это в 2016-м в зоне АТО при поддержке неких европейских партнёров. Судя по всему, эксперимент был настолько неудачным, что «Нафтогаз» экстренно свернул разработки и в компании сделали удивлённое лицо – ничего не знаем.
Но тогда зачем «Нафтогаз» приобретал ООО «Надра Юзовская» за 15 миллионов долларов, которая владеет специальным разрешением на Юзовский участок до 2063 года? Юзовская площадь на территории Донецкой и Харьковской областей содержит крупнейшее месторождение сланцевого газа, однако в «Нафтогазе» снова валяют дурака и говорят, что планируют добывать на площади исключительно традиционный газ. Якобы там есть законсервированные или ликвидированные скважины, которые ранее были пробурены другими компаниями, и «Нафтогаз» планирует их восстанавливать. Звучит это неубедительно, а если учесть, что пять лет назад тогдашний глава нефтекомпании Андрей Коболев говорил о поддержке «партнёров», то все встает на свои места. Сланцем хотят заманить инвесторов, а об экологии даже не думают. Вот что стоит за официальным заявлением о том, что «Украина не планирует добывать сланцевый газ».
Недра не для народа
Что сказать по поводу других условных природных богатств? С углем в Украине, пожалуй, даже больше проблем, нежели с газом. Украинская компания «Центрэнерго» заявила, что накопила в 11,4 раза меньше запасов угля, чем требуется по графику. Это отставание случилось на фоне роста мировых цен на уголь из-за роста спроса на энергоносители в Европе и Азии. Из-за энергокризиса к углю отчасти вернулась даже Европа, но тут-то украинские предприятия и попали впросак. Их угробил олигарх Ринат Ахметов, который разочаровался в угольных активах. Шахтёры из года в год протестуют против уничтожения угольной промышленности и зарплатных долгов, но десятки тысяч рабочих мест для Зеленского не так важны, как один Ахметов.
Железная руда – это, конечно, хорошо и перспективно, однако в Украине её добычей занимаются около десяти предприятий и практически все принадлежат олигархам, наибольшую долю в этом бизнесе занимает все тот же Ринат Ахметов – более 50%. Власти планировали увеличить рентную плату за добычу руды, гордо называя закон «антиахметовским», но на деле между чтениями проект закона изменили так, что теперь крупнейшие финансово-промышленные группы будут платить ренту на добычу железной руды, вероятно, даже меньше, чем они платят сейчас. Базу начисления уменьшили за счет фрахта из Украины в Китай (а вы думали, украинскую руду в Европе ждут?) и за счет внутренней логистики. В общем, тихой сапой Ахметов сделал так, чтобы «антиахметовский» закон пошёл ему на пользу. Похожие изменения внесены в законопроект и в отношении ренты на марганцевые руды. Всё это обозначает, что государству от добычи этих ископаемых ни холодно ни жарко – налоговые отчисления-то минимальные.
Согласимся с председателем Государственной службы геологии и недр Украины Романом Опимахом, который указал, что на Украине можно добывать десятки различных критически важных для Евросоюза полезных ископаемых. Действительно, можно. Теоретически. В планах и стратегиях, которые пачками штампует власть…
Он же призвал европейский бизнес активнее выкупать участки с природными ресурсами. Среди них литий, титан, цирконий, тантал, ниобий, никель, кобальт и другие. Налетай, как говорится, нам ничего не жалко.
Но ни Польша, ни Евросоюз даже в этом не заинтересованы. За прошедшие почти восемь лет ЕС не раз дал понять, что Украина не воспринимается как партнёр, в которого стоит вкладывать деньги. Разработка любого месторождения сопряжена с немалыми компенсациями на предотвращение негативного влияния на экологию. На Украине эта сумма удваивается, так как экологические проблемы и так накоплены. Самостийна убивает невозобновляемые природные ресурсы со скоростью звука.
Европейцам проще изобрести способ выкачивать из Украины ресурсы за украинский же счёт или просто выкачивать деньги, развивая так называемую зелёную энергетику.
Но в украинских школах на уроках географии юношам и девушкам об этом не рассказывают.