Якоря украинского ВМФ – ложь, воровство, некомпетентность
Военно-морские новости, которыми засыпают сограждан украинские СМИ, создают впечатление, близкое к тому, что царило в английской прессе по поводу гитлеровского плана «Морской лев» по высадке в Британию.
В Одессе ожидают прибытие двух катеров Island («Сумы» и «Фастов»), а экипаж очередного (Р194) уже находится на обучении в США.
В Киеве размышляют о размещении 16 современных патрульных катеров Mark VI, которые обещал «подогнать» Пентагон на сумму 600 млн американских долларов.
Министр внутренних дел Монастырский объявляет, что весной 2022 года на Украину прибудут строящиеся французами патрульные катера OCEA FPB 98.
Говорят о подготовке к государственной приёмке мобильного радиолокационного комплекса «Минерал-У», который обнаруживает и классифицирует надводные объекты на расстоянии до 500 – 600 км; он предназначен для работы вместе с береговым ракетным комплексом «Нептун».
Главком Неежпапа рассказывает о многонациональных маневрах то под руководством американцев, то турок, где позволяют участвовать и украинским посудинам.
В Турции на корвете TCG Kınalıada (F-514) типа ADA, аналог которого турки обещают построить Киеву, проходят стажировку будущие «корветчики» Украины.
На побережье Чёрного и Азовского морей (в районе Одессы, Бердянска) введены в эксплуатацию объекты берегового сегмента так называемой Глобальной морской системы связи.
Почти ежедневно сообщают, что завершается юридическое оформление украинско-британского соглашения об укреплении ВМСУ стоимостью в 1,7 млрд фунтов. Британцы от имени Украины потратят свои передаваемые в 10-летний кредит деньги на постройку восьми неких катеров, уже проданных тральщиков и уже строящихся баз в Очакове и Бердянске.
Зеленский подписывает указ о передаче институту ВМСУ простоявшего 18 лет у причала парусного корабля «Дружба».
Вишенками на этом многослойном торте информации стал вброс The Mirror о готовности Великобритании перебросить на Украину 600 бойцов SAS и десантников 16-й воздушно-штурмовой бригады, базирующейся в Олдершоте, и пиар-бросок нового министра обороны Алексея Резникова в Бердянск и Одессу, где тот тоже обещал много и горячо.
Нелепо отрицать возможный эффект от всех этих конвульсий, но речь идёт о современной Украине, объективные реалии которой позволяют предполагать, что, несмотря на неистовое движение декораций, украинский флот остается на якоре, если не на вечной стоянке.
Две-три посудины, сопровождающие корабли союзников на всевозможных учениях, не есть флот. Передаваемый секонд-хенд физически не может решать задачи флота, которые декларируют украинские Нельсоны. О новых катерах и тем паче корветах можно будет вести речь, когда они будут стоять на рейде.
ВМСУ стоит на трёх якорях – ложь, воровство и некомпетентность.
Между заявлениями и реальным положением дел – пропасть. Убедиться в этом просто.
На днях появилась информация, что Украина просит США передать ей противокорабельные ракеты Harpoon как морского, так и берегового базирования. Возникает вопрос, зачем, если украинцам два года рассказывают о создании супероружия РК-360МЦ «Нептун», который торжественно передали в войска?
Но если «Нептун» в войсках, отчего в Бердянске министр обороны Украины Резников вдруг говорит: «Лично сделаю всё от меня зависящее, чтобы в ближайшей перспективе этот комплекс заступил на боевое дежурство». То есть на БД не стоит даже переданный опытный образец?
Замначштаба ВМС Андрей Рыженко признаёт, что до готовности комплексу «Нептун» ещё неблизко. Еще хуже ситуация с ракетами морского базирования – их просто нет и на их создание пойдет не меньше 4-5 лет. То есть «Нептун» по факту оказался мыльным пузырем.
