Судебная реформа как ключ к внешнему управлению Украиной
О том, что в правовом государстве существует принцип разделения властей, человек узнает достаточно рано – ещё в школе на уроках обществознания. Судебной власти отводится особое место, отдельно обговаривается, что она должна быть независимой от законодательной и исполнительной. Что тут скажешь? Далеко не все действующие украинские политики хорошо учились в школе.
Запад считает, что судебная система Украины до сих пор не сформирована и не отвечает критериям. Их собственным критериям. Впрочем, заставить проводить судебную реформу даже такое зависимое государство, как Украина, не так-то просто – нужны рычаги воздействия. Перспективный фактор проведения судебной реформы Запад для Киева обрисовал весьма контурно – это членство в Евросоюзе. Но это нескоро или никогда. Сермяжная правда заключается в том, что судебная реформа для Украины заказана Западом вкупе с пенсионной, фискальной, бюджетной… В ЕС и США понимают, что нищий Киев слишком сильно завязан на западных макрокредитах, а потому, захватив инициативу в свои руки, стараются перевести страну под внешнее управление в ключевых сферах.
Евросоюз слишком откровенно высказывает недовольство судебной системой Украины. Посол ЕС в Украине Матти Маасикас, ссылаясь на опрос среди представителей украинского бизнеса, отмечает, что уже не коррупция, а судебная система является первым фактором, который отпугивает потенциальных инвесторов и заставляет их сомневаться. Европейцы делают вывод, что именно судебная система мешает Украине в привлечении денег из-за рубежа. Да-да, именно судебная реформа, а не недавний скандал с ключевым предприятием ВПК Украины «Мотор Сич», который сначала продали китайцам, а потом решили национализировать. В итоге Китай через международный суд требует у Киева 3,5 миллиарда долларов, а другие инвесторы сто раз задумаются, прежде чем вкладывать в страну, где процветают рейдерские законы, деньги.
Изменения в судебной системе называет «матерью всех реформ» и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Представители США также отмечают, что Украине нужно усиление независимости судебной системы, укрепление антикоррупционных институций и корпоративного управления на государственных предприятиях. Это ключевые направления, каждый из которых важный для евроатлантической интеграции Украины.
Владимир Зеленский, подыгрывая заокеанским кураторам, похоже, серьёзно занялся этим вопросом. В прошлом году он внёс в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Венецианская комиссия оценила документ в основном положительно. В ноябре Рада отправила законопроект Зеленского на доработку. В феврале 2021-го президент внёс в парламент ещё три проекта законов, касающихся функционирования судебной системы. В «Слуге народа» уверяли, что судебная реформа завершится ещё при Зеленском в 2023 году, но тут налицо либо различные устремления президента и его партии (иначе почему законодательные инициативы постоянно дорабатывают?), либо банальный сговор двух ветвей власти, которые не могут подстроиться под европейские требования, что уже серьёзно злит западных чиновников.
Законотворческая суета Киева, а по сути топтание на одном месте, не нравится Европейскому союзу. Тревогу у европейских чиновников вызывают законопроекты о внесении изменений в законы «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете правосудия». В Брюсселе, в частности, недовольны положениями документов в части соблюдения обязательств, отраженных в соглашении об ассоциации между ЕС и Украиной.
Недавно Венецианская комиссия также обнародовала заключение по законопроекту № 5068 о реформе главного судейского органа страны — Высшего совета правосудия (ВСП). Американская сторона призвала власти Украины привлекать к формированию ВСП «независимых экспертов». Под этой формулировкой они имеют в виду полномочных представителей стран и организаций, которые дают Киеву ссуды. Кто платит, как говорится, тот и заказывает музыку.
Реформа представляет собою передачу контроля над судами на аутсорсинг. Широкие полномочия получат органы, в которых решающий голос имеют международные эксперты и их представители. Улучшится ли качество и порядочность судей? Вряд ли.
Понятно, что на Зеленского давят со всех сторон после скандала с Конституционным судом (КСУ). О какой независимости системы может идти речь, если экс-главу КСУ Александра Тупицкого по указке Зеленского (и отсутствии реакции Запада) будут судить за «преступления против правосудия»? Позже тот же Зеленский вносит в Верховную Раду срочный законопроект по ликвидации Окружного административного суда Киева (ОАСК). В этих двух преступлениях исполнительной власти против правосудия есть кое-что общее: что против Тупицкого состряпали сомнительное дело (якобы заведомо ложные показания и подкуп свидетеля), что против председателя ОАСК Павла Вовка (якобы его брат получал взятку). Серьёзных обвинений на обоих глав судебных структур у государства нет, но прецедент для их увольнения создан. Напомним, у ОАСК весьма высокие полномочия: суд вправе отменить решения госвласти и такой орган, как и КСУ, является камнем преткновения для внешнего управления Украиной.
Кроме того, президент внёс законопроект, который предусматривает обязательную проверку действующих и будущих членов Высшего совета правосудия. Для этого появится Этический совет по профоцениванию и добропорядочности членов ВСП и Службы дисциплинарных инспекторов. Эти органы будут отбирать членов ВСП, который отвечает за назначение судей и контроль над ними. В Этический совет войдут трое действующих судей или судей в отставке и три человека, которых выберут международные организации.
Интерес Запада к проведению в Украине судебной реформы связан с его желанием получить контроль над судебными процессами в стране. Украинский суд – последний барьер на пути установления абсолютного контроля над экономическими и правовыми процессами, тогда и карманный президент-комик не понадобится. А вообще, по логике Зеленского, каждого из украинских президентов можно привлечь к ответственности за госизмену. Самого действующего президента, например, за отмену указа о назначении Тупицкого, который влечет за собой отмену всех решений КСУ при нем, в том числе решения о непризнании незаконного референдума в Крыму. Так что если та судебная реформа на Украине, о которой так мечтает Запад, совершится, то Зеленского и его соратников после окончания президентского срока мы надеемся увидеть исключительно на скамье подсудимых.