Большая родня Гоголя и черти-«националисты»
Две новости, хорошая и плохая, появились в нынешнем марте, в канун 213-й годовщины со дня рождения великого русского писателя. Первую из них, отрадную, сообщил известный генеалог, давний и лучший исследователь родов малороссийского дворянства (фамилию которого, увы, назвать здесь не рискую, дабы в нынешней обстановке не навредить этому человеку).
Он завершил масштабную работу по изучению предков и потомков Гоголя, создав самую полную на сегодняшний день историю рода классика русской и мировой литературы. Графически она заняла несколько полотен бумаги крупного размера, сокращённый вариант – лист плакатного формата А0, 84,1 х 118,9 см, большего не бывает. Исследователя ожидали в этой работе новые открытия, пусть и не сенсационные, но весьма важные.
Родословной Гоголя занимались ранее многие исследователи, и отнюдь не безуспешно. Было установлено родство семьи писателя с такими «громкими» фамилиями, как Скоропадские, Трощинские, Дорошенко, Забелы, Лизогубы, оставившими заметный след в истории Великой и Малой Руси. Такая краткая родословная была даже запечатлена в металле: ещё «во времена СССР», в Полтаве, на заводе украинских сувениров была отчеканена серия из 9 значков с родовыми гербами знатных родственников писателя.
Сейчас это подлинный раритет, ибо повторить его невозможно: оборудование предприятия с обретением Украиной «независимости» было порезано на металлолом, специалисты растворились среди «челноков» и базарных торговцев, территорией завода овладели продавцы импортных автомобилей.
Упомянутый набор значков инициативно разработал и воплотил заслуженный художник УССР, главный художник Полтавы В.Н. Батурин. Он же создал эскизный проект музея-заповедника писателя в Васильевке Шишацкого района Полтавской области, вскоре переименованной в Гоголево. В проект эскиз превратился стараниями главного архитектора Полтавы Л.С. Вайнгорта (он стал и первым директором созданного музея-заповедника, открытого в 1984 году, к 175-летию со дня рождения писателя).
Огромную неоценимую помощь в создании этого музея оказала группа москвичей во главе с лучшим гоголеведом страны И.П. Золотусским, автором множества научных работ по исследованию творчества писателя и популярной книги о нём, вышедшей в серии ЖЗЛ, многократно переиздававшейся, опубликованной в переводах в Вильнюсе, Софии и Братиславе. Благодаря этой группе музей наполнился экспонатами, обрёл вид научного учреждения, получил мощную финансовую поддержку из союзного центра.
В значительной степени на средства московских меценатов, в частности М.В. Богатырёвой, была проведена в 2009 году коренная реконструкция музея Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах (дом фельдшера М.Я. Трохимовского, в котором 1809 г. родился будущий писатель). Но попробуйте найти об этом упоминания на полтавских исторических сайтах, либо в той же «Википедии».
«Гоголевские места на Полтавщине» (начиная с памятника Николаю Васильевичу в областном центре, отлитого в 1915 году в Петрограде и подаренного автором, Л.В. Позеном, городу) и вплоть до памятной доски, установленной на 200-летие писателя на здании в центре Полтавы советником-посланником посольства Российской Федерации В.В. Лоскутовым, включая музей-заповедник в Гоголево и музей в Великих Сорочинцах (и не только) «живы» только благодаря тому, что до них смогла дотянуться «рука Москвы».
Прочие «гоголевские места» или уже исчезли, либо уходят в небытие. Хутор Косяровских, где родилась мать писателя Мария Ивановна, разрушен подчистую (место в своё время удалось отыскать лишь с помощью спутниковой навигации), имение екатерининского вельможи Д.П. Трощинского, родственника Гоголей, у которого служил отец Николая Васильевича – Василий Афанасьевич, представляет собой груду битого кирпича*, здания дворца Муравьёвых-Апостолов в Хомутце, где в советское время квартировал сельхозтехникум, представляют собой нынче мерзость запустения; парк с руиной при этом официально считается «памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения». А ведь Н.В. Гоголь – праправнучатый племянник родоначальника династии гетмана Малороссии Даниила Павловича Апостола, в церкви-усыпальнице которого в Великих Сорочинцах был крещён маленький Никоша.
Самое полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя вышло в свет в Издательстве Московской Патриархии в год 200-летия со дня рождения писателя. Его составителями стали доктор филологических наук старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН И.А. Виноградов и доктор филологических наук, профессор Московского университета председатель Гоголевской комиссии научного совета РАН «История мировой культуры» В.А. Воропаев (второй, помимо И.П. Золотусского, крупнейший знаток творчества Н.В. Гоголя).
«Впервые, – говорится в аннотации, – в собрание включена переписка Гоголя с ответами его адресатов в полном объеме. В издание также помещены лекции, прочитанные Гоголем в Петербургском университете, записные книжки, словари, подготовительные материалы по истории, фольклору и этнографии. Впервые в собрание вошли записки Гоголя духовного содержания, выписки из служебных Миней, других богослужебных книг, творений святых отцов, в том числе из «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника, любимой книги писателя». А также здесь опубликованы «Размышления о Божественной литургии» – главнейшем христианском богослужении в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. Лучше и доходчивее Гоголя никто о нём не написал. Именно его тексты семинаристы искали в дореволюционных изданиях писателя, ибо в советское время их держали под спудом.