Председатель так называемого Военно-морского подкластера, глава НПО «Кливер» Оксана Врублевская подтверждает: «Пока горько наблюдать за развитием проекта «Нептун», ведь нет заказа – нет прогресса. У нас, к сожалению, прослеживается алгоритм, когда заказчик – Министерство обороны – хочет, чтобы продукция появлялась в нужный момент, но не учитывает, что технологию нужно разработать, выработать, опробовать, довести до серийного производства. Если мы собираемся получить турецкие корветы через четыре года, то пора заказывать корабельную версию «Нептуна», потому что в Украине существует только береговая версия».
Фактическое отсутствие «Нептуна» объясняет просьбы продать американские Harpoon и британские Brimstone. Лондон уже обещает, хотя цена одной ракеты – не менее 100 тысяч фунтов стерлингов. Не тяжеловато для украинского бюджета?
При этом даже украинские эксперты выделяют невысокую скорость Brimstone и их неспособность к интенсивным противозенитным маневрам. У ВС ДНР объектов для атак такими ракетами нет, а россияне в случае военно-морского безумия Украины могут отбиться и, что особо неприятно, болезненно ответить. Тем более эксперты уже называют время нейтрализации ВМСУ: от 50 минут до 10 часов.
Но вопросов хватает и без ракет. Всё тот же Рыженко подмечает, что для локализации производства британских катеров на Украине «очень важно правильно выбрать украинское производство», которое будет строить корабли и доводить до ума. То есть лапша о том, что шесть из восьми катеров британцы дадут строить Украине ( то есть создадут рабочие места), уже на ушах жителей страны, в то время как вопрос этот не проработан совсем. Да и с турецким корветом не всё гладко, ведь обычно при закладке кораблю дают имя, а здесь – неизвестность. Опять же странно: на закладке подобного корвета «Бабур» для Пакистана присутствовал сам Эрдоган, а закладку украинского проигнорировал.
Бичом украинского флота, да и всего ВСУ является «распределение и освоение ресурсов», не зря руководство самостийного ВПК постоянно сотрясают коррупционные скандалы. Деньги на флот как бы есть, но до флота они не доходят. Пример – затянувшиеся разборки вокруг бывшего гиганта порошенковского судостроения, завода «Кузня на Рыбальском», получившего недавно штраф в 47 млн грн за сорванный ремонт флагмана ВМС «Гетман Сагайдачный». А следователи Государственного бюро расследований открыли ещё десяток дел. Стоит ли говорить, сколько средств исчезнет при строительстве базы в Бердянске или во время переобувания «Нептуна» в дорогие шасси TATRA?
Еще одна беда – некомпетентность. Бывший сержант, далёкий от военных вопросов, с минимальным уровнем авторитета в военной среде назначается министром обороны.
Его визит на юг комментирует столь же далёкий от проблем армии депутат Олег Дунда, полностью оправдывающий свою фамилию.
Дунда дает Резникову на решение поставленных задач «минимум полгода», а дальнейшая судьба будет определена «по результатам».
Поставленная Дундой задача – создать на Украине в ближайшие месяцы базы НАТО, «затянуть США в более тесное сотрудничество с Украиной. Максимум – хотя бы одна военная база фактическая. Мы можем назвать как угодно – центр разведки, центр переквалификации, как угодно».
Дунда уверяет, что можно создать базу без получения членства в НАТО по примеру Катара.
Однако стоит понимать, что комплекс баз аль-Удейд создавался не пару месяцев и не «Резниковыми и Дундами». Это ключевое военное плечо США и Британии в важнейшем для них регионе совершенствуется с 1996 года, а появлению базы предшествовала мощнейшая дипломатическая работа и согласие ряда стран. Бердянск не из этой оперы. Хотя, что говорить о Дунде, если его президент анонсировал создание к 2035 году «большого военно-морского флота, способного давать отпор любому», даже с малыми подлодками.
У Дунды всё очень просто. Он предложил Западу обмениваться базами: «Натовцы будут у нас на границе, а мы на границах ЕС. Таким образом, мы заходим в ЕС». Такая вот дундологика. А вы говорите, флот…