Три отречения от Переяславской клятвы
7 июля в Переяславе Киевской области тамошние свидомиты снесли памятник «Воссоединению Украины с Россией», стоявший там с 1961 года. Как указал глава Переяславской общины Вячеслав Саулко, «сегодня переяславцы окончательно разрушили советский миф о вечной дружбе с Россией – в это утро монумент, посвящённый 300-летию воссоединения, официально уходит в историю. Мы его безопасно демонтировали и переместим в надёжное место хранения… Переяслав был и является украинским… Сносом памятника мы даем чёткий ответ оккупантам: в Переяславе им не рады».
К этому шли долго. Первый раз памятник хотели снести руховцы в 1992 году, но местные работяги его защитили. В 2019 году свидомиты переименовали город, отняв у него приставку «Хмельницкий», ибо после освобождения города в 1943 году он стал называться Переяслав-Хмельницкий. Гетман, подписавший договор с русским царём, давно перестал быть героем новой украинской мифологии, потому его тихо вычищают.
В 2020 году горсовет Переяслава потребовал исключить из Государственного реестра недвижимых памятников Украины все три объекта, посвящённые Переяславской раде в городе: памятный знак на месте проведения Рады, монумент к 325-летию воссоединения Украины с Россией и ныне уничтоженный памятник «Навеки разом» на площади Переяславской рады, к тому времени уже переименованной в «майдан Княжий двор».
Кстати, после Евромайдана обе фигуры на памятнике, олицетворяющие Россию и Украину, были обмотаны прапорами – бандеровским и украинским.
Теперь памятника нет. К этому времени в Черкассах газовой горелкой выжгли надпись на памятном камне, напоминавшей, что именно оттуда 8 июня 1648 года гетман отправил в Москву письмо с просьбой о воссоединении Украины с Россией. А в Киеве демонтировали скульптурную группу у Арки дружбы народов (ныне «Арки свободы украинского народа»).
Это было третье отречение от Переяславского договора, заключение которого коленопреклонённо просили у Москвы сами козаки, мещане, духовенство и посполиты, тогда еще не называвшиеся «украинцами».
Первым отказался от обязательств гетман-рейдер Иван Выговской, не только перехвативший власть у сына Хмельницкого Юрия, но и заключивший в 1658 году против Москвы Гадячский трактат, который возвращал Малороссию под власть Речи Посполитой.
После того как лузер Выговский потерял власть, договором отца манипулировал Юрко Хмельницкий, находившийся под влиянием турок и поляков, но отречения не было.
Все утряслось, даже Центральная рада и Петлюра не особенно посягали на Переяславский договор, предпочитая практическую измену в пользу то немцев, то поляков.
В 1954 году УССР массово и эмоционально отметила 300-летие договора, получив праздничный бонус в виде Крыма. Так дотянули до проклятой перестройки.
Тогда стараниями РУХа была создана сеть национал-патриотических организаций «Українськое Козацтво», к казачеству никакого отношения не имевшая, однако пользующаяся поддержкой государства. Самозванцы не только назначали друг друга полковниками и атаманами, вырезали картонные погоны, но и активно распространяли русофобские и националистические материалы. Организация была спонтанной, но бренд пользовался популярностью, благодаря чему РУХу удалось провести в августе 1990 года масштабное празднование 500-летия запорожского казачества, в рамках которого всевозможные гетманы и атаманы провели на могиле Ивана Сирко Первую атаманскую раду, где и предложили отречься от Переяславского договора 1654 года.
В октябре 1991 года гетманом «Українського Козацтва» был избран бывший комсорг факультета журналистики Киевского университета, диссидент Вячеслав Черновол, уже доказавший свое происхождение от древнейшего козацкого рода, начинавшего рыть Чёрное море.
Черновол быстро подготовил текст новой присяги на верность Гетманщине и текст отречения от присяги 1654 года. Было крайне необходимо подтвердить свою «беловежскую незалежность» и национальную исключительность, одновременно апробировать опыт тупой и наглой фальсификации, ставшей впоследствии обычным делом.
Мотивация была простой: документа о «довечном» (пожизненном) союзе не существует, значит, после смерти Хмельницкого 27 июля 1657 года договор стал недействителен.
Отрекаться решили перед камерами, не забыв о символизме затеи. Для чего созвали Большую раду «Українського Козацтва» и прочих юродивых именно в Переяславе-Хмельницком, в том самом месте, где клялись их предки.
21 июня 1992 года обряд отречения был проведён. Он заключался в прочтении текста и его одобрении. В преамбуле отречения сообщалось, что «сыны Украины из воли Божьей собрались» и, как люди благородные, «помыслив над той старой присягой», которую давали предки, решили, что забывать их деяния нельзя, но «умом, что нас им наделил Господь Бог, пришли к такому согласию. Предки наши, славные казаки украинские, люди рыцарского духа, богобоязненные и всевозможных добродетелей преисполнены, как сами данного слова держались, так с чистой душой верили чужим клятвам. А присягнув московскому царю, поверили лукавым устам и лживым посулам, потому что часто бывает, что тот, кто по правде живёт, чужую несправедливость разглядеть не умеет. Не могло им даже на мысль спасти, что Москва щедрые обещания давала, а вероломные мысли лелеяла. То подтверждалось не раз и не два, а сколько и давняя присяга существует, столько Украина терпела от хитростей и неправд московских. Московия поклялась надёжной опорой Украине быть, а сама первой клятву поломала, договариваясь тайком с украинскими врагами, и государство наше разрушила, какое большими муками украинский народ добыл в борьбе, а потом беззащитному люду начала всевозможные вреда делать».
Далее шло долгое перечисление обид от Московии, где, помимо украденной мовы и обычаев, наиболее удивительно звучало «и землю нашу чужим странам раздавала». И это после присоединения Сталиным Западенщины и подаренного Крыма…
После этого отмечалось: «Помыслив над тем, решили мы, Украинское Казачество, чтобы те, кто на шею Украине новое иго хотят повесить, не могли покликатися на старую казацкую присягу, то Украинское Казачество одобряет такое: От сегодня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество ее отрекается, чтобы дать клятву народа нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине, и не пожалеть живота своего ради ее свободы, чести и независимости.
На том от давней присяги, данной казаками на этом же месте, отрекаемся, в чем крест целуем Гетман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы».
Подписали документ «гетман» Черновол, главный атаман Евгений Петренко, генеральный писарь Виктор Стриха и названный «духовным отцом» «Українського Козацтва» Иван Гончар.
В дальнейшем на месте карикатурного Иуда-карнавала, был установлен памятный знак отречения. Интересно, после ликвидации памятников Переяславской раде не устроит ли подобное шоу и «95-й квартал», где гетман-пуримшпиллер,отречётся от клятвы украинцев. Сегодня ничему не удивишься.