Восьмой пошёл
26 мая – особая дата для Донбасса, семь лет назад она ознаменовала собой точку невозврата. И хотя война уже шла в Славянске, именно 26 мая принято считать началом полномасштабной гражданской войны Киева со своими (тогда ещё) гражданами. Но, как говорит народная мудрость, армия может выстрелить в свой народ всего один раз. Дальше это уже не свой народ, и лозунги «Донбас - цэ Украина!» не помогут.
26 мая 2014 года украинская авиация нанесла удары по Донецкому аэропорту имени Сергея Прокофьева. И Донецк понял – точка невозврата пройдена.
Донецк гордился своим аэропортом, который заново отстроили к Евро-2012, гордились все, как будто каждый житель города принимал лично участие в его строительстве. Красавец аэропорт был уничтожен обстрелами ВСУ, превращён в руины и стал одним из символов этой войны.
14 мая 2012 года был открыт семиэтажный терминал аэропорта с пропускной способностью 3100 пассажиров в час, а новая взлётная полоса длиной 4000 метров могла обслуживать всю авиатехнику, в том числе и Ан-225 «Мрия». В июне 2012 года аэропорт принимал сборную Франции, матчи которой на Евро-2012 проходили в Донецке, а всего лишь через два года терминалы аэропорта пытались взять штурмом бойцы «Спарты», «Сомали», «Пятнашки», «Оплота» и «Востока».
Ещё утром 26 мая 2014 года аэропорт работал, пока по нему не ударили украинские штурмовики Су-25 и вертолёты Ми-24, результат этого авиаудара – 40 погибших, 31 раненый.
Этот день стал шоком для дончан, однако первый шок быстро прошёл. Все ждали авиаудара по центру города, верующие дважды в день совершали крестный ход вокруг областной государственной администрации. Донецкие мужчины массово пошли в ополчение, и не только мужчины – и пенсионеры, и подростки и даже женщины.
А 28 мая шахтёры оставили в забое только одну смену, остальные ушли защищать новорождённую республику.
Но это было уже на третий день войны, а первый принёс ещё много жертв: возле Путиловского моста по дороге в аэропорт были расстреляны два КамАЗа, погибло около 50 ополченцев, в основном российские добровольцы. Одному КамАЗу удалось дотянуть до детской больницы на Киевском проспекте, где он перевернулся.
«Первое боестолкновение сложилось не в пользу ополчения. Плохо вооружённые и не имеющие нормальной связи отряды не смогли противостоять кировоградскому спецназу. Для ДНР это был чёрный день. На начальном этапе Киеву удалось взять весь комплекс зданий под свой контроль – за исключением пары объектов. Позже к боям за аэропорт подключились подразделения Гиви и Моторолы. «Спарта» и «Сомали» сыграли решающую роль на финальном этапе операции. Сегодня аэропорт полностью под контролем ДНР. Однако боевые действия вокруг него продолжаются до сих пор»,
– вспоминает в седьмую годовщину начала боёв российский военкор Семён Пегов.
А первый замминистра информации ДНР Даниил Безсонов уточняет: война пришла на Донбасс гораздо раньше 26 мая, ведь и.о. президента Украины Турчинов подписал указ о начале карательной операции против жителей Донбасса ещё 14 апреля 2014 года, и до 26 мая украинская армия занималась штурмом Славянска. Тем не менее 26 мая стало днём чёткого понимания – Донбасс никогда больше не будет Украиной.
В среду, 26 мая 2021 года, граждане республики шли с цветами к Мемориалу памяти погибших жителей Куйбышевского района и посёлка Весёлый, который был установлен в 2016 году
На гранитных плитах, которые вывезли из разбитого аэропорта Донецка, 238 имён, среди них 8 детей.
За прошедшие семь военных лет жители республик Донбасса привыкли к тому, что живут они на войне, которой нет конца и края, привыкли к ежедневным сводкам Народной милиции – сколько снарядов украинская армия и куда отправила, сколько домов повреждено, а если пострадавших нет – повезло.
26 мая 2021 года ВСУ открывали прицельный миномётный огонь по жилым кварталам шахты Трудовская. Результат обстрела – повреждённые газопровод, жилые дома, трансформаторная подстанция – 390 домов остались без света, погиб мужчина 1955 года рождения.
«За прошедшие семь лет никто не привлечён к уголовной ответственности за незаконный приказ о применении украинской авиации и армии против граждан Украины на Донбассе. Была надежда на Зеленского, но ничего не изменилось – та же риторика войны. А значит, от мира мы сегодня так же далеки, как и при Порошенко. Уже даже к новой войне ближе, чем к миру. Но мы помним, как всё начиналось.
Некоторые оправдывают бомбардировку Донецка, которую начал Порошенко на следующий день, как стал президентом. Я правильно понимаю, что после того, как Львовский облсовет в декабре 2013 года принял решение об отказе подчинения Киеву (чистейший сепаратизм!), Янукович просто обязан был применить ВВС Украины и разбомбить Львов в труху? Но, как обычно, «это другое»,
– пишет глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
А Донбасс просто ждёт мира…