Чем ночь темней, тем ярче звёзды: Церковь в предчувствии рассвета
Часто говорю и пишу о жизни Христовой Церкви. Людям внешним, пока не встретившим Христа, это может показаться странным, излишне навязчивым. Попробую кое-что пояснить.
Есть такой святой – священномученик Киприан Карфагенский. Однажды он сказал: «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец». Наша земная мама рождает нас для жизни земной, временной. И мы трепетно любим свою мать, вскормившую нас и оберегавшую. Беспокоимся, когда ей угрожает опасность. Готовы защищать, не жалея сил.
А Церковь Христова рождает нас для жизни небесной, вечной. И её благополучие для нас предельно важно. И всё, что касается судьбы Церкви, нашей небесной Матери, в которой мы можем соединяться в таинствах со Спасителем и Богом, не может не волновать православного христианина.
К чему это я? Да к тому, что любой православный христианин, а тем более, православный, живущий на Украине, сегодня вслушивается, вчитывается в новости. И в событиях пытается (употреблю такое церковное слово) прозреть волю Божью – и о Его верных чадах, и о Его врагах. И складывается, своего рода, мозаика. И начинаешь понимать, о чём и о ком молиться в первую очередь.
Вот на днях официальные СМИ, властные структуры Украины заговорили о важном религиозном «юбилее» – трёхлетии «объединительного собора» 2018 года. Это о том, как Порошенко и финансово заинтересованный им патриарх Варфоломей создали на земле Украины новую псевдорелигиозную структуру – ПЦУ. Проиграли все. Порошенко, несмотря на шумиху вокруг томоса, президентом не стал. Варфоломей обещанных храмов не получил. Но, главное, проиграли те, кто поверили в эту аферу. К сожалению, есть люди (знакомые, соседи) которые и спустя три года продолжают утверждать, мол, собрав раскольников Денисенко (бывшего Филарета), бригаду Макария Малетича и двух перебежчиков из УПЦ (МП), стамбульский патриарх действительно создал «новую украинскую церковь». Что он «вернул им каноничность» и восстановил Денисенко и Макария в епископском достоинстве.
Об этой лжи написаны уже тысячи статей. Разбираться заново нет смысла. Отмечу один штрих, говорящий о полном невежестве украинской пропаганды. Макарий Малетич не мог быть заново поставлен епископом, поскольку никогда им не был. Он был в сане обычного священника, запрещён в служении ещё в 1989 году митрополитом Киевским… Филаретом (Денисенко). Тем самым, с которым его соединил в новую церковь «його всесвятість» Варфоломей. Как говорили в одном старом советском фильме, «высокие, высокие отношения».
Однако при всей комедийности отдельных моментов, вторжение на каноническую территорию Московского патриархата произошло. ПЦУ при поддержке местных властей существует и поныне. Обманутые люди идут молиться к обманщикам.
Более того, лидер обманщиков Сергей Думенко (именующий себя «блаженнейшим митрополитом Киевским) 13 октября дал большое интервью, пропитанное наглостью и уверенностью в том, что у его структуры есть радужное будущее.
Слушать (да и читать) эти речи было невыносимо от нагромождения злобной и беззастенчивой лжи. Но, беспокоясь о будущем канонической церкви, заставил себя послушать. Наглость поистине поражает. Например, всем известно, что сторонники ПЦУ захватывают наши храмы. А, по словам Думенко, это УПЦ (МП) захватывает храмы, которые принадлежат ПЦУ. Логика такая: согласно «томосу», все общины УПЦ автоматически переходят в юрисдикцию ПЦУ. И те, кто против насильственного перевода в ПЦУ, нарушают закон.
Кстати, и молодчики, срезающие церковные замки, тоже из канонической УПЦ, утверждает Думенко. А также он на «голубом глазу» сообщает, что ПЦУ имеет на Украине (в том числе на Востоке, в Харькове, например) больше сторонников, чем «московский патриархат». Разумеется, ярлык «московский» в интервью проходит красной нитью. Натравливание на каноническую церковь национал-радикалов – фирменный приём «пэцэушников».
Можно было бы просто посмеяться. И тому, что с какого-то перепуга Думенко разглагольствует о тайной готовности монахов Киево-Печерской лавры перейти в ПЦУ (больная фантазия плюс осознанная манипуляция); и тому, что он 122-го митрополита Киевского Онуфрия фамильярно называет по имени и даже говорит, что Украинской Православной Церкви больше не существует. Однако совсем не смешные выводы приходится делать из речений Думенко. Новые захваты храмов у них планируются. И власть по-прежнему считает ПЦУ государственной «патриотической церковью».
Подтверждений сказанному достаточно. «Внезапно» оживился «Правый сектор»*. Его активность на церковном направлении снова стала заметной. А поскольку без указания спеслужб и соответствующего финансирования эта братия палец о палец не ударит, можно говорить о новой волне атак на УПЦ (МП).
Так, «правосеки» крайне раздражёны тем, что православные Украины, у которых храмы ранее были отняты (руками тех же «правосеков») при поддержке местной полиции, вдруг коварно стали строить новые церкви. В той же многострадальной Катериновке в Тернопольской области за четыре года, прошедших после захвата в 2017-м, возвели новый храм. Нацисты в ступоре. Что делать? Те церкви, которые были отняты, стоят пустыми (Думенко в интервью уверял, что людей полно, а сам бродил по пустому Михайловскому собору), значит, нужно отбирать вновь построенные? Не исключено, что торг о цене вопроса уже идёт.
Впрочем, есть и радостные события, знаки. Всё чаще радуют дела недавно созданной организации «Миряне». Мне уже приходилось писать о ней, когда было проведено очень молитвенное стояние возле Верховной Рады, и православные потребовали от приехавшего Варфоломея «выхода на разговор». Так вот, «Миряне» расширяются. В областях появляются новые отделения организации. Цель их одна – защита канонической УПЦ. Особенно успешно работа «Мирян» продвигается на Ровенщине. И неудивительно. Это край, где за защиту общин отвечает бесстрашный протоиерей Виктор Земляной. На его счету многократные вызовы в СБУ. Но и десятки спасённых от рейдеров общин.
Может, поэтому один из первых региональных съездов «Мирян» прошёл 10 октября в Ровно. Принято решение (в ответ на предложение одного из лидеров «Мирян» Владимира Филиппова) поддержать и продвигать законопроект 5835. Согласно ему, должны быть отменены все ранее принятые Радой антицерковные законы.
И ещё одна светлая новость, о которой многим неизвестно. Тоже, кстати, связанная с «Мирянами». Недавно на Сумщине городской суд Шостки наложил штраф в размере 8500 гривен на отца Андроника, настоятеля Свято-Покровского храма в селе Воронеж Конотопской епархии. Его обвинили в разжигании религиозной вражды. И только лишь за то, что батюшка в социальной сети назвал представителей ПЦУ «пцушниками-раскольниками». Но эта история, оказывается, имела продолжение.
Заявителем против священника УПЦ и потерпевшим по этому делу был председатель Шосткинской городской организации «Народный рух Украины» Михаил Скорик – ярый враг канонической церкви. Уже после приговора суда Скорик в Шосткинской газете «Полесье» опубликовал свою статью, в которой по-настоящему разжигал ненависть. Называл Украинскую Православную Церковь вражеской, антиукраинской, лгал о том, что священники УПЦ уничтожают храмы и даже сжигают живых людей.
И вот, усилиями юридической службы «Мирян» Скорик привлечён к ответственности за разжигание религиозной вражды и ненависти. И, весьма вероятно, что теперь пришла его очередь сесть на скамью подсудимых и пройти ту же процедуру, которую прошёл священнослужитель Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Объединение православных Украины «Миряне» требует уголовного преследования националиста Скорика – за дело.
А закончить хочу, пожалуй, самой радостной новостью недавних дней. Верю в её неслучайность. Верю, что за ней просвечивает подлинная правда о судьбе православного народа Украины.
Конечно, имею в виду победу выдающегося спортсмена, воина Христова Александра Усика в боксёрском поединке. И дело даже не в самой победе (хотя, с точки зрения спортивной, она была безупречной) – дело в той атмосфере, которая сложилась вокруг боя. Александр Усик – верный УПЦ (МП), крымчанин, противник украинского национализма. И потому он ненавидим врагами церкви и врагами Украины. Они желали его поражения. Но Александр победил. И не просто победил. После боя он стал на колени и поблагодарил в молитве Бога. А в первом же интервью после поединка сказал: «Единственное, что я хотел сделать – это прославить своего Господа Иисуса Христа, сказать, что за всё слава Богу, и победа эта от Него».
Не стану описывать, какой вой поднялся в «патриотических» социальных сетях. Налицо моральная шизофрения: человек завоевал мировое признание, в честь его победы поднимался флаг страны, но люди, «болеющие за Украину», ответили лишь громким и бессильным скрежетом зубов.
Хотя удивляться нечему. От имени Христова всегда корчит тёмные силы. Особенно, говорят, их вопли усиливаются перед рассветом. А в том, что рассвет наступит, я не сомневаюсь.