ссылка

Битва при Вильманстранде: как русские шведов били

Увеличить шрифт
А
А
А

Многие славные победы русского оружия по сей день остаются в тени истории, хотя они имели колоссальное значение для становления Российской империи. Битва при Вильманстранде переломила ход боевых действий в русско-шведской войне 1741-1743 годов и надолго сбила спесь со шведских полководцев, мечтающих о реванше за Северную войну.

Недооценка противника была распространенной ошибкой всех врагов России. С каким-то маниакальным упорством они стремились повторить печальный опыт предшественников и наступить на старые грабли. Шведы не были исключением, хотя за двадцать лет до новой войны они в полной мере познали силу русского оружия и потеряли огромные территории.

Стоит сказать несколько слов о будущем театре боевых действий. Как и сегодня, Россию и Швецию разделяла Финляндия – лесная и болотистая страна с холодным климатом. Большинство населения края не сочувствовало ни шведам, ни русским, финские крестьяне при приближении войск разбегались в разные стороны. Это усложняло поиск провианта, да и скудные ресурсы края не могли в полно мере удовлетворить потребности многотысячных армий. Поэтому боевые действия с обеих сторон велись небольшими воинскими подразделениями, опирающимися на крепости – Выборг, Кексгольм (ныне Приозёрск), Вильманстранд.

Шведское королевство уже не имело и тени того могущества, как при Карле XII. Тем не менее оно продолжало надеяться на возвращение территорий, утраченных в предыдущем конфликте. Любопытно, что шведы, мечтающие о реванше, не прилагали серьёзных усилий по модернизации армии, а шведские полководцы откровенно опасались встречи с русскими войсками. Со стороны это может выглядеть парадоксом, не до конца понятным и сегодня.

Карта боевых действий во время русско-шведской войны 1741 - 1743 гг.
Карта боевых действий во время русско-шведской войны 1741 - 1743 гг.

В 1741 году надежды шведов подпитывались слабостью центральной русской власти. В Петербурге правила Анна Леопольдовна – регентша при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче. Несмотря на частичное русское происхождение, Анна была чистокровной немкой по культуре и мировоззрению. Ключевые посты в государстве также занимали немцы. Никаких попыток «обрусеть» двор не предпринимал и предпочитал отгородиться от остальной России широкой стеной своих дворцов и загородных резиденций.

Иностранный офицер на русской службе Христофор фон Манштейн оставил любопытные записки о внутренней жизни России в те годы. Хитроумный немец отметил засилье иностранцев при дворе, рассказал о двусмысленном положении дочери Петра Елизаветы, которая могла претендовать на престол. Записки могут быть чрезвычайно полезны тому, кто захочет погрузиться в ту сложную эпоху и увидеть её изнутри.

Но вернемся к русско-шведским отношениям. При Анне Леопольдовне они были натянутыми. Шведы прекрасно понимали зыбкость положения регентши, которую ненавидело русское дворянство. В Стокгольме рождались проекты государственного переворота, который должен был возвести на престол Елизавету Петровну и вернуть Швеции утраченные провинции.

Шведы всерьёз полагали, что могут заставить новую императрицу выполнить свои фантастические требования. Они не учитывали то обстоятельство, что Елизавета – дочь Петра и наследница его преобразований. Впрочем, допустить огромные территориальные потери не позволило бы и само российское общество, которое стояло на патриотических позициях.

Шведский главнокомандующий Карл Эмиль Левенгаупт на медали 1734 года
Шведский главнокомандующий Карл Эмиль Левенгаупт на медали 1734 года

Елизавета долгое время заигрывала со шведами, не давая им конкретных обещаний. Она стремилась вытянуть из них побольше денег для подготовки государственного переворота. Отчаявшись заручиться гарантиями, шведы решили действовать самостоятельно и объявили России войну в августе 1741 года.

