ссылка

Чехия стряпает свою версию украинской истории и культуры

Увеличить шрифт
А
А
А

Чешские власти озаботились сохранением украинского культурного наследия в условиях войны. Задуман проект Archa III («Ковчег III») по созданию мобильных станций трёхмерной оцифровки предметов историко-культурного наследия Украины. 

Предыдущие два проекта Archa I и Archa II – это создание мобильного рабочего места для консервации исторически ценных бумажных документов (архивов, редких рукописей и т. п.) и консервации письменных памятников истории, которые могут быть повреждены в условиях войны или при ненадлежащем хранении. Работать чехи будут в спайке со специалистами Национальной библиотеки им. Ярослава Мудрого (Киев) и Украинской библиотечной ассоциации. Запуск проектов намечен на 2025 год.

Ради реализации данного проекта министр культуры Чехии Ондржей Храст, гендиректор Национального музея Михал Лукеш и представители Фонда Карела Комарека посетили в середине августа Львов по случаю Недели чешско-украинского партнёрства. Итогом поездки стало подписание с генеральным директором Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Максимом Остапенко совместной декларации «О поддержке украинской культуры».

Проект Archa не инициатива Киева. Его запустили чешские власти. Координатор проекта – Национальный музей Чехии. Карел Комарек – предприниматель-миллиардер, взявшийся за его финансирование. Это уже само по себе подозрительно. Отчего-то политики в Чехии вдруг решили всерьёз заняться сбережением украинской культуры, а чешский миллиардер вдруг не пожалел на это свои кровные деньги! Как указывают чешские СМИ, кроме Комарека, деньги на проекты дал богач-филантроп Либор Винклер «и его друзья». Кто эти безымянные друзья и почему они проявили такую щедрость, не раскрывается.

Ради спасения памятников украинской культуры чешская правительственная делегация отправляется в униатский Львов, чтобы переговорить с гендиректором православного заповедника Остапенко, ранее занимавшим пост гендиректора национального заповедника «Хортица». В 2022 году Остапенко вступил в ряды ВСУ, но затем оказался в чиновничьем кресле.

Фонд Комарека профинансировал покупку автомобиля, на котором группа из трёх специалистов беспрепятственно передвигается по Украине. В автомобиле они производят оцифровку экспонатов. Если экспонат крупный или неудобен для транспортировки, они делают это в музеях. Тем самым создаются трёхмерные копии ценных культурных объектов, которые можно будет в случае утраты оригиналов далее изучать и использовать.

До начала СВО украинская культура Прагу вовсе не интересовала, как не особо интересовала её и Украина до прихода на пост министра иностранных дел Чехии молодого проамериканского политика Яна Липавского в 2021 г. С его появлением Чехия вдруг прямо-таки задышала Украиной. Первой из стран НАТО отправила Зеленскому тяжёлую технику и авиацию, инициировала для него сбор артиллерийских боеприпасов по всему миру, выступает на международных площадках с призывами помогать Киеву побольше и относиться к Москве пожёстче.

«Любовь» Липавского к украинской культуре продиктована не ценностью для него самой этой культуры, а возможностью использовать её в качестве инструмента русофобской политики. Нечто подобное Прага пыталась провернуть в годы правления первого президента Томаша Масарика (1918-1935). Масарик старался спровоцировать внутри белогвардейской эмиграции из царской России межэтническое противостояние между великороссами (русскими) и малороссами (украинцами).

О гнусном Масарике известный русинский историк и языковед, львовянин Алексей Геровский (1883-1972) писал в статье «Мы и чехи»: «Его газета «Час» была не только явно австрофильской…, но и противорусской, направленной не только против царской России, но и против русских вообще, своё презрение к которым он не скрывал. «Час» была единственной чешской газетой, поддерживавшей украинских сепаратистов в полном созвучии с официальной австрийской политикой».

Масарик накорябал книгу «Россия и Европа». Её распространяли во всех чехословацких школах вместе с другими националистическими опусами, список которых для чехословацких властей угодливо составили прикормленные ими галицкие русофобы.

Чехословакия владела нынешней Закарпатской областью, назвав её Подкарпатской Русью, и Прага понимала, что сильная Россия не позволит ей прибирать к рукам древнерусские земли. Прага убеждала малороссов, что они не русские, а украинцы, и территория их проживания – Украина. Слабая Украина не в состоянии вернуть Закарпатье, но Украина в составе России – это уже часть мощного геополитического организма, тягаться с которым Чехословакии не под силу. Вот почему чехословацким властям срочно понадобилась украинская культура – для нанесения ущерба самим же украинцам.

В наш век Прага руководствуется теми же соображениями. Чехия вынашивает амбициозные планы вырваться в региональные лидеры Центрально-Восточной Европы, играть более заметную роль в НАТО и стать плацдармом американского влияния против России.

Для этого надо, чтобы между Чехией и Россией сохранялся территориальный буфер, который обезопасил бы Чехию от тех контрмер, которые Москва неизбежно примет для нейтрализации плацдарма. Таким буфером служит Украина, дающая Чехии стратегическую глубину, отделяющую Чехию от Российской Федерации. Сидя за «украинским забором», чехам сподручней вредить России, ведь основные шишки сыпятся не на них, а на Украину.

Проекты Archa направлены не на пользу украинской культуры как таковой, а на консервацию её национал-радикальных проявлений, каковые можно использовать в пропаганде раскола православного восточного славянства. Неужели вы думаете, будто чешское правительство и чешские миллиардеры будут заботиться о сохранении памятников культуры и истории, подтверждающие единство народов Великороссии (России) и Малороссии (Украины)? Разве будут чешские специалисты оцифровывать всё, что подтверждает слова великого уроженца Полтавщины Николая Гоголя о русском казацком братстве? О совместной борьбе народов Малороссии и Великороссии против внешних врагов – Речи Посполитой, Швеции, Османской империи, Австро-Венгрии, Германии?

Наоборот, запечатлено в цифре будет только то, что позволяет разъединить, а не объединить восточных славян. Как это было сделано в своё время Канадой и США, приютивших после Второй мировой войны целую отару украинских националистов и создавших альтернативную версию истории Украины, окрашенную в национал-русофобские тона.

Прага заранее создаёт себе задел для игры в долгую по украинскому вопросу. Она искусственно создаёт пласт украинской истории, который бы вписывался в общую политику Чехии на восточном направлении. В такой истории не будет места свидетельствам многовекового единства русского народа, одной из ветвей коего являются украинцы.

Проект Archa не сохраняет, а калечит украинскую культуру. Он режет её на куски, отбрасывая одни и преувеличивая значимость других. Это должно посеять семена ненависти на Украине ко всему русскому и обречь её народ на вечную вражду с братским народом.

Чехам этого и нужно. Только при таких условиях Прага может рассчитывать на повышение собственной значимости в рамках ЕС и НАТО.

82
Поставить лайк: 112
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/chekhiya-stryapaet-svoyu-versiyu-ukrainskoy-istorii-i-kultury