«Переписка Гоголя с ответами его адресатов», да ещё «в полном объеме», в соединении с генеалогическими исследованиями, проливает свет на природу многих произведений писателя. Благодаря им известно, что в «Старосветских помещиках» изображены не кто иной, как бабушка Гоголя Татьяна Семёновна, в девичестве Танская, представительница созвездия знатных родов: Лизогубов, Дорошенко, Скоропадских, Забел, и дед, Афанасий Демьянович, полковой писарь, предками которого были лубенские священники. Безумная любовь подвигла их на совершение тайного брака, плодом которого стал отец Гоголя Василий Афанасьевич и, соответственно, он сам.
«Старосветские помещики» не случайно стали первой повестью Гоголя из цикла «Миргород», написанной в 1835 году. Татьяна Семёновна предстала в ней Пульхерией Ивановной, Афанасий Демьянович – Афанасием Ивановичем, фамилией – Товстогубовы. Намёки более чем прозрачны, легко угадываемы, нежность в описаниях их жизни – безгранична, правдиво-документальна.
Завершает же сборник «Миргород» «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это тоже рассказ из околосемейной хроники Гоголей, которыми Мария Ивановна Гоголь-Косяровская наполняла переписку с сыном, по его всегдашним просьбам: реальная ссора двух реальных людей, которых именно так и звали: Иван Иванович и Иван Никифорович. Фамилия у обоих была одинакова – Чарныш.
Они приходились родственниками другому Ивану Никифоровичу Чарнышу, руководившему Полтавским магистратом – особе значительной, и поэтому Гоголь во избежание ненужных осложнений, для родни в первую очередь, переименовал их соответственно в Перерепенко и Довгочхуна. Были они не просто заурядными помещиками, а отставными военными: генералом один, второй – секунд-майором. То есть гонору никому из них было не занимать.
Как известно из повести, свою судебную тяжбу они перенесли в Полтаву, но их именитый родственник (по нынешним понятиям – мэр) вряд ли стал им помогать. При этом полтавский Иван Никифорович Чарныш был поистине милейшим человеком. В его подчинении писарем начинал свою карьеру другой будущий классик литературы И.П. Котляревский. Скорее всего, по доброте душевной Чарныш выдал ему свидетельство на дворянство, якобы взамен утерянного. Так Иван Петрович избежал солдатчины, военную службу начал кадетом в Северском драгунском полку и дослужился до чина штабс-капитана. Его однополчанином был Иван Иванович Чарныш (в «Повести…» - Перерепенко). Возможно, что они и служили в одно и то же время (год рождения И.П. Котляревского – 1769-й, И.И. Чарныша – 1767-й).
…Что касается новости печальной, то она такова. Пять дней тому назад электронные СМИ растиражировали «сенсационную», по их мнению, новость: «Православная община посёлка Гоголево стала первой из общин Московского патриархата на Полтавщине, которая сделала во время народной войны за независимость украинский выбор, став на сторону единственной канонической православной церкви. Свято-Николаевский храм в селе Гоголево на Полтавщине перешёл из Московского патриархата в Православную церковь Украины».
Внимательный читатель, несомненно, обратил внимание на ложь, выпирающую из этого сообщения. Ведь единственной канонической церковью на Украине является как раз УПЦ МП, а ПЦУ – суть политический проект, и «церковь», почти нигде в мире не признанная. Здесь же неспроста осуществлена и подмена понятий: в одном случае фигурирует «посёлок», в другом – «село». Но акцент далее делается на том, что событие произошло «на малой родине выдающегося писателя, классика мировой литературы и автора труда „Роздуми про Мазепу“ Николая Гоголя».
Здесь всё враньё. Гоголево, о котором речь, находится в Великобагачанском районе, малой же родиной выдающегося писателя является Гоголево другого, Шишацкого, района. Никаких «Размышлений о Мазепе» Гоголь не писал, у него есть заметка «Размышления Мазепы» (что суть совершенно иное), в которых престарелый авантюрист прикидывает, под кого бы удобнее лечь: крымского хана (слабого и презираемого запорожцами), «царство Баториево» (погубленное раздорами) или шведов? Весь «труд» состоит из 25 предложений, но кто из интернет-пользователей станет во всё это вникать?
Вообще, в статейке наговорено достаточно на применение к авторам публикации статьи 161 УК Украины, предусматривающую уголовное наказание за разжигание религиозной вражды, но кто же будет судить оголтелых «патриотов»?
Радует в этом сообщении только одно: пастырь Свято-Николаевского храма отказался погубить свою душу, участвуя в мероприятии перехода общины из УПЦ МП в секту ПЦУ. Всё сделали «овцы» и подбившие их на бунт провокаторы. В этом ничего удивительного нет. В тамошних местах, как мы хорошо знаем из произведений Гоголя, чертей всегда хватало с избытком.
_______________
* Восстановить богатый усадебный комплекс Д.П. Трощинского «силами общественности», безусловно, невозможно. Однако и в этом направлении кое-что делается. Энтузиаст, почитатель трудов Дмитрия Прокофьевича на благо Отечества (фамилию которого тоже называть не время) предпринял нынче попытку пятитомного издания его переписки. Материалы собраны при содействии российских архивов. Первая книга уже вышла из печати. Нет сомнения в том, что проект заинтересует гоголеведов, и обещает им новые открытия в изучении страниц жизни и творчества великого писателя.
Заглавная иллюстрация: бюст Н.В. Гоголя перед входом в музей писателя в Великих Сорочинцах, месте рождения великого писателя.