А дальше началось странное. Сосредоточив на границе с Россией 18-тысячный корпус, шведы не предприняли никаких наступательных действий. Быть может, главнокомандующий Карл Густав Левенгаупт, впоследствии казнённый за провальную войну, рассчитывал на внутреннюю дестабилизацию России.

В отличие от шведов, русские не собирались ожидать, пока королевская армия изволит перейти границу. Армией командовал известный полководец Пётр Ласси, прославившийся в период войны за польское наследство и русско-турецкой войны. Он был намерен разгромить шведов на их земле.

Обосновавшись в Выборге, Ласси основательно подготовился к боевым действиям. В первую очередь он хотел взять главную шведскую крепость на своём пути – Вильманстранд. Имея под своим командованием десять тысяч человек, Ласси отправился в летний поход.

В Вильманстранде стоял большой шведский гарнизон под командованием генерала Карла Врангеля. Шести тысяч было вполне достаточно для обороны крепости, однако шведскому полководцу не хватало военного таланта Ласси. Это предопределило успех операции.

Русские войска подошли к Вильманстранду 22 августа. К этому времени шведы успели построить укрепления перед крепостью и поставить артиллерию на возвышении. Сражение началось с взаимного обстрела. Шведские пушки наносили русским войскам огромный вред (наши пушки стояли в низине), поэтому Ласси приказал гренадёрам захватить их. Солдаты близко приблизились к шведам, однако дрогнули от их прицельного огня и отступили. Шведы попытались ворваться в русский лагерь на их плечах, однако были с большим уроном отбиты.

Теперь пришел уже черед Ласси наносить удар по шведам. Его полки бросились на левый фланг Врангеля, не выдержавший удара. Пытаясь спасти положение, шведский генерал перебросил на это направление Вестерботнийский полк, состоявший из коренных шведов. Они положения не спасли, но серьёзно ослабили свой правый фланг, который также дрогнул. Воинство Врангеля в панике устремилось под защиту крепостных стен.

Битва при Вильманстранде. Гравюра XVIII века гравёра И. Соколова
Битва при Вильманстранде. Гравюра XVIII века гравёра И. Соколова

Дальнейшие действия шведов сложно объяснить с точки зрения логики. Над крепостью взвился белый флаг капитуляции, но отправившиеся на встречу русские парламентёры были подло убиты у ворот. Вероятно, между шведскими офицеры не было согласованности действий. Так или иначе, однако этот вероломный шаг стоил гарнизону жизни – Ласси приказал взять крепость штурмом, а русские солдаты, обозлённые подлостью, не стремились щадить сдающихся в плен. Уцелел лишь сам генерал Врангель и некоторая часть его штаба.

Победа, одержанная Ласси в самом начале войны, сразу же поставила крест на всех шведских планах по восстановлению империи. Последующие годы шведы лишь последовательно отступали, не решаясь оказать русским серьёзное сопротивление.

От самой крепости после боя почти ничего не осталось. Деревянные постройки сгорели от огня артиллерии, оставшиеся строения были разобраны русскими солдатами. Полностью разрушив крепость, Ласси отступил к Выборгу. Его задача была выполнена.

Военный переворот, вскоре случившийся в Петербурге, не принёс шведам облегчения. Елизавета Петровна после восшествия на престол сразу же резко изменила риторику. Отныне она была намерена продолжать политику своего отца.

По иронии судьбы шведы не только не вернули утраченное. но и были вынуждены опять уступить часть своих земель. Русские приобрели и Вильманстранд, который опять укрепили, сделав уже русской крепостью.

Так бесславно закончилось готовящееся шведское вторжение в Россию. Шведам даже не довелось повоевать на русской территории. Урок не пошёл им на пользу – они ещё дважды пытались воевать с Российской империей. Лишь окончательно потеряв Финляндию, Шведское королевство успокоилось. Отныне оно навсегда стало одним из второстепенных государств, на собственном опыте убедившимся, что противостоять России смертельно опасно.

На заглавном фото: памятник в Лаппеенранте (Вильманстранд), посвящённый событиям 1741 года

146
Поставить лайк: 187
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору