Донбасс требует от ОБСЕ вспомнить о своих обязанностях
На прошлой неделе Киев совершил очередной преступление – украинские военные захватили в плен офицера Андрея Косяка из представительства ЛНР в СЦКК вблизи посёлка Золотое, который присутствовал при разминировании местности. Работы по разминированию были заранее согласованы с украинской стороной, и от них была получена гарантия безопасности на всё время проведения работ.
Представители миссии ОБСЕ не спешили комментировать это преступление украинских военных, и только через несколько часов выступили с заявлением о том, что «были проинформированы об инциденте» и предложили «приложить все усилия, чтобы подобное не повторялось». Никаких требований немедленного освобождении офицера СЦКК, никаких оценок провокационных действий со стороны ВСУ не последовало.
Тем временем в социальных сетях «патриоты» распространяют фото Андрея Косяка, который сидит связанный в яме у украинских террористов.
Подождав два дня и не дождавшись никаких действий или хотя бы очередных заявлений со стороны ОБСЕ, рано утром в пятницу перед зданием гостиницы Park Inn, где проживают наблюдатели миссии СММ ОБСЕ, в Донецке стали собираться участники акции в защиту офицера СЦКК ЛНР. Они требовали освободить захваченного в плен представителя ЛНР в СЦКК и выражали возмущение невыполнением наблюдателями ОБСЕ своего мандата.
«Мы требуем реакции миссии на задержание наблюдателя Представительства ЛНР в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня»,
– заявили активисты, которые собрали подписи под обращением в защиту офицера ЛНР.
Протестующие сформировали инициативную группу, которой удалось зайти в гостиницу и пообщаться с представителями миссии ОБСЕ. Заместитель главы миссии в Донецке внимательно выслушал требования инициативной группы и принял обращение с подписями дончан, потребовав разблокировать выходы из гостиницы. Однако собравшиеся под стенами гостиницы протестующие категорически отказались расходиться и пообещали блокировать здание до тех пор, пока Андрей Косяк не окажется на свободе.
«Как видим, Украина в очередной раз подтвердила свой статус – «государство-террорист», которое не выполняет никаких взятых на себя обязательств, в т.ч. соблюдение иммунитета сотрудников Совместного Центра контроля и координации. Все гарантии, даваемые Киевом ничего не стоят, а версия, выдвинутая ВСУ о якобы разведдеятельности сотрудника СЦКК – абсурдна!»
– уверен представитель ЛНР в ТКГ Родион Мирошник.
Целый день митинговали дончане под стенами гостиницы, из которой наблюдатели ОБСЕ так и не рискнули выйти, а к вечеру стали обустраивать вокруг входа палаточный городок, объявив, что дежурить остаются не только на ночь, но будут блокировать миссию ОБСЕ до освобождения офицера ЛНР.
Тем временем ОБСЕ выступило с заявлением, в котором пытается оправдаться – ничего не видели, ничего не знаем, всё случилось без нас, а может быть, ничего и не было.
«СММ не наблюдала за происходящим напрямую. Представитель ОБСЕ получил информацию от Вооружённых сил Украины и вооружённых формирований только после того, как это произошло. В соответствии с методологией отчётности неподтверждённая косвенная информация не может быть включена в отчёты Миссии. Однако СММ готова содействовать диалогу на местах между сторонами, если они пожелают обратиться за таким содействием»,
– говорится в заявлении ОБСЕ.
Напомним, что в обязанности наблюдателей миссии ОБСЕ входит «контролировать и поддерживать соблюдение прав человека и основных свобод», что всё-таки отличается от простого наблюдения за ситуацией.
Такое поведение миссии привело к тому, что в Луганске отказались гарантировать безопасность наблюдателям ОБСЕ у линии соприкосновения до тех пор, пока не будет освобождён Андрей Косяк. В связи с чем патрулям ОБСЕ запретили передвигаться по некоторым дорогам в ЛНР, которые считаются опасными.
В субботу протесты у здания гостиницы Park Inn продолжались, палаток стало больше – около двадцати, а народ активнее. Дончане, даже не участвующие в протесте, а просто проходящие мимо, брали микрофон и обращались к представителям миссии ОБСЕ. Таким образом, обращения к наблюдателям звучали постоянно на протяжении всего дня. Сами же наблюдатели из гостиницы не выходили, жалуясь на «ограничение своих действий». Однако в субботу уже прозвучали первые заявления о том, что сотрудники ОБСЕ готовы «изучить инцидент» с захватом представителя СКЦЦ ЛНР.
«Замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Марк Этерингтон обсудил в Луганске задержание ВСУ представителя ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК). Этерингтон смог дать заверения, что СММ предпринимает всё возможное, чтобы всесторонне изучить обстоятельства инцидента»,
– говорится в сообщении МИД ЛНР.
В МИД республики потребовали «объективно отразить все обстоятельства инцидента в отчётах СММ ОБСЕ и обеспечить немедленный возврат наблюдателя СЦКК».
В воскресенье митинги протеста с требованием к ОБСЕ начать действовать продолжились, так же как и блокада гостиницы.
Однако вместо того, чтобы предпринять какие-то действия, руководитель миссии Яшар Халит Чевик решил просто свернуть миссию ОБСЕ в республиках Донбасса, испугавшись протестов дончан.
«Из соображений безопасности мы приостановили наши операции»,
– заявил Чевик, признав тут же, что никакой агрессии или угроз со стороны митингующих не было. То есть, вместо того чтобы «реагировать на инциденты в зоне конфликта», СММ решила прореагировать бегством от неприятностей.
Не для этого ли и была затеяна вся эта провокация? Сначала украинским военным разрешают стрелять «по своему усмотрению», затем ОБСЕ сворачивает свою деятельность – и теперь уж точно можно делать всё что угодно.
Однако в Луганске в миссии ОБСЕ в недоумении: они не знают, что им делать, поскольку не получали никаких указаний по поводу того, работать им дальше или уезжать, рассказал руководитель Луганского офиса ОБСЕ Юрген Велнер.
На Украине отреагировали на протесты в Донецке и однозначно ответили – освобождать заложника не намерены, а что касается митингов под стенами офиса ОБСЕ, то это, несомненно, провокации России, чьи ж ещё?
«Данные действия РФ мы расцениваем, как последовательную и сознательную политику, направленную на вытеснение ОБСЕ с оккупированных территорий, что является грубым подрывом системы безопасности в Европе»
– так и заявил спикер украинской делегации в ТГК Алексей Арестович.
Между тем блокада ОБСЕ в Донецке продолжается: утром в понедельник наблюдателей разбудили звуки Гимна России, а потом целый день их заставили слушать патриотические песни.
То ли песни подействовали, то ли наблюдателям надоело сидеть в гостинице, но в понедельник они согласились провести переговоры с руководством ДНР, куда и отправились в сопровождении представителей СЦКК ДНР. Однако, вернувшись, никаких комментариев не было, ни от руководителя представительства ДНР в СЦКК, ни от миссии ОБСЕ. Пожалуй, сказать им было нечего.
Ну а пока в Донецке пытались достучаться до ОБСЕ и заставить начать выполнять свои обязанности, ВСУ продолжали обстреливать Донбасс.
«В результате обстрела снова (второй раз за последний месяц) повреждена подстанция «Раздольная», обеспечивающая электричеством несколько населённых пунктов Ясиноватского района. Обстрел продолжается. Жителей населённого пункта Верхнеторецкое просим соблюдать осторожность»,
– сообщил в воскресенье глава администрации г. Ясиноватая Дмитрий Шевченко.
Приступить к оперативной ликвидации последствий украинского обстрела энергетики не могут – обстрелы продолжаются.
Жители посёлка Коминтерново, которые сидели без электричества больше месяца, жалуются – свет вернули, но не тишину. Сразу после проведения ремонта подстанции, после чего в селе появился свет, ВСУ не прекращают обстрелы. Местные жители говорят, что украинские военные мстят им, хотя в посёлке проживает всего 68 стариков, самому младшему из которых 60 лет. Очень «достойное» занятие для себя нашли украинские вояки – сражаться со стариками. Впрочем, этим они и занимаются уже восьмой год войны на Донбассе.