ссылка

Мировые СМИ пытаются заглянуть в будущее Украины и Европы

Увеличить шрифт
А
А
А

«Западные партнёры» Украины явно приустали от бесконечной помощи своим подопечным в Киеве. Однако немецкая газета Berliner Zeitung не сомневается – самые главные трудности для Европы впереди, они появятся сразу после того, как на Украине завершатся военные действия и начнётся период восстановления при том, что Евросоюз переживает состояние серьёзного раскола.

«Если конфликт на Украине и доказал что-то ещё раз, так это бессилие европейцев, когда дело доходит до разрешения конфликтов на их собственном заднем дворе. Последствия этого конфликта, если он будет заморожен, поставят перед европейцами новые задачи. Американцы развернутся, как только замолчат пушки. Дональд Трамп не вложит ни цента в Украину, ни в поддержание мира, ни в восстановление (американские средства пойдут на приобретение плодородного чернозёма). После чего для европейцев наступят тяжёлые времена – им придётся принимать сложные решения, а ведь сегодня Европа расколота больше, чем за последние десятилетия. Даже если лидеры делают вид, что говорят в один голос, Варшава, Берлин и Париж имеют совершенно разное видение своего будущего и будущего всей Европы», – пишет автор статьи (Thomas Fasbender).

По его мнению, Польша будет опасаться России даже после прекращения огня на Украине, немецкая экономика снова будет требовать сотрудничества, а у французов обязательно обострятся собственные проблемы. Тем временем степень взаимодействия с Россией станет решающим фактором для каждой страны ЕС. В этом контексте традиционная близость к России части немецкой экономики и общества может оказать единственное конструктивное влияние, отмечает автор.

Наступивший 2025-й год станет годом испытания на прочность, причём прекращение огня и объявление перемирия на Украине является меньшей целью. Готовиться к прочному миру будет гораздо сложнее. Для этого потребуются европейские политики, которые вместо того, чтобы смотреть на Вашингтон будут ездить и в Москву, и в Киев, будут разговаривать с обеими сторонами для того, чтобы сформировать и выработать план будущего Украины, подчёркивает автор.

«Если нам не удастся разрядить конфликт на Украине, континент ждут очень страшные времена. Даже разговоры о неизбежной войне с Россией крайне опасны. Война с Россией, будь то через пять или более лет, станет геополитическим финалом для Европы», – предупреждает Berliner Zeitung.

Размышляют о будущем Украины и в Британии – по мнению британского политического журнала New Statesman, если не произойдёт ничего непредвиденного, Россия победит уже в наступившем году, поэтому Москве нет смысла соглашаться на мирные переговоры. Действительно – российские войска уверено идут вперёд, в то время как у ВСУ – дефицит желающих воевать, а у их западных партнёров пропадает желание тратить финансы на поддержку киевских властей.

«Медленное, но неумолимое продвижение России – это самая большая угроза для мирных переговоров, которые Трамп пытается навязать обеим сторонам. Зачем Путину соглашаться на переговоры, если он уверен, что может выиграть в конфликте? Все рассчитывают, что военные действия закончатся в 2025 году, однако процесс мирного урегулирования будет сопряжён с некоторыми рисками, причём самое сложное касается деталей. После окончания военных действий Путин почти наверняка потребует разморозки резервных активов России. Это может стать камнем преткновения. Не желая финансовых затрат, Европа надеялась на использование российских резервных активов в триста миллиардов долларов, предназначенных для военной помощи и восстановления Украины. Путин также потребует отмены западных санкций. Трудно себе представить, как можно заключить мирное соглашение без полной отмены всех санкций и особенно без разморозки активов», – считает автор статьи (Wolfgang Münchau).

Он уверен – Трамп не собирается оплачивать восстановление Украины, поэтому европейцам придётся решать задачу, к которой они не готовы ни в финансовом, ни в военном, ни в политическом плане. Финансовое бремя настолько велико, что его придётся компенсировать за счёт кредитов, налогов или сокращения социальных услуг. Странно было бы предполагать, что европейцы добровольно согласятся на всё это. Например, в Германии уже сегодня становится большой проблемой компромисс между расходами на Украину и социальными расходами внутри страны. Макрон, если предоставить ему свободу действий, мог бы стать одним из самых преданных сторонников Украины в Западной Европе, но ему мешает политический хаос в его собственной стране. У Великобритании тоже нет финансовых возможностей. У Германии они есть, но она уже взяла на себя столько обязательств, что дополнительные средства просто неоткуда взять. А американских денег больше не будет. При этом следует постоянно помнить – это именно у Запада, а не у России, заканчиваются деньги и желание тратить их на Украину. Возможно, нам следует просто остановиться и хорошо подумать, предлагает автор.

Хорошее предложение, однако запоздавшее, думать надо было раньше.

В Европе, хоть и с опозданием, но всё же стали задумываться о том, зачем было вешать себе на шею проблему под названием «Украина». Тогда как на самой Украине по-прежнему верят в «светлое европейское будущее». Нет, безусловно, вера эта немного пошатнулась за последние годы, но лишь немного – 55% украинцев (больше половины!) в декабре 2024 года всё ещё были уверены, что их страна через несколько лет будет богатой и процветающей в составе Евросоюза.

В октябре 2022 года в «европейскую мечту» верили 88%, в декабре 2023-го – 73%. Снижение к декабрю 2024-го заметное, но в целом 55% – это тоже много.

Данные по опросам приводит американский журнал Foreign Affairs в статье о том, как изменилось сознание граждан Украины.

Издание переживает о том, что к концу 2024 года показатели общественного мнения на Украине ухудшились – если раньше только 10% респондентов были готовы смириться с потерей своих территорий, то теперь таких стало более 38%. Да и доля пессимистов в стране выросла «почему-то» с 19 до 28%, удивляются авторы статьи.

«Несмотря на то, что украинцы пережили многочисленные взлёты и падения, они сохраняют оптимизм в отношении будущего. Только 20% опрошенных считают, что через десять лет их экономика будет всё так же разрушена, а многие соотечественники покинут страну. Большинство населения по-прежнему верит, что через десять лет Украина будет процветающей страной в составе Евросоюза. Возможно, конфликт несколько снизил оптимизм украинцев в отношении будущего, но зато повысилась внутренняя сплочённость страны и её решимость ориентироваться на Запад», – очень оптимистично делает вывод Foreign Affairs.

За океаном то ли не увидели, то ли не захотели увидеть атмосферу ненависти, страха и полнейшей безнадёжности, парализовавшую всю украинскую реальность. А количество верящих в светлое европейское будущее, если оно, конечно, хотя бы немного соответствует действительности, только доказывает: осколки «европейской мечты» – это единственное, что осталось у граждан «незалежной».

 

495
Поставить лайк: 45
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору