Роковое украинство в рядах УПЦ и завет Сергия Радонежского
Демонстративный выход Украинской православной церкви (УПЦ) из Московского патриархата может показаться неожиданным только на первый взгляд. Автокефальное лобби в УПЦ существует все годы украинской самостийности. На него и делали ставку организаторы ПЦУ, однако основной состав внутренних автокефалистов оказался умнее горстки перебежчиков. Они отлично понимали, что ПЦУ – это никакая не автокефалия, а банальная легализация раскола плюс переход под крыло Фанара. Да ещё и рекламная кампания бывшего президента Украины Петра Порошенко, который желал остаться в кресле. Это совсем не то, к чему стремились автокефалисты УПЦ. Скрытые до времени, они не только ждали своего часа, но и постепенно продвигались к цели.
Сначала был отказ от аббревиатуры МП – Московский патриархат. Якобы это «журналистский штамп». Потом разгон и уничтожение всех (!) православных общественных организаций. Ведь они выступали за нерушимое единство с Русской православной церковью (РПЦ) и за прочные добрые отношения с Россией. За это их обвинили в «политическом православии». Причём одни авторы этого клейма сегодня в рядах ПЦУ, а другие – в числе организаторов Поместного собора в Феофании. На самом деле, «политическое православие» – это то, чем плотно заняты раскольники.
Спецоперация ВС РФ на Украине (СВО) была использована автокефалистами в своих целях. Как по команде стали появляться обращения отдельных приходов и целых епархий с требованием прекратить поминовение за богослужением патриарха Кирилла. Якобы он не осудил «российскую агрессию». Хотя и РПЦ, и лично патриарх Кирилл уже девятый год молятся о мире на Украине. И продолжают молиться сегодня. И не только молятся, но и помогают беженцам и жителям пострадавших от варварских обстрелов ВСУ городов и посёлков.
Проблема здесь в том, что украинские «патриоты», в том числе и церковные, миром считают не окончание войны, как все нормальные люди. Для них мир – это «мир» исключительно на условиях украинства. «Мир», в котором «их дети будут сидеть в подвалах», как говорил в своё время Порошенко. О таком «мире» в РПЦ, конечно же, не молились.
Дальше – больше. Опять-таки, как по команде, начались требования созвать Поместный собор, на котором порвать всякое общение с Русской православной церковью. То, что в условиях боевых действий принимать решения о церковном устройстве и его изменениях неуместно, автокефалистов не смутило. Наконец, настал их «звёздный час».
Сегодня «патриоты» от религии празднуют перемогу – Киевская военная администрация признала, что в области нет организаций, принадлежащих к Московскому патриархату. Вот и министр, с позволения сказать, культуры Ткаченко заявил, что УПЦ отмежевалась от Москвы. И подчеркнул: «Мы с нетерпением ждем окончательной редакции их измененного устава, для того чтобы можно было ответственно сказать, насколько эти связи (с Москвой. – Авт.) разорваны». Тем не менее в целом отношение власти к УПЦ не изменилось. Даже наоборот, вражды стало настолько больше, что само существование церкви на подконтрольной Украине территории под угрозой.
Но адепты церковной самостийности пребывают, похоже, в некой эйфории после собора в Феофании. В качестве иллюстрации приведём несколько цитат из интервью митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима: «Юридически мы всегда были – УПЦ (без приставки МП – Московского патриархата.– Авт.) ... Всё, что нас связывало с Москвой, полностью изменено, и теперь началась другая жизнь, независимой УПЦ».
Становится понятно, почему УПЦ и её информационные ресурсы упорно не замечали восьмилетнюю войну Украины с Донбассом, почему замалчивают нынешние факты варварских обстрелов ВСУ мирных городов, в результате которых гибнут люди и страдают храмы. «С первого дня войны Блаженнейший Онуфрий выразил свою четкую позицию и позицию нашей Церкви: Церковь со своим украинским народом, с украинским воинством». То есть людей Донбасса УПЦ украинским народом не считает? А ВСУ убивает и калечит там чужих для церкви людей? Но так как храмы Донбасса всё ещё относятся к УПЦ, то об их разрушениях сообщается, но без указания истинных виновных.
