ссылка

28 января – день в нашей истории

Увеличить шрифт
А
А
А

28 (15 по ст. ст.) января 1918 года СНК РСФСР принял декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Армия формировалась на добровольных началах. В документе указывалось, что «Рабоче-крестьянская Красная Армия создаётся из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс. Доступ в её ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование». В апреле ВЦИК принял декреты «Об обязательном обучении военному искусству» (Всевобуч), «О сроке службы в Красной Армии», об образовании военных комиссариатов. В мае было создано 11 военных округов и принято решение ВЦИК «О принудительном наборе в Красную Армию». Начался переход от принципа добровольности комплектования армии к всеобщей воинской повинности трудящихся (трудового народа). К концу апреля 1918 года в РККА было 196 тыс. человек, к концу 1920 года – 5,5 млн. человек. Белое движение во время самой высокой активности на фронтах гражданской войны имело около 400 тыс. штыков и сабель (войска А.В. Колчака, А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, Е.К. Миллера, Н.Н. Юденича). При строительстве армии и флота Советской республики учитывались и религиозные аспекты. Был принят декрет СНК «Об освобождении от воинской службы по религиозным убеждениям». Решения об альтернативной службе принимались местными народными судами. Служба заменялась работой в госпиталях или другими общественно-полезными видами работ.

28 января 1938 года в селе Успенка Краснопольского района Харьковской (ныне Сумской) области родился Леонид Иванович Жаботинский (1938 – 2016) – штангист, выступавший в супертяжёлом весе. Двукратный олимпийский чемпион (1964, 1968) по тяжёлой атлетике, чемпион мира (1964 – 1966, 1968), чемпион Европы (1966, 1968), пятикратный чемпион СССР (в 1964-1969). Заслуженный мастер спорта СССР (1964). Установил 19 мировых рекордов, в том числе два в троеборье – 560 кг (1964) и 590 кг (1967), 20 рекордов СССР, 58 рекордов УССР. По инициативе Жаботинского в 1979 году в Запорожье был построен клуб, открыта СДЮШОР «Спартак» по тяжёлой атлетике, в 2010 году школа получила имя Жаботинского. Ежегодно в Запорожье проводятся турниры на приз Леонида Жаботинского. Был почетным президентом Федерации тяжелой атлетики РФ. Автор книг «Сталь и сердце», «На вершине Олимпа». С 1991 года работал проректором по воспитательной работе и безопасности Московского института предпринимательства и права. Умер и похоронен в Запорожье.

28 (17 по ст. ст.) января 1807 года в городе Прилуки Киевской губернии (ныне Черниговской области) в семье священника родился Антон Антонович Антонский-Прокопович (1762 – 1848) – публицист и педагог, проректор (1807 – 1817), а затем ректор Московского университета (1818 – 1826). До ректорства был смотрителем Ботанического сада, секретарем Общества любителей российской учености. С участием Антонского в 1819 году было организовано и активно работало Московское общество сельского хозяйства.

28 (16 по ст. ст.) января 1897 года в Одессе в семье учителя родился Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность» (1955 – 1961). Герой Социалистического Труда (1974). Известность писателю принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936), по которой снят одноимённый фильм (1937). За повесть «Сын полка» (1945) он получил Сталинскую премию (1946). После войны «Белеет парус одинокий» был продолжен повестями «За власть Советов» (1948), «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960 – 1961). В основе произведений – идея преемственности революционных традиций. С 1964 года Катаев сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»). В этом стиле были написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969).

28 января 1929 года в Вене на I Конгрессе украинских националистов (27 января – 3 февраля) была создана ОУН – Организация украинских националистов (запрещена в РФ). Объединились Украинская войсковая организация (Прага, Львов, Берлин), Лига украинских националистов (в 1925 году была создана на территории Чехословакии эмигрантскими организациями), Украинское национальное объединение, Союз украинских фашистов, Союз освобождения Украины (Чехословакия), Группа украинской национальной молодёжи (Прага), Союз украинской националистической молодёжи (Львов). Первым руководителем ОУН в 1929 году стал Е. Коновалец (руководитель УВО). На Украине и за её пределами историю ОУН сочиняют и пропагандируют центры украинистики США и Канады, Центр исследований освободительного движения при Институте украиноведения им. И.Крипякевича НАНУ, Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ. На Украину прислали 46 томов канадской «Летописи УПА», а после 1995 года уже в Киеве вышло 26 томов «Летописи УПА». В Институте истории Украины НАНУ за период 1993-2004 годов было издано 27 книг по истории ОУН и УПА… Историки А.Е.Лысенко и Д.В. Веденеев обосновывали «правомерность» существования и деятельности ОУН и УПА с точки зрения (!!!) «норм международного гуманитарного права». Преступность деяний ОУН – УПА не принимается во внимание, ведётся героизация преступников-нацистов. На Украине запрещены многие книги, в которых раскрываются масштабы преступлений, совершенных украинскими националистами. К ним относятся книги В.В. Полищука «Горькая правда. Преступность ОУН – УПА (исповедь украинца)», В. Масловского «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны», М. Бердник «Пешки в чужой игре. Страницы к истории украинского национализма».

28-29 января 1930 года состоялся собор так называемой УАПЦ, на котором было вынесено постановление о её самоликвидации. Закончился период создания т.н. Украинской автокефальной церкви в 20-е годы XX века. Начала строить такую структуру Директория УНР. 1 января 1919 года она приняла закон «О высшем правительстве Украинской Автокефальной Православной Церкви», согласно которому к т.н. Всеукраинскому церковному собору должна была перейти верховная церковная власть на Украине, а церковь лишиться какой-либо зависимости от Всероссийского патриарха. Закон об автокефалии «украинской церкви» в УНР не был исполнен. Новые автокефальные процессы начались уже при Советской власти. В марте 1919 года собрали «Всеукраинский церковный собор», начали захватывать православные храмы. В мае была провозглашена автокефалия «украинской церкви» и её независимость от Московского патриархата и его иерархов. «Церковь» объявили «вдовствующей» (не имеющей своих архиереев). Никто из епископов РПЦ на территории УССР не захотел участвовать в образовании т.н. УАПЦ. На «Всеукраинском церковном соборе» в октябре 1921 года было решено «рукоположить архиереев» руками членов собора (поэтому «УАПЦ» называют «самосвятской»). Неканоническим способом был «рукоположен» «митрополит» Василий Липкивский, «хиротонию» которого совершили не епископы, а пресвитеры, диаконы и миряне. От него в свою очередь получили «поставление» другие «епископы». На «соборе» и сразу после него было «рукоположено» 18 «епископов», к 1926 году их стало 32. 28-29 января 1930 года состоялся собор т.н. УАПЦ, на котором было вынесено постановление о её самоликвидации. Восстановлением «УАПЦ» занялись во время немецкой оккупации территории УССР.

28 января 1946 года в Киеве завершился открытый судебный процесс (17 – 28 января) по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украинской ССР. Двенадцать нацистов были публично повешены на площади Калинина (ныне площадь Независимости).

28 января 1951 года в селе Клишковцы Хотинского района Черновицкой области в семье педагога родился Леонид Константинович Каденюк (1951 – 2018) – лётчик-испытатель, лётчик-космонавт. С 1976 по 1983 год и с 1988 по 1992 год был в советском отряде космонавтов. В 1991 году принял гражданство Украины. В 1997 году совершил космический полёт продолжительностью 15 суток в качестве специалиста по полезной нагрузке на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия» (STS-87), где выполнял эксперименты Института системных исследований человека по тематике «Человек и состояние невесомости». Генерал-майор ВВС Украины. Герой Украины (1999). В 2017 году Леонид Каденюк выступил против инициативы националистов перенести День космонавтики с 12 апреля на 19 ноября (начало его полёта в космос в составе американского экипажа): «Я категорически против. Почему? Потому что полёт Гагарина, вообще первый полёт человека в космос, он имел значение не просто для Советского Союза, даже не просто для планеты Земля, а он имел вселенское значение». Каденюк отметил, что всемирный праздник нельзя чем-то заменять, а первого космонавта Юрия Гагарина вообще никто не может заменить. Украинские националисты называют Леонида Каденюка «первым украинским космонавтом», в то же время «первым украинским космонавтом» называют и Павла Поповича. Однако Попович является летчиком-космонавтом СССР, родившимся на территории УССР. Его первый полёт в космос состоялся в 1962 году, второй – в 1974 году. Павел Попович стал четвёртым лётчиком-космонавтом СССР. В постановлении Верховной рады «Памятные даты и юбилеи 2021 года» Л.К. Каденюк назван «первым космонавтом независимой Украины».

28 января 2003 года в Киеве в ходе встречи президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы был подписан договор о российско-украинской государственной границе. Ратифицирован Верховной радой и Государственной думой РФ в апреле 2004 года.

2633
Поставить лайк: 977
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Почему Штаты продвигают «фанарского вора»?

Украина без свободы совести и без совести вовсе

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Партизаны против бандеровцев

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Ты их в дверь – они в окно: раскольники ПЦУ рвутся во Всемирный совет церквей

Галопом по Европам: как антицерковный агитпроп заграницу обрабатывает

Церковная уния в Белоруссии – исторический процесс длиною в столетия

http://3288-o-rodinapereezd.n3.s3dev.ru/content/28-yanvarya-den-v-nashey-istorii-0