Как разрушали СССР: из комсомольцев – в бандеровцы
Недавно отправившийся вслед «Небесной сотне» писатель Владимир Яворивский, член КПСС, признавал: «Среди нас так много оборотней». Именно этим знаменитым свойством украинского политического переобувания можно объяснить большинство вех национальной истории Украины.
Мы хорошо знаем комсомольцев и членов КПСС Ярослава Кендзьора, Ирину Фарион, Дмытра Павлычко, инструктора Тетивского райкома ЛКСМ, а после руководителя РУХа Ивана Драча.
Не секрет, что, подавив вооружённое сопротивление ОУН-УПА*, Советская власть предоставила широчайшие возможности для национально-культурного развития украинского народа.
Потому возвращавшиеся из лагерей сотни бандеровцев, устраивались на работу, карьерно росли, становились членами партии, не отказываясь от своих убеждений, воспитывая на них детей.
Их время пришло в конце 80-х с начавшейся «перестройкой», одной из декларированных целей которой было развитие так называемого гражданского общества. Термин этот крайне популярен и теперь, особенно у Запада, продвигающего «демократию» в том или ином государстве. Под гражданским обществом чётко понимается меньшинство, призванное подменить собой большинство в нужный момент.
Развивать это общество взялся украинский комсомол. Во главу угла ставилась культурная жизнь. И вот 6 августа 1987 года под эгидой Оболонского райкома ЛКСМ был создан УКК – Украинский культурологический клуб, первая негосударственная общественная организация УССР.
УКК, созданный на даче у Аркадия Киреева, очень быстро наполнили диссиденты вроде судимого за распространение антисоветских листовок Сергея Набоко, Олеся Шевченко или русофоба Евгения Сверстюка. Уже скоро культурологический клуб распространял антисоветский «Голос відродження», которые печатали в Вильнюсе за деньги уже подсевшего на доллары «Саюдиса».
И всё же главным разрушительным центром стал Львов. Летом 1987 года в газете «Культура і життя» появилась статья Александра Пидсухи о манкуртах. Подброшенный Айтматовым термин быстро украинизировали и активно обсуждали в львовской кофейне «Нектар», превратившейся в точку сбора сторонников восстановления так называемой национальной идентичности.
Идею тут же подхватили комсомольцы, имеющие тогда широкие возможности. Напомню, что комсомол УССР тогда возглавляли выходцы с Западной Украины Валерий Цибух и Анатолий Матвиенко, будущий лидер националистической партии «Собор».
В львовском горкоме ЛКСМ даже создали отдел по вопросам национального возрождения, секретарём которого стал хорошо знакомый сегодня Игорь Грынив – один из создателей Руха, руководитель предвыборной кампании кандидата в президенты Петра Порошенко в 2019 году.
Главной же фигурой стал начальник отдела горкома по спортивно-массовой работе Орест Шейко. Он договорился о сотрудничестве с Людмилой Безпалько – главой Общества охраны памятников истории и культуры.
В октябре 1987 года было создано общество «Товариство Лева». Действовали по методу поляков – уделяли внимание историческим памятникам и экологическим десантам. Не зря позже американский исследователь Педрик Кени в своей книге «Карнавал революций» сравнит работу «Товариства Лева» с «Солидарностью».
В общество потянулись художники, этнографы, архивисты, историки. Первые общественные мероприятия были весьма популярны. Начались этнографические выставки, проводились «гаёвки», Мирослав Решетило начал демонстрацию первых рождественских вертепов.
Среди комсомольских активистов были Лев Захарчишин, ныне консул Украины в Гданьске, Игорь Колиушко – экс-депутат и экс-советник президента Ющенко, глава Центра политико-правовых проблем.
Деятельность «Товариства» поддерживал первый секретарь горкома Орест Яремчук (впоследствии снятый с должности), о ней рассказывали журналы «Жовтень», «Україна», газета «Культура та життя», львовский корреспондент «Комсомолки» Виталий Панов, не говоря уже о ВВС и «Голосе Америки».
«Товариство Лева» обрастало бандеровским жирком и вскоре начало издавать (в Вильнюсе) газету «Поступ», которую возили из ЛитССР конспиративно – одиночками, с пересадками и передачами на станциях.
Редактором «Поступа» был Андрей Кривенко, тоже комсомольский функционер, уже начавший издавать самиздатовский сборник «Віко». В этот период в «Товаристве Лева» появился хорошо знакомый нам сейчас Тарас Стецькив, сын львовских ювелиров, известный в тогдашнем горкоме ЛКСМ.
21 октября 1988 года «Товариство Лева» собиралось провести отчётно-выборную конференцию, на которую пригласили представителей демократических группировок со всего СССР. Власти решили это дело прикрыть. Горком партии собрание запретил, но горком ЛКСМ во главе с Александром Шлапаком полностью поддержал. Дело окончилось шумным митингом и столкновениями с ОМОНом, но общество не закрыли.
Когда Шейко ушел с головой в экологические проекты, «Товариство» возглавил Игорь Грынив. В это время при обществе начинают издавать еще одно «самиздатовское чудо» – альманах «Евшан-зилля» (название поэмы Мыколы Вороного о траве, восстанавливающей память). Причём издавал его языковед полковник Советской армии Валентин Стецюк.
Заявленная цель всё та же – «восстановить утраченную память и ощущение достоинства украинского народа». Инструмент – опубликование малоизвестных произведений малоизвестных авторов.
В этот период уже проявили себя фигуры, хорошо известные КГБ: супруги Игорь Калинец и Ирина Стасив-Калинец, будущий автор книги «Антисуржик: Вчимося ввічливо поводитися і правильно говорити», Юлиан Редько, сын культовых фигур Легиона Украинских сичевых стрельцов Ярослав Дашкевич, известный львовский коллекционер, имевший широкие связи в Европе, Иван Гречко.
Чуть позже на базе кружка «Евшана» во Львове была создана Украинская ассоциация независимой творческой интеллигенции. Эти уже не только издавали журнал «Катедра», они основали премию имени Василия Стуса и стали проводить агитационные вылазки на Восточную Украину.
Бандеризация комсомольского детища усиливалась буквально по месяцам. На демонстрации 1 мая 1989 года колонна «Товариства» уже прошла под красными и сине-желтыми флагами, а из толпы звучал клич: «Слава Украине!» В этом же году представители «Товариства» при содействии украинских землячеств Австрии и Германии проведали могилу Бандеры, хотя и не сильно распространялись об этом.
17 сентября того же года «Товариство Лева» вместе с другими «национально-демократическими организациями» провело демонстрацию и первый флешмоб. В знак скорби по поводу «оккупации Западной Украины в 1939 году» в окнах выключили свет и зажигали свечи. Потом политическую инициативу перехватили руховцы, где комсомольцев тоже хватало с избытком.
Комсомольцы входили в руководство созданного Комитета поддержки Литвы. Например, Мыкола Поровский – секретарь комитета комсомола комбината «Івано-Франківськпромбуд». Он ездил на защиту парламента Литвы, впоследствии создавал Рух, был членом Высшей церковной рады так называемого Киевского патриархата, возглавлял Республиканскую христианскую партию. Сегодня Поровский – заместитель командира 3-го полка Кировоградского спецназа, участник АТО. О лихой комсомольской молодости он не вспоминает.
В марте 1988 года во Львове бывшими комсомольцами была создана еще одна молодёжная организация «Спадщина». Эти тоже прикрывались «культурно-историческим восстановлением», но реально хотели уже совсем другого. Но это – отдельная история.
Заглавное фото: «Товариство Лева» перед своим мероприятием