Белоруссию зовут в порты ДНР, Литва и Латвия остаются за бортом
После введения странами Запада жёстких санкций в отношении Белоруссии перед Минском встала острая проблема диверсификации своих экспортных потоков. В настоящее время окном для белоруской продукции на внешние рынки является Россия. В этой связи в Минске приняли единственно правильное решение приступить к наращиванию сотрудничества в сфере транспортной логистики с РФ, в том числе с Донецкой Народной Республикой (ДНР).
О возможности использования Белоруссией портов ДНР для своих экспортных поставок разговор ведется на протяжении последнего года. В начале февраля член Совета Федерации Федерального собрания РФ Наталья Никонорова в очередной раз предложила Минску обратить на такую возможность особое внимание. По её словам, об использовании портов и создании белорусского транспортного хаба на Азовском море в ДНР уже «можно говорить не только гипотетически», так как в данном случае следует рассматривать Мариупольский порт. При этом она подчеркнула, что заинтересованность в подобном сотрудничестве у белорусской стороны есть и ведётся опредёленная работа в этом направлении.
«Присутствие белорусских компаний на территории ДНР в том числе проявляется и в заинтересованности в использовании нашего порта. Думаю, что в ближайшем будущем мы увидим конкретные проявления, результаты этой деятельности, в этом направлении в том числе», – заявила она.
В свою очередь, в Минске пока изучают вопрос использования портов ДНР для экспорта своей продукции, делая упор на другие направления, в первую очередь на морские гавани Ленинградской области. Об этом 4 февраля сообщил посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой, подчеркнув, что в 2023 году порты Санкт-Петербурга стали базовыми для перевалки белорусских грузов на экспорт.
«За прошлый год 14,1 млн тонн грузов через все российские порты (перевалено), из них 12,9 млн – это порты Санкт-Петербурга», – сообщил белорусский дипломат.
По его словам, сегодня Минск и Москва делают очень много для решения вопроса о расширении возможностей по перевалке белорусских грузов через порты РФ. В частности, он сообщил, что железные дороги двух стран уже согласовали свои инвестиционные планы в этом направлении. Предполагается, что на первом этапе будет построено семь разъездов, что ознаменует восстановление инфраструктуры, которая после развала СССР была законсервирована. При этом Крутой отметил, что «базовая задача – обеспечить к 2025 году объем перевалки 15 млн тонн наших грузов, используя порты Санкт-Петербурга».
Более того, белорусский дипломат заявил, что перед Минском сегодня стоит задача использовать преимущества портов Мурманска, Северного морского пути для доставки своих грузов в Китай. В этой связи он напомнил, что этот логистический маршрут сейчас активно осваивается российской и китайской сторонами, и Белоруссии важно не упустить момент и «встроиться в этот процесс». Вполне вероятно, что рано или поздно такие же слова посол Белоруссии в России произнесёт и в отношении портов ДНР, что ознаменует новую страницу сотрудничества Минска с этим российским регионом.
Таким образом, Запад, стремясь изолировать Белоруссию от внешних рынков, сам спровоцировал развитие белорусско-российского сотрудничества в сфере транспортной логистики как на северном, так и южном направлениях. Поэтому вряд ли морские гавани Литвы и Латвии в обозримом будущем смогут увидеть у себя грузы из Белоруссии, в отличие от портов России, в том числе на Азовском и Чёрном морях.