Михаил Погодин – профессор, сын крепостного, «сын века» и собиратель «старины»
23 (11) ноября 1800 года в семье крепостного крестьянина (получил вольную в 1806 году) и домоправителя графов Строгановых родился историк и публицист Михаил Петрович Погодин, один из самых известных представителей исторической науки в России XIX столетия. Он собирал материалы по российским древностям и преподавал в Московском университете.
Россия ранних лет правления императора Александра I была государством, подающим большие надежды. Молодой царь был сторонником прогрессивных реформ и широкого народного образования. При нём возникло множество новых учебных заведений, в том числе известный Царскосельский лицей.
Молодой Погодин, выросший в этой атмосфере, был типичным «сыном века». Он стремился к знаниям, искал ответы на наболевшие общественные вопросы, спорил с коллегами. К счастью, крепостное происхождение юноши не помешало ему достичь определённых высот в сословном обществе, где дворянское происхождение было едва ли не единственной «путёвкой в жизнь».
Свои фундаментальные знания Погодин приобрел в Московском университете, где изучал не только историю, но и словесность. В стенах университета сложились и взгляды Погодина на русское прошлое.
К 1823 году относится первое крупное сочинение Погодина – магистерская диссертация «О происхождении Руси». В ней молодой учёный позиционировал себя сторонником норманнской теории происхождения русских князей. Михаил Петрович считал, что «призвание варягов» было естественным фундаментом для формирования государственности, что славянские племена обрели в лице скандинавов сильных и дальновидных правителей, сумевших объединить Русь.
Преподавание в Московском университете потребовало от Погодина создания фундаментального труда, раскрывающего его историческую позицию. Так возникло сочинение «Исследования, замечания и лекции о русской истории», в котором историк подробно разбирал древнерусскую историю домонгольского периода. Погодин, в общем и целом скрупулёзно исследовавший эпоху и привлекший множество новых источников, тем не менее не избежал некоторой идеализации того периода, он преувеличивал положительное отношение князей к простому народу и стремился найти в прошлом источник для подражания.
Позиция Михаила Погодина по многим вопросам была достаточно противоречивой. С одной стороны, он был сторонником идеи о западном происхождении русской государственности, с другой – писал о самобытности России и был частичным приверженцем славянофильских взглядов. Он поддерживал государственную политику императора Николая I, выступавшего сторонником лозунга «Православие, самодержавие, народность».
Погодин известен не только как историк, но и как последовательный собиратель «старины». Путешествуя по России, он приобретал иконы, старинные книги, монеты, рукописи. Всё это историк помещал в свой архив, названный им «Древлехранилищем». В 1852 году Николай I приобрёл собрание Погодина для государства, заплатив за него 150 тысяч рублей серебром.
Абстрагируясь от политических взглядов Погодина, типичных для его времени, стоит отметить его огромный вклад в развитие русской исторической науки. Многие источники, введённые им в оборот, сохраняют актуальность и сегодня. Михаил Петрович был искренним патриотом России и горько переживал её поражение в Крымской войне. Умер Погодин в конце царствования императора Александра II вполне состоявшимся человеком, известным не только в России, но и за её пределами.
Русский литературовед и публицист Д. Мирский писал, что М. Погодин – «один из самых любопытных и сложных характеров современной русской истории, соединяющий в себе самые противоречивые черты: патологическую скупость и бескорыстную любовь к Древней Руси; высокую культуру и склад ума провинциального купца; природную трусость и способность к гражданскому мужеству».
На заглавном фото: М.П. Погодин, портрет, художник В.Г. Перов, фрагмент