О государственной украинской национальной памяти
Верховная рада Украины приняла постановление о праздновании памятных дат и юбилеев в 2022-2023 годах. Это одно из проявлений государственной политики в области исторической памяти. В основе политики – украинство, идеология и практика украинского интегрального национализма. «Национальная память» и «историческая память» для Верховной рады понятия идентичны, на подходе «украинская национальная идентичность», прописанная в проекте закона «Про основні засади державної політики у сфері утвердження української національної та громадянської ідентичності».
* * *
Указанные в постановлении памятные даты, юбилеи выдающихся лиц (видатних осіб) велено отмечать на государственном уровне. Никаких региональных или ведомственных, только государственный. Высший законодательный орган власти Украины, определяющий курс внутренней и внешней политики, поставил задачи перед Кабмином, министерствами, системами среднего и высшего образования, Малой академией наук, Госкомтелерадио, «Укрпочтой», Национальным банком Украины, местными органами власти, которые должны работать в тесной связке с УИНП. Планы рассчитаны не на год, а на перспективу. Следовательно, Верховная рада определяет системную государственную политику в области переформатирования общественного сознания («формирование исторического сознания Украинского народа») и национальной памяти («государственной политики национальной памяти»). И происходит это в то время, когда в информационном пространстве (со всех сторон, со всех щелей, экранов, мониторов, эфиров) подаются, мусолятся каждодневные киевские шоу и клоунады, «вторжение Путина на Украину», «российско-украинская война»…
* * *
Данное постановление, как и подобные постановления Верховной рады, принимавшиеся при Ющенко и Порошенко, выдержано в соответствии с указами и законами о декоммунизации. При Ющенко, правда, не было законов о декоммунизации, но они готовились. В сознание граждан Украины вдалбливали, что у них постколониальная страна, посттоталитарное государство и постгеноциднная нация (из-за известного, естественно, северного соседа), в ранг героев Украины возводились Мазепы, Орлики, а также Бандеры, Шухевичи и другие пособники нацистов в годы Великой Отечественной войны… Пропагандистские кампании не прошли бесследно. К примеру, в 2022 году Рада велит отмечать 70-летие Д.Мейса, того самого американца, который написал устную историю «голодомора», ввёл в оборот понятие «украинское постгеноцидное общество». В США Мейс (как директор комиссии при Конгрессе США по событиям на Украине 1932 – 1933 годов) стал ненужным сразу же после доклада о «голодоморе». Киев приютил безработного Мейса в 1993 году, сначала в Институте национальных отношений и политологии АН Украины (бывшем украинском филиале Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС), а затем в Киево-Могилянской академии… В Киеве именем Мейса назвали улицу Коллективизации, а в честь нацистского коллаборанта, организатора дивизии СС и батальонов шуцманшафта Омеляновича-Павленко переименовали улицу Суворова, не говоря о Бандере и Шухевиче. Всё во имя «национальной памяти»?
При Порошенко всеми доступными средствами «прощались» с Россией, Российской империей, СССР. «Уходили» в Европу. «Воевали» с Россией. Выставляли Украину «форпостом» то какого-то фланга НАТО, то защиты Европы от «российской агрессии». А зону так называемой АТО называли «форпостом борьбы за мир в Европе». Издевались над топонимикой, меняли праздники в стране и в ВСУ, вводили новые, лишь бы не так, как в России и не в бывшем СССР. Зеленский (внук боевого офицера в период Великой Отечественной войны) не изменил политику Порошенко, основанную на идеологии украинского интегрального национализма. Национальная память по-прежнему должна быть украинизирована, без русскости, без имперского и советского прошлого.
* * *
Государственная политика такого содержания в полной мере ещё не проявилась, ещё скажется инертность запущенных (начатых) процессов. Анти-Россия продолжает формироваться. Сколько ещё появится местных, ведомственных, личных инициатив? Ницойшами, Фарионшами, Арестовичами, Ярошами не обойдётся. Какое отношение к исторической памяти будут иметь инициативы, другой вопрос. Пока формируют «украинскую национальную память». Один из недавних примеров. Представили новую систему наград в ВСУ. Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Залужный, утвердивший новые награды, заявил: «На восьмом году войны у нас не должно быть ни одной общей черты с нашим врагом». Что делать, если отказываешься от своего прошлого? Брать чужое. Анализ новых наград показал, что вся символика наград заимствована у немцев, поляков и англичан. Этой символикой уже отчасти пользовались при Скоропадском в Украинской державе и в УПА*. На выходе получится, видимо, «украинская национальная память».
* * *
Рассматриваемое постановление Верховной рады о памятных датах и юбилеях направлено на украинизацию истории путём замалчивания отечественной, русской культуры в широком смысле слова, имён её создателей в историческом прошлом, путём формирования в обществе невыносимого социокультурного пространства для её современных носителей. Украинизируют сознание путём навязывания гражданам страны мифов о коллаборантах (прислужниках) нацистов, называя их «участниками борьбы за национальную независимость Украины в XX столетии». Положения постановления Рады синхронизированы с требованиями принятых после 2014 года законов о государственном языке, образовании, среднем образовании, о медиа. «Слуги народа» при Зеленском постарались едва ли не больше, чем депутаты Рады при Порошенко.
Украинизаторы, готовя текст постановления Рады о праздновании памятных дат и юбилеев, применяли «нужный» понятийный аппарат и язык смыслов, в отношении многих знаковых событий прошлого включали режим умолчания или «дурку», мол, не знаем, не помним. Украинизаторы ценят в качестве источника устные истории, молву, слухи. Безмерно их стремление к виртуальному пространству в области истории Украины. Заметны ложь, манипуляции, предательство предков – известные приемы в формировании «украинского национального сознания», которое на фоне исторического сознания является отражением симулякров (изображений того, чего на самом деле не существовало или не существует). Всё во имя «украинской национальной памяти».
Философ и политолог Д. Выдрин как-то отметил, что ушедшим регионам Украины некуда возвращаться, так как «Украина даже не озаботилась проблемой смыслов, общих для всей страны. Это и пантеон общих героев, и общее прошлое, которым можно гордиться, и общее будущее, к которому не стыдно стремиться…». Да, можно согласиться, что ушедшим регионам некуда возвращаться, можно согласиться с оценками Выдрина по части гордости, стыда и стремления. Но трудно согласиться с тем, что на Украине не созданы общие смыслы, герои, прошлое и будущее. Они созданы, навязываются всей стране, воплощаются в законах и в реальной жизни, да в такой степени, что этот процесс аналитики называют этноцидом или национально-культурным геноцидом. И постановление Верховной рады о праздновании памятных дат и юбилеев в 2022-2023 годах – яркое тому подтверждение.
С этим и вступаем в Новый 2022-й…
(Продолжение следует)
На заглавном фото: Портрет Бандеры на здании областной государственной администрации, Тернополь, 2021 год