«Мы выражаем несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине, – также отметил митрополит Никодим, – И не может быть тех апелляций, когда кто-то говорил, что мы – Московский Патриархат или “московские попы”».
Вот в этом – основная и роковая проблема заражённого украинством священноначалия, духовенства и мирян с монашествующими. Они искренне считают себя какими- то особенными, самыми настоящими украинцами. В отличие от раскольников. Именно они, эти церковные «патриоты», несут истинный свет веры на Украине – так они думают.
Но беда в том, что все окружающие считают их русскими. И продолжают называть «московскими попами». Как бы они ни стремились уйти от Московского патриархата и какими бы исконными украинцами сами себя бы ни считали.
Но «патриоты» от религии – это, конечно же, далеко не вся церковь на Украине. Большинство верующих пребывают в шоке от происходящего. Сначала во время богослужения вместо привычного возгласа «о Святейшем Патриархе Кирилле» они услышали «о Святейших Патриархах православных». Произошло это в начале спецоперации ВС РФ, когда почти все пребывали в состоянии, близком к панике, и только в храме люди могли немного успокоиться и довериться воле Божией.
Масла в огонь поспешили подлить некоторые российские священники, в основном московские, имеющие репутацию «миссионеров». Скептически ухмыляясь и находясь в полной безопасности, они рассуждали о том, чего испугались украинские архиереи, перестав поминать Святейшего Патриарха Кирилла. Это при том, что на протяжении даже не восьми, а всех тридцати лет независимости, верующие на Украине подвергаются такому насилию, какое эти «миссионеры» не видели даже в самых страшных своих снах. Мало того, имея возможность посещать храм в любое время, они стали призывать верных на Украине перестать ходить в храмы, где перестали в привычном виде поминать Святейшего Патриарха Кирилла. А куда ходить ошарашенным верующим? Как православным жить без храма? Обособляться в секты?
Хорошо, что гораздо больше мудрых священников, которые разъяснили, что на самом деле поминание Патриарха Кирилла в УПЦ не прекратилось, но изменилось. Теперь это делают правящие архиереи епархий. Конечно, за исключением автокефлистов.
Не успели православные отойти от шока со специфическим, скажем так, поминанием Святейшего Патриарха Кирилла, как случился «исторический» собор в Феофании. На этот раз, слава Богу, позиция российской стороны оказалась мудрой. Верующим на Украине объяснили, что в свои храмы они могут продолжать ходить, могут продолжать причащаться святых Христовых тайн. А для православного человека это самое главное. Все нестроения Господь управит.
Доказательством мудрого отношения со стороны Русской православной церкви к происходящему сегодня с УПЦ являются слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что все православные Украины, включая тех, кто уклонился в раскол, являются его детьми: «Всё, что касается Донбасса, Луганской области, Харьковской области – тех мест, где сегодня страдают люди, – меня очень тревожит и ранит моё сердце, ведь весь народ православный, который там живет, – это чада Московского Патриархата. Кто-то это признаёт, с радостью исповедует и участвует в жизни нашей Церкви, кто-то пошел по пути незаконного раскольнического отделения от нашей Церкви, но каждому Бог судья, а для Патриарха все православные на Украине – это его дети, близкие его сердцу … Для меня все православные люди, живущие в Российской Федерации, на Украине, на Донбассе, в иных местах … это все чада Русской Православной Церкви, и я как Патриарх сознаю с полным смирением свою ответственность за этих людей, за их духовную жизнь, за то, как будет складываться их духовный путь». Так русское великодушие побеждает украинскую агрессивную замкнутость на своей национальной идее.
«Любовью и единением спасёмся» – этот завет преподобного Сергия Радонежского особо актуален сегодня.