Война Кременя с Первомайском
Недавно уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень выдвинул инициативу о переименовании городов страны, в названиях которых его нос учуял: «Там русский дух, там Русью пахнет!»
Мовный омбудсмен озвучил рекомендацию переименовать их «в соответствии со стандартами украинского правописания». «Это такие населённые пункты, как Арбузинка, Северодонецк, Южноукраинск, Южное, Спокойствие, Надеждовка, Переводчиково, Луч, Первомайское, Первомайск и многие другие», – процитировало наше издание Кременя.
Свою идею шпрехенфюрер обосновал обращениями, якобы написанными местными жителями. Дескать, жители Арбузинки видят себя исключительно в Кавунивке, а пионеры и пенсионеры Южного мечтают о Пивденном. Вероятно, Кремень был уверен, что проверить это затруднительно или вообще не думал, что кто-то возьмётся проверять, в самом ли деле местные жители жалуются на названия своих населённых пунктов.
Ведущий телеканала «НАШ» Макс Назвров обнародовал письмо Тараса Кременя Первомайскому городскому совету с требованием оперативненько переименовать город. Он настаивал на том, что название Первомайск – «русскоязычного происхождения, заимствованное и не отвечает украинской фонетике, а также правилам и нормам украинского правописания». Если учесть, что Первомайск – городок в Николаевской области, где русский язык для многих родной, то требования шпрехенфюрера выглядят как минимум странно. Ещё более странными является попытка Кременя обосновать переименование Первомайска «популяризацией украинского языка», а его некое будущее украинское название – объединяющим украинское общество! На переименование пан уполномоченный определил местным властям 30 дней, заявив, что существование «Первомайска» якобы нарушает закон.
Но самое интересное, что не понравилось название Первомайска не его жителям. Пожаловался в Министерство культуры и информационной политики Украины некий пан Марченко, проживающий в Белгород-Днестровском Одесской области! Этот персонаж жаловался на то, что Первомайском, дескать, было названо село Голта в 1919 году в честь празднования 1 Мая, «которое было частью коммунистической идеологии». Марченко просил вернуть историческое название: Богополь, Ольвиополь, Голта или Орлик. То есть как бы декоммунизация Первомайска, ещё и на русском названного. О Богополе, кстати, упоминал и сам Кремень.
Но давайте разберёмся, что же было в далёком 1919 году? А было вот что: Ольвиополь, Богополь и Голта составляли один промышленно-торговый центр, и совершенно логично было объединить их в один город, что большевики и сделали. При этом ольвиопольцы предлагали назвать его Орликом, а богопольцы – Алексеевском, а так как ни одно из предложений не получило большинства, собрали 1 мая 1919 года объединённый митинг трудящихся в Ольвиополе – и назвали город Первомайском. Заметим, вполне демократически общественным собранием утвердили решение ревкома об объединении и нашли ему название в честь 1 Мая – Дня международной солидарности трудящихся. Дата эта установлена Парижским конгрессом Второго интернационала в 1889 году, но вряд ли об этом знают и Кремень, и его осведомители вроде Марченко. Так что праздник солидарности трудящихся вряд ли получится подвести под нож декоммунизации, хотя от самих трудящихся на Украине власти избавляются вполне успешно.
А что касается исторических названий, все они связаны с историей Российской империи, с устройства крепостей «от неприятельских внезапных набегов» – так появился Орловский шанец, разросшийся со временем до местечка и после переименованный в Екатерининский шанец, а затем в Ольвиополь.
А Богополь был построен как укреплённая карантинная застава в 1750 году по воле графа Потоцкого после второго раздела Речи Посполитой. Голта же вошла в состав Российской империи после заключения Ясского мира. Стойте, стойте! Так, возможно, Марченко и Кремень заскучали по туркам и полякам? Или той же Голте получится пришить «украинскую историю»? Но и с этим облом: слободу основали на крымскотатарской территории запорожские черкасы Русской армии для того, чтобы контролировать переправу через Южный Буг. Так что какое историческое название для Первомайска ни возьми, все они будут шпрехенфюреру и его карманным доносчикам резать их свидомые уши.
Макс Назаров выразил мнение, что в его родном Первомайске требованиям Кременя дадут достойный ответ. «Надеюсь, против таких манкуртов выстоят», – написал он в своём телеграм-канале.
По этому эпизоду легко понять, что упомянутые чиновником жалобы пишут иногородние, а не «тысячи возмущённых местных жителей». Схема проста: ведомство Кременя инспирирует волну подобных «жалоб» из разных городов и регионов, чтобы потом требовать переименований.