ссылка

Не Приднестровье, а румынская Транснистрия – угроза для Украины

Увеличить шрифт
А
А
А

Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) единогласно поддержал законопроект проект президента Вадима Красносельского о запрете использования термина «Транснистрия», которым в Румынии и на остальном Западе называют Приднестровье. Соответствующие изменения будут внесены в законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Красносельский предложил ввести административную ответственность за использование данного термина в ходе пресс-конференции, посвящённой 34-летию приднестровской государственности. Президент напомнил, что Транснистрией Приднестровье стали называть в годы немецко-румынской оккупации с 1941 по 1944 г., когда здесь было учреждено губернаторство Транснистрия в составе Румынии.

В памяти советского народа Транснистрия ассоциировалась с лагерями и гетто, куда румынские фашисты сгоняли местное славянское население и евреев. Управлял губернаторством военный преступник Георге Алексяну (казнён по приговору суда социалистической Румынии в 1946 г.). Оккупантов вышвырнули отсюда в ходе Ясско-Кишинёвской наступательной операции. Вместе с ними кануло в Лету и слово «Транснистрия» как ужасное воспоминание.

С распадом Советского Союза молдавские националисты, готовые лизать руки потомкам румынских поработителей, вновь ввели в обиход с их подачи данный термин. За словом, как тень за телом, всегда следует ряд ассоциируемых с ним смыслов. Вместе с Транснистрией всплыли воспоминания о румынском правлении, но Кишинёв представлял всё в вывернутом виде: немецко-румынские захватчики представлялись освободителями, а советские воины – оккупантами. Так оправдывалась реанимация румынского названия Приднестровья.

Латинская приставка «транс» означает переход через что-либо, пересечение какого-то пространства. Римляне обозначали ею то, что нужно покорить или преодолеть; то, что им не принадлежит из-за сложных географических условий или враждебного населения. 

В случае Транснистрии речь о пересечении р. Прут, отделяющей Молдавию от Румынии и р. Днестр (по-румынски Нистру), отделяющей Украину от Румынии. Поскольку сложных географических условий здесь нет, остаётся другое подразумеваемое значение термина Транснистрия – перешагнуть Днестр и зайти в земли, где живёт недружественный народ. Название р. Прут в слове Транснистрия нет, но переступить через Днестр румыны не смогут, пока не переступят через Прут. Вот почему 22 июня 1941 г. румынский союзник Гитлера маршал Ион Антонеску отдал приказ: «Перейти Прут!».

Могут возразить: в румынском языке Транснистрия – стандартный географический термин, не называть же румынам Приднестровье по-русски!

Во-первых, по-молдавски говорят «Нистрия», а не Транснистрия. Это логично, поскольку молдаване живут между Прутом и Днестром, а не за Днестром. А что мешает румынам тоже называть Нистрией этот регион, тем более что они утверждают, что молдаване и румыны говорят на одном языке? Не называют же румыны Турцию Трансмарией, то есть тем, что расположено от Румынии за морем. Румыны не собираются брать Турцию под свой контроль, потому и не называют её так.

Зато называют приграничный с Венгрией регион Трансильванией (Залесье). Трансильвания – яблоко вечного раздора между румынами и венграми. Здесь проживает большинство румынских венгров, а сам регион несколько раз переходил из рук в руки. Бухарест всё время подчёркивает румынскую принадлежность Трансильвании, ограничивая деятельность местных венгерских общественных организаций. Вывод: где есть конфликтный потенциал, там в румынском языке появляется приставка «транс», указывающая на необходимость перешагнуть через географическое пространство, не совсем контролируемое румынской властью.

Во-вторых, румыны называют чужие страны по их традиционным названиям. Например, Эсватини в Африке, Мьянма в Юго-Восточной Азии, Суринам в Южной Америке. И только исконное название Приднестровья румынский язык никак не может произнести, заменяя его на Транснистрию.

Пословица гласит: чья власть, того и язык. Молдавия находится под внешним управлением Румынии, даже президент Молдавии Майя Санду – гражданка Румынии. Молдавский язык переименован в румынский, школьный предмет «История молдаван» – в «Историю румын». С 1 сентября триста учителей, приглашённых из Румынии, приступили к преподаванию в молдавских школах и будут вдалбливать детям, что нет Приднестровья, а есть Транснистрия – бывшее румынское губернаторство.

Чем это угрожает Украине? Румынская Транснистрия включала себя Одесскую и частично Винницкую и Николаевскую области Украины, простираясь от Прута чуть ли не до географического центра Украины. Если Бухарест настойчиво проталкивает в массы термин «Транснистрия», значит, он желает реанимировать заложенные в нём идеологические смыслы, а именно – о правах Бухареста не только на Одессу и Черновцы, но и на Николаев и Винницу (столицей румынской Транснистрии сначала был Тирасполь, потом Одесса, когда из неё отступили советские войска).

В условиях хрупкости украинской государственности и её тотальной покорности Западу нельзя исключать вероятности того, что Румыния в один момент попробует вернуть эти области под свой контроль. Для этого и используется идеология Транснистрии, которая бьёт по нашей народной памяти о победе в Великой Отечественной войне.

Вместо того чтобы содействовать укреплению молдавской национальной идентичности и приднестровского государства, которое является на сегодня единственным островком кириллической молдавской культуры, киевский режим в интересах Румынии угрожает Приднестровью вторжением, молдаван на Украине переименовал в румын, их язык – в румынский. И всё вопреки факту, что молдаване как единый народ сформировались на много веков раньше румын, и, если следовать исторической хронологии, не молдаванам надо становиться румынами, а румынам – молдаванами.

Вовсе не СВО является причиной ухудшения украинско-приднестровских отношений. Задолго до СВО главарь «Правого сектора»* Дмитрий Ярош, который сейчас прячется подальше от фронта, угрожал Приднестровью украинизацией. В опусах организации «Тризуб им. Бандеры» (предтеча «Правого сектора») Приднестровье называлось этнической украинской территорией. «Оранжевый» президент Ющенко по требованию Запада ввел торговую блокаду Приднестровья. Он же в 2009 г. проиграл Бухаресту процесс в Международном суде ООН о принадлежности газоносного шельфа у о. Змеиный в Чёрном море, а украинские националистические организации, регулярно бузящие у стен российского посольства в Киеве, позорно промолчали, не смея перечить Западу. Красноречивый пример их лжепатриотизма!

Сейчас режим Зеленского подпевает Бухаресту, требуя вывода российских миротворцев из Приднестровья. Пока в регионе есть миротворцы – здесь царит мир.

318
Поставить лайк: 62
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/ne-pridnestrove-rumynskaya-transnistriya-ugroza-dlya-ukrainy