ссылка

Белорусские добровольцы стоят на защите Донбасса

Белорусский доброволец Иван Яровой
Увеличить шрифт
А
А
А

Так уж повелось (к сожалению), что когда говорят о белорусах, принимающих участие в боевых действиях на территории Украины с 2014 года, то речь обычно идет о националистах, которые переехали в эту страну и заключили контракт с ВСУ (либо воюют в неподконтрольной правительству Украинской добровольческой армии, за которой стоит «Правый сектор»*). При этом создается впечатление, что белорусы якобы поддерживают киевский режим и совершенно равнодушно или враждебно относятся к той борьбе, которую Донбасс долгие годы ведет против украинских карателей.

Оппозиционные белорусские СМИ приложили к созданию этого мифа очень много усилий. Их мотивация понятна: белорусов хотят представить русофобским народом, тайно ненавидящим Россию и стонущим под бременем режима Лукашенко. Украина, в общем и целом являющаяся образцом для подражания белорусских националистов, в этом случае выступает в качестве передового форпоста Запада против России. «Настоящие белАрусы», в этой ситуации могут поддерживать только ту сторону, которая ведёт борьбу за «освобождение народов от имперской России». Если ты не разделяешь подобную точку зрения, то для националистов ты не только не белорус, но и зомбированный кремлёвский прихвостень, чья точка зрения сформирована телевизором.

Белорусский доброволец Сергей Лановенко
Белорусский доброволец Сергей Лановенко

До недавнего времени сами белорусы, воюющие на стороне ополчения Донбасса, стремились оставаться инкогнито. Дело в том, что белорусские чиновники, среди которых присутствует достаточное количество «спящих» сторонников националистов, не делали различий между теми, кто воюет на Украине по обе стороны баррикад. Им одинаково грозила статья 133 -я статья за наёмничество. Государственные СМИ также негативно воспринимали белорусских добровольцев, воюющих на Донбассе. Ситуация кардинальным образом поменялась только после событий 2020 года, когда пришло осознание, что националисты не просто воюют на стороне Киева, но и угрожают официальному Минску государственным переворотом. С тех пор белорусских ополченцев, стоявших и стоящих на защите ДНР и ЛНР, стали воспринимать более адекватно.

К сожалению, большую часть информации о белорусских ополченцах можно почерпнуть только из материалов судебных процессов над ними и редких комментариев российским СМИ накануне судов. Единственное существенное исключение – это интервью, которое дал боец ДНР Сергей Лановенко журналистке Ксении Лебедевой в июле 2022 года. В нем он коротко рассказал о собственной мотивации. Увы, это интервью также не позволяет с полной определённостью говорить о белорусских добровольцах Донбасса.

«Я не наёмник, я – доброволец. Это пошло от зова сердца, от души. Там наши люди. Денежное довольствие у нас такое же, как и у дончан. Я помогаю своей стране там…» – говорит Лановенко.

Сразу же хочу отметить, что никаких специальных белорусских подразделений в армии Новороссии за все эти годы создано не было. Белорусских добровольцев немало, но они воюют в разных подразделениях и иногда даже не подозревают о существовании друг друга.

Белорусский доброволец Алексей Ершов
Белорусский доброволец Алексей Ершов

Выступая перед журналистами в апреле 2016 года по поводу участия белорусов в украинском конфликте, министр внутренних дел Белоруссии Игорь Шуневич сделал сенсационное по тем временам заявление. По его словам, «большая часть воюет в ЛНР-ДНР. Пропорция один к трём».

Иными словами, последовало официальное заявление, признающее, что белорусов на стороне ополчения Донбасса втрое больше, чем националистов на стороне Киева.

Любопытно, что белорусские националистические СМИ провели своё аналитическое расследование в отношении численности белорусских ополченцев. Результат их вряд ли впечатлил, так как полностью подтвердил слова Шуневича.  По разным данным, белорусских ополченцев за время войны набралось 700 – 1000 человек.

Отдельную статью издание «Наша Нива» посвятила тем белорусам, которые воевали в Группе Вагнера (ЧВК «Вагнер»).

Эти цифры, надо сказать, дорогого стоят. Если уж националисты были вынуждены признать, что белорусов–ополченцев намного больше, чем белорусских националистов, то ситуация для них выглядит действительно неприятной.

О мотивации белорусских добровольцев мы можем судить по нескольким интервью в российской и белорусской прессе.

Рассказывая изданию EADaily в июне 2019 года о своем участии в борьбе, белорусский ополченец Вадим Шевченко отметил: «Я с самого начала следил за событиями на Донбассе, видел, как разрушаются города, как гибнут люди. В 2015 году я сорвался из Москвы, где на тот момент работал, приехал в Донецк, пожил там дней пять, убедился в том, что СМИ не врут, и затем добровольно вступил в ряды ополчения. Начинал у «Мачете» Юрия Ивановича, потом перешел в морскую пехоту – Девятый полк. В его составе оборонял юг, Саханку, Коминтерново».

Сам Вадим родом из Бреста, и интервью было взято у него накануне суда. К счастью, сурового приговора ему тогда удалось избежать.

Фактически теми же словами объяснил свою позицию и белорус Сергей Лановенко: «Когда по мирным людям, детям, стреляют, кулаки сами сжимаются. Поэтому я взял оружие, позывной Бульба и встал на защиту детей и жителей Донбасса».

Таким образом, главные причины участия белорусов в борьбе против киевского режима – это защита мирных жителей Донбасса, ненависть к агрессивному национализму, фактически – нацизму.

Белорусский доброволец Александр Огренич
Белорусский доброволец Александр Огренич

До недавнего времени белорусские суды выносили обвинительные приговоры всем белорусским участникам конфликта на Украине. Впрочем, нельзя не отметить, что наказание для ополченцев назначалось более мягкое.

Алексея Ершова, Виталия Митрофанова приговорили к двум годам домашней «химии», а Виталия Котлобая, Ивана Ярового и упомянутого выше Вадима Шевченко – к колонии. Отбыв срок, эти люди вернулись в войска ДНР и ЛНР, чтобы продолжить борьбу.

В настоящий момент, по понятным причинам, белорусских ополченцев Донбасса не только не преследуют, но и показывают на государственных каналах.

Сегодня белорусские добровольцы принимают активное участие в специальной операции ВС РФ. Это высокомотивированные бойцы, которые жертвуют своими жизнями ради общей победы.

Чаще всего, к сожалению, белорусские герои СВО остаются безымянными, но сегодня хотя бы появилась возможность услышать их мнение, понять их мотивацию и по достоинству оценить их подвиг.

На заглавном фото: белорусский доброволец Иван Яровой

537
Поставить лайк: 574
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Белорусские добровольцы на стороне Донбасса – какова их мотивация?

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

«Слуцкое восстание» – ещё один миф белорусской оппозиции

Что в Белоруссии: многополярность, проверки боевой готовности и контуры амнистии

Саммит ШОС в Самарканде – шаг в новую реальность для Белоруссии

Сентябрь 1939 года в истории Белоруссии

Предатели не нужны никому: у беглой белорусской оппозиции начались большие проблемы

Белорусы на Украине стали жертвами дичайшей ксенофобии

Грюнвальдская битва в истории Белоруссии: трактовки и акценты

https://odnarodyna.org/article/belorusskie-dobrovolcy-stoyat-na-zaschite-donbassa