Что в Белоруссии: многополярность, проверки боевой готовности и контуры амнистии
Одним из главных событий второй декады октября в Белоруссии стало заявление министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея о режиме контртеррористической операции (КТО), которое взбудоражило многих. Позже выяснилось, что это была фигура речи. В КГБ подтвердили, что режим КТО в республике не введён. «В настоящее время в республике проводятся плановые учебные мероприятия в целях поддержания высокого уровня готовности субъектов борьбы с терроризмом к выполнению задач по предназначению. Примером тому являются завершившееся 12 октября в Ельске Гомельской области тактико-специальные учения МВД, которые проходили в тесном взаимодействии с представителями силового блока и органов местной власти», – дополнили в КГБ.
Однако ситуация серьёзная и Минску приходится предпринимать меры.
Обстановка накаляется на границе Белоруссии с Польшей. НАТО со своей стороны создало там большую группировку. Варшава накручивает население по поводу возможного размещения американского ядерного оружия на польской территории. Есть признаки подготовки к этому общественного мнения.
Что касается ситуации на рубеже с Украиной, то процитируем заявление главы белорусских пограничников генерала Анатолия Лаппо:
«К белорусской границе подходят вооружённые группы людей, которые не имеют ни знаков различия, ни форменного обмундирования. Неоднократно фиксировались провокационные действия: украинские военнослужащие целились в белорусских пограничников, стреляли в воздух, зачастую находясь в нетрезвом состоянии».
Понятно, кто хочет эскалации. И это явно не Минск. Вот что по этому поводу президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал в коротком интервью «Первому каналу» на полях саммита глав государств СНГ в Астане:
«Я не хотел бы, чтобы была эта эскалация и какое-то скатывание. Вот как раз с президентом Путиным "на ногах" обсуждали эту проблему. Никто этого не хочет. Ни я не хочу, ни Россия. Нам человеческие жизни ценны. Но вы же понимаете, что не от нас это зависит».
Конечно, Запад демонстративно «не заметит» этих заявлений и продолжит политику обвинения Москвы и Минска в росте напряжённости в связи с конфликтом на Украине. Но мы-то знаем правду.
* * *
Посол Беларуси в России был рядом с президентом на саммите в Астане. Источник: president.gov.by
А пока немного остановимся на турне Лукашенко по Средней Азии. Он посетил Душанбе и Астану, поучаствовал в саммитах СНГ и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Эти форумы, а также недавний саммит ШОС, показывают, что действительно формируется новый многополярный мир.
Те, кого недавно считали колониями, отсталыми странами, принимают решения без оглядки на «западных партнёров», в своих интересах. Белоруссия всё больше вовлекается в эти процессы и уходит от прежнего формата политики многовекторности.
В Астане рядом с Александром Лукашенко был Дмитрий Крутой, посол Белоруссии в России. Он поведал прессе о некоторых деталях белорусско-российских проектов по импортозамещению. Общий бюджет – $1,5 млрд.
По его словам, сейчас завершаются внутригосударственные процедуры по согласованию финансовых условий кредитования этих проектов. В основном они касаются микроэлектроники и машиностроения. Давно пора было наладить здесь тесное сотрудничество.
* * *
В Беларуси нет мобилизации, но постоянно проходят проверки в армии, сборы для «запасников», занятия на полигонах. Источник: Министерство обороны Белоруссии
Возвращаясь к теме безопасности: в стране идут постоянные проверки и сборы для военнослужащих запаса.
Например, проверку проводит госсекретариат Совбеза. Отрабатывается приведение подразделений в боевую готовность, совершение маршей и развёртывание в назначенных районах с выполнением учебно-боевых задач.
Продолжается и проверка готовности на основном военном аэродроме в Мачулищах. Это аэродром класса «Б», где можно принимать не только военные, но и гражданские борты. Там базируется транспортная авиация (Ан-26, Ил-76), а также боевые вертолёты Ми-8 и Ми-24.
На этом фоне госсекретарь Совбеза генерал Александр Вольфович чётко заявил, что Белоруссия станет воевать только в том случае, если будет нарушена государственная граница. Ответил генерал и на идею президента Украины Владмира Зеленского разместить на границе с Белоруссией миссию наблюдателей.
«Если Зеленскому этот контингент нужен на границе, то пусть он приглашает. Абсолютно нам этот контингент не мешает, но он нам и не нужен», – сказал Вольфович.
По его словам, украинские пограничники и другие силовики на сопредельной территории перекопали все дороги, разрушили все мосты, сделали минные заграждения. Наблюдатели, приехав туда, рискуют подорваться на украинских минах.
Заместитель начальника Генштаба Вооружённых сил Беларуси полковник Виктор Тумар сообщил, что на белорусскую территорию прибывают войска российской составляющей региональной группировки войск.
«С ними будут проводиться плановые мероприятия боевой подготовки, направленные на повышение уровня выполнения задач по защите Союзного государства», – пояснил он.
Информацию, связанную с вопросами безопасности, силовики доводят до населения не только через прессу, но и лично. Некоторые генералы уже побывали почти на всех крупнейших предприятиях Белоруссии.
Пока всё тихо, но людей готовят к различным сценариям.
* * *
Немало змагаров уехало на Запад, но есть и те, кто попал за решётку. Самым буйным амнистия точно не грозит. Источник: газета «Звязда»
Об амнистии, грядущей в Белоруссии. В общем доступе появился текст законопроекта. Расскажем об основных положениях.
Сразу отметим, что под амнистию не подпадут те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Наркотики и прочая чернуха, а также гнилая коррупция – это однозначно досиживание сроков.
Загремевшие за разжигание социальной вражды и розни, за воспрепятствование проведению выборов тоже в категории «вам не светит». А это внушительная группа закоренелых змагаров, которые вряд ли пересмотрят свои взгляды на жизнь. Сюда же относится ряд статей, по которым сидят радикалы. Речь о преступлениях против государства.
На милость могут рассчитывать такие категории преступников, как несовершеннолетние, беременные, женщины и одинокие мужчины, у которых есть дети до 18 лет. Будут учитываться и другие факторы. Часть тех, кто поддался эмоциям, когда-то был обижен чиновниками и вышел в 2020 году на протесты, могут выйти на свободу. Либо им сократят сроки. Но массового освобождения идейных змагаров ждать не стоит.