Восстание Косинского: казачий мятеж против польской шляхты под руководством польского шляхтича
Война с поляками, периодически перерастающая в геноцид, – это отдельная страница истории Малороссии, сегодня основательно забытая. Между тем нынешние союзники в своё время столь пламенно ненавидели друг друга, что вырезали целыми городами. В конечном счёте лишь вмешательство Москвы спасло край от окончательного запустения, а ликвидация Гетманщины позволила избавиться от внутренних интриг и мятежей, создающих бесконечные проблемы для местных жителей.
Конфликты казаков и Польши (Речи Посполитой) начались практически сразу же после включения Малороссии в состав польского государства (1569-й год). В первую очередь они носили религиозный характер, так как католическая Польша непримиримо относилась к православию и стремилась его изжить из всех сфер жизни общества. Брестская уния 1596 года только добавила остроты конфессиональному вопросу, совершенно не оправдав возлагаемых на неё поляками надежд. Кроме того, малороссийское население категорически отказывалось признавать себя частью польской народности и продолжало ассоциировать себя с Русью.
Стремясь привлечь на свою сторону хотя бы дворянство (шляхту), Речь Посполитая предоставила местной знати широкие права, фактически объединив её со своим благородным сословием. Русские шляхтичи охотно согласились на предательство и в скором времени массово отреклись не только от своих этнических корней, но и от веры предков. В последующем это сыграло с ними злую шутку, так как казаки не отличали русских шляхтичей от поляков и вырезали их с не меньшей ненавистью.
Фактически восстания казаков против Речи Посполитой не прекращались вплоть до вхождения Левобережья в состав Русского государства. В связи с этим достаточно сложно проследить, когда заканчивался один мятеж и начинался другой. Их вожди стремительно появлялись и столь же стремительно исчезали, зачастую оставив о себе не так много воспоминаний.
Крайне любопытно то обстоятельство, что один из первых предводителей казачьей вольности был по происхождению выходцем из Польши и шляхтичем. Впрочем, таких странностей в последующем мы обнаружим немало.
Обстоятельства рождения и ранней жизни Криштофа Косинского в настоящий момент покрыты мраком неизвестности. Известно лишь, что он происходил из рода герба Равич и был выходцем из полесской шляхты.
Судьба Косинского изначально довольна похожа на судьбу гетмана Богдана Хмельницкого, который поднял восстание против Речи Посполитой по причинам личного характера. Виной тому была царившая в польском государстве правовая анархия, позволявшая «сильным» совершать насилия над слабыми. Шляхта не была исключением, могущественные магнаты охотно совершали «наезды» на имения мелких дворян, не гнушаясь даже убийствами. Никакой управы на подобные действия найти было нельзя, слабая королевская власть вынужденно закрывала глаза на любые преступления родовитых аристократов.
Князь Александр Вишневецкий отобрал владения у нашего героя, а суд ожидаемо занял сторону знатного грабителя. Тот, в свою очередь, продал захваченное князьям Острожским. Тягаться на равных с Вишневецкими и Острожскими, крупными магнатскими родами, Косинский был не в состоянии. Впрочем, его обида дорого стоила Речи Посполитой. Шляхтич затаил злобу на своё Отечество и задумал большое восстание, способное отторгнуть Малороссию от Польши.
Любопытно, что свои имения Косинский получил от самого коронного гетмана Замойского за военные заслуги. Если бы не обида, то он продолжил бы верную службу в польско-казацком войске. Очевидно, что власти Речи Посполитой создали все условия для казачьего мятежа, ничуть не попытавшись понять мотивы, которые заставляли казаков взяться за оружие.
Воспользовавшись накопившимся недовольством местного населения и своей должностью полковника Запорожского войска, Косинский достаточно быстро собрал большой отряд для нападения на обидчиков. По пути он рассылал «универсалы» – манифесты к крестьянам и казакам, в которых описывал бедствия православного населения от панов. Долго уговаривать малороссийское население не пришлось, оно охотно отозвалось на призывы.
Главной целью Косинского была Белая Церковь – резиденция одного из его обидчиков, Януша Острожского. Столицей повстанцев стало небольшое местечко Пиков, занятое в самом начале восстания. Основные боевые действия шли на Киевщине, казаки захватывали города и фольварки (имения) шляхты, а их владельцев вырезали вместе с семьями.
Как и в последующем, жертвами казачьей мести становилось и еврейское население, которое принимало участие в хозяйственной жизни шляхты, представители которого часто устраивались в имения управляющими. Казаки не делали различия между бедными евреями и этими немногочисленными счастливчиками, зачастую успевавшими спастись от мести бегством. Любопытно, что называвшие себя христианами казаки без всякой жалости убивали женщин и детей, даже не пытаясь дифференцировать своих противников.
29 декабря 1591 года казаки взяли штурмом Белую Церковь, не встретив там серьёзного сопротивления. Стоит отметить, что поляки вообще очень сложно собирались на «брань», предпочитая наблюдать, как горят соседние имения. Даже в последующем, когда стоял вопрос о существовании Речи Посполитой, шляхтичи месяцами вели бесплодные дискуссии о судьбах Родины и продолжали прятаться от участия в войне. Те же, кто всё-таки приходил, зачастую отличались крайне низкой боеспособностью.
Заставив мещан присягнуть себе на верность и казнив непокорных, Косинский задумался о том, что ему делать дальше. Очевидно, что серьёзного плана у него не было, поэтому последующие действия казаков сложно назвать логичными.
Восстание моментально обострило все противоречия в Речи Посполитой, до этого момента прикрытые фиговым листком благопристойности. Не было денег на войну, шляхта не хотела брать в руки оружие, король Сигизмунд III не имел власти повелевать. Это предопределило тактику поляков, которые фактически больше года вели бессмысленные переговоры с Косинским. Тот, в свою очередь, также терял время в дискуссиях, не пытаясь сделать так, чтобы локальное восстание переросло во всемалороссийский мятеж.
В конце концов случилось ожидаемое – шляхту удалось раскачать на войну. Впрочем, воевали большей частью личные войска Острожских и Вишневецких – у каждого магната была своя маленькая армия.
Польским войскам удалось окружить казаков возле местечка Пятка. Косинский велел поставить на возвышении возы в форме треугольника. Впрочем, позиция была укреплена слабо, а польская сторона располагала более профессиональными солдатами.
Первый натиск шляхты казаками был отбит, но потом гусарам Януша Острожского удалось ворваться в казачий лагерь. После этого организованное сопротивление казаков прекратилось, и они бежали. Небольшой отряд Косинского проник в местечко и там вступил в переговоры. Удивительно, но факт – Острожский на них согласился.
Не совсем понятно, почему так произошло. Шляхетский предводитель мог спокойно добить казаков, благо их оставалось совсем немного. Так или иначе, но Косинского и его отряд отпустили восвояси на Запорожье. Тех из крестьян и мещан, кто поддержал казаков, ждала страшная смерть на колу и виселица.
В 1593-м году казаки попытались взять реванш и пошли на Черкассы, однако успеха не имели. Штурм провалился, а в боях возле города погиб сам Косинский. После этого восстание довольно быстро угасло.
Подавление мятежа дало полякам лишь временную передышку, казаки вовсе не были разгромлены подчистую. Фактически они просто перешли к накоплению сил для нового выступления. Никаких выводов из происходящего не сделали и поляки – в последующем они наступали на те же «грабли».
Восстание Косинского в некотором роде было дебютом. Казаки не преследовали больших целей, действовали преимущественно в одном регионе. Поляки также воевали не всей армией, а лишь частью сил. Впрочем, в восстании уже проявились все черты, которые будут характерны для последующих выступлений. Казаки не достигли своих целей, они были вынуждены на время отступить. Вполне логично, что, оправившись от поражения, они поднялись снова.