«ПЦУ» на чемодане: а что внутри?
Продолжается рекламная кампания украинских раскольников: телеканалы крутят ролики, на улицах Киева – билборды, сам «Епифаний» Думенко в мае провел настоящий пресс-тур. Всё это может вызвать недоумение, потому что церковь в рекламе не нуждается. Но то Церковь, а это – религиозно-политическая организация. Ей без рекламы никак. Тем более что аббревиатура ПЦУ, к которой многие привыкли, как бы указывает на православие. Но это чистейший обман.
Что же под вывеской «ПЦУ» у стамбульских ставленников? Отчаянно конкурируют между собой выходцы из так называемого «Киевского патриархата», также бывшей «автокефальной церкви» и перебежчики из Украинской православной церкви Московского патриархата.
Господствующее положение у КП. Они чувствуют себя хозяевами, потому что их больше, чем остальных, да и руководящие должности достались именно филаретовцам. Но сам «Филарет» Денисенко с возрастом хватки не потерял и решительно требует не только почёта, но и материальных ресурсов, отобранные при организации стамбульского детища. При этом махровый раскольник активно раскалывает и эту структуру. Так, в США и Канаде официально зарегистрированы уставные документы «Викариата Украинской Православной Церкви Киевского патриархата». То есть раскол в расколе получил юридическое оформление. На Украине у Денисенко более десяти «епископов» и достаточное количество приходов для того, чтобы обеспечить функционирование «Киевского патриархата».
«Киевский патриархат» продолжает борьбу за власть, статус и ресурсы. Как отмечает спикер УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич, их к этому подталкивают обстоятельства, в частности наличие на одной территории одновременно двух-трёх «иерархов» из разных раскольничьих структур.
Так, в Харьковской области два прихода новосозданной из бывших автокефалов «ПЦУ» захвачены бывшими капэшниками. «Архиепископ» Афанасий Шкурупий теперь сражается с «епископом» Митрофаном Бутынским и сетует: «Происходит мятеж с целью перевода приходов в другую епархию. Они собрали большинство посторонних людей, которые приходят в церковь только посвятить куличи, и с их помощью хотят успешно совершить акт Иудиной измены… Что ж, за что боролись, на то и напоролись». Однако выяснилось, что «мятежные священники», перешедшие к конкурентам, ранее состояли в другой части автокефалистов. То есть дробление внутри раскола – это текущий процесс, который невозможно излечить, ибо это не причина, а следствие.
При этом в самой созданной Варфоломеем и Порошенко структуре нет необходимого количества кадров, чтобы обеспечить нормальное функционирование приходов. А имеющиеся в наличии вызывают оторопь. Так, в отношении «архиепископа», управляющего Тернопольско-Бучанской епархии «ПЦУ» Тихона Петранюка открыто уголовное производство по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. В 2010 году, находясь в «Киевском патриархате», он мошенническим путем завладел денежными средствами в сумме $100000 в Луганской области. Филаретовцы его отстранили от работы и запретили вору вести «службы». После этого Петранюк пропал на несколько лет и вот всплыл в качестве «священнослужителя» в рядах адептов томоса. Примечательно, что рассказывает эту гнусную историю Тернопольская «епархия» автокефалов. Видимо, и там конкуренция превыше всего.
А ещё один «священник» церкви Порошенко-Варфоломая и одновременно депутат Полтавского городского совета от «Европейской солидарности» Александр Дедюхин в начале нынешнего года получил от своих стареньких прихожанок «подарки» в виде недвижимости на 1500000 гривен. Разразился скандал. Дедюхин в Facebook прокомментировал его так: «Некоторые говорили, мол, Вам не стыдно было брать деньги у бабушек для оформления их же жилья? Знаете, абсолютно не стыдно. Более того, я до сих пор продолжаю брать деньги с их пенсии на покупку продуктов и лекарств. И буду брать до последнего их вздоха, не сомневайтесь»…
На Волыни «диаконом» одной из местных ячеек «ПЦУ» стал снайпер батальона «Айдар», воевавший в Донбассе с 2014 года, Руслан Кашаюк. При этом «Айдар» известен тягой как к неонацизму, так и к неоязычеству.
А вот капеллан киевского краевого братства ОУН-УПА, а также «священник» киевского Сретенского храма «ПЦУ» Сергей Ткачук «украсил» распятие в своей «церкви» красно-черным флагом ОУН-УПА и распечаткой Томоса. Рядом стоит «икона небесной сотни», а перед ней – статуэтки Бандеры и Шухевича. То, что оба были грекокатоликами, судя по всему, совсем Ткачука не беспокоит. Выходец из «Киевского патриархата», этот деятель получил скандальную известность, предложив написать «иконы» Бандеры с Шухевичем, а также использовать в «церкви» фашистское приветствие «зиг хайль» вместо рукопожатия как меры профилактики коронавируса. Это ли не очередное доказательство, что за аббревиатурой «ПЦУ» нет ни православия, ни святости, а так называемые «священники» – ряженые?
Бывший митрополит Александр Драбинко в качестве «иподиакона» привлёк некоего Богдана Загорулько – протестанта-харизмата со стажем. Православный блогер Александр Вознесенский пишет: «Он проходил обучение в евангелической богословской школе «Видение». В то же время его знакомые характеризируют Бодю именно как человека с ярко выраженными амбициями делать карьеру в религиозной среде, так что многие указывают, что вероятно именно возможность карьерного роста и привела его к Драбинко. То есть Драбинко возвел в разряд иподиакона не православного человека, а по факту пастора из евангелической среды с харизматическим уклоном. Возникает вопрос: когда начнутся на приходах Драбинко сеансы исцелений и пророчеств?»
Проблема и с прихожанами. Как правило, это небольшое количество людей, стоящих на принципах «патриотизма», которые после захвата храма не посещают его. В связи с этим невозможным становится содержание церковных помещений в условиях отсутствия пожертвований. Эту проблему не решает поддержка со стороны власти. Поэтому возникают курьёзные ситуации. Так, например, «епископ» Херсонский и Каховский Борис «служит» на чемодане вместо кафедры. Очень символично выходит, особенно если учесть, в каком состоянии пребывает место, где разместился чемодан вместе с «епископом».
Как проходят собрания сторонников томоса без помощи местных администраций, показали события в Иванове, административном центре Ивановской территориальной общины Винницкой области. Здесь «ПЦУ» законно зарегистрировала новое юридическое лицо – свою общину – и объявила, что будут строить для себя свой собственный храм. Участниками собрания, на котором принимали решение о создании религиозной общины, были 22 «патриота». Всего в селе проживает 15266 человек.
«Церкви» Порошенко-Варфоломея удалось гораздо меньше того, что планировалось. Об этом рассказал в интервью изданию «Витраж. Информ» митрополит Винницкий и Барский Варсонофий: «У них внутри там начали выяснять, кто виноват. К примеру, Служба безопасности говорит: «Я там отработала, а вот ПЦУ, Епифаний не поработал». Главы администраций тоже говорят: «Я же работал. А там их батюшки плохо поработали»… Они не учли, как Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал: фактор верующего человека, который доверяет Богу и никогда не изменит Христу, своей канонической Церкви, где его крестили, где он молится, где получает благодатные силы, ощущает Божию благодать. Они этого не изменят. Это не учли чиновники государственного ранга, потому что они в этом ничего не понимали. Они люди не церковные, ими прописывалось всё как схемы для рейдерства разных фирм и структур. А здесь они столкнулись совсем с другим. Поэтому их план не сработал».
На заглавном фото: ряженый «священник» на чемодане в разгромленном помещении – очень символично для «ПЦУ»