День в истории: советское освоение Севера
История советского освоения Севера началась в 1929 году с экспедиции полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Седов» к Земле Франца-Иосифа.
Для регулярного исследования Севера 17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути, руководителем которого стал О.Ю. Шмидт.
В 1933 году он совершил драматическую экспедицию на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. Пароход был зажат льдами и затонул. Участники экспедиции спустились на льдину и были эвакуированы полярными лётчиками. Именно Отто Юльевичу принадлежит идея создания дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Первая в мире советская полярная арктическая дрейфующая научно-исследовательская экспедиция «Северный полюс-1» началась 21 мая 1937 года и продолжалась до 19 февраля 1938 года. За 274 дня дрейфа четверка полярных исследователей Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров и Пётр Ширшов преодолели на льдине более двух тысяч километров. Участники экспедиции провели огромную научную работу, измеряя скорость дрейфа и морских течений и выполняли сотни других исследований. В ходе экспедиции льдина начала разрушаться, и полярники отправили радиограмму: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться». Для их эвакуации были направлены два ледокола – «Мурман» и «Таймыр», которые и сняли зимовщиков с ледяного обломка. Все четверо полярников получили звание Героя Советского Союза.
Пароход «Георгий Седов» во льдах моря Лаптевых
С 23 октября 1937 по 13 января 1940 года проходил ещё один героический дрейф ледокола «Георгий Седов», зажатого во льдах вместе с пароходами «Садко», «Малыгин». Ледокол «Ермак» пробился к кораблям в 1938 году и вывел два парохода, а «Седов» с повреждённым рулевым управлением остался дрейфовать. 15 членов команды во главе с капитаном Константином Бадигиным прошли путь в 6100 км. За время дрейфа участники экспедиции проделали уникальные океанографические, метеорологические и геофизические исследования. 13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» освободил «Георгия Седова» из ледового плена, и 29 января 1940 года судно вернулось в Мурманск. Все участники дрейфа были удостоены звания Героя Советского Союза.
А 8 января 1937 года в Ленинграде был открыт музей Арктики, переименованный позднее в Музей Арктики и Антарктики.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало полярные экспедиции. Первые послевоенные исследования Севера возобновились в 1946 году научной группой китобойной флотилии «Слава».
Вторая дрейфующая станция «Северный полюс-2» под руководством доктора географических наук Михаила Сомова была организована в апреле 1950 года и работала целый год. 17 полярников проводили изучение химических и биологических свойств арктических вод. Начиная с 1954 года дрейфующие ледовые станции «Северный полюс» отправлялись практически ежегодно. Последняя советская экспедиция «Северный полюс-31» проходила с октября 1988 по июль 1991 года.
После распада СССР последовал длительный перерыв в экспедициях. Россия возобновила исследования Арктики в 2003 году, отправив дрейфующую станцию «Северный полюс-32». Подготовкой экспедиции занимался Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики «Полюс». За 10 месяцев дрейфа 12 участников экспедиции преодолели 2750 км, проводя различные научные исследования. В марте 2004 года льдина внезапно раскололась, большая часть вспомогательных помещений ушла под воду, и полярники попросили о помощи. Всех 12 участников экспедиции успешно эвакуировали вертолетом Ми-26 за 25 минут. После завершения деятельности станции «Северный полюс-32» РФ провела ещё восемь дрейфующих экспедиций.
Посылкой дрейфующих станций дело не ограничивалось. На арктическом побережье и островах, ещё при Союзе, было размещено несколько десятков советских метеорологических, геофизических, биологических и других исследовательских станций.
Для исследования Севера и провода судов по Северному морскому пути создавался мощный ледокольный флот, а также стационарные и сезонные полярные станции. В 1953 году было принято решение о строительстве первого в мире атомного ледокола, а 5 декабря 1957 года ледокол «Ленин» был спущен на воду.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»
После ходовых испытаний в декабре 1959 года он отправился в своё первое плавание. За время своей эксплуатации до 1989 года ледокол прошёл 654,4 тысячи морских миль и провел через льды 3741 судно.
В 1975 году на воду был спущен атомный ледокол «Арктика», а в 1978 году – «Сибирь». В 1977 года советский атомоход «Арктика» первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса. В 2008 году истёк срок его эксплуатации, и он был определён на стоянку. За время своей работы он прошёл более миллиона морских миль и провёл через льды свыше трёх тысяч кораблей.
В марте 1959 года в строй вошла первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». В июле 1962 года она достигла подо льдом Северного полюса, всплыла на поверхность, а экипаж установил на полюсе красное знамя.
Высадка 1-й Советской антарктической экспедиции
В середине 50-х годов прошлого столетия началось исследование Антарктиды. 1-я Советская антарктическая экспедиция началась в ноябре 1955 года. А 13 февраля 1956 года была открыта первая советская антарктическая станция «Мирный», которая стала главной базой для исследования Антарктиды. В советские годы тут работало до 200 полярников. На станции расположена заполярная обсерватория. В 1957 году вступила в строй вторая станция «Восток». Здесь в 1983 году был зафиксирован рекорд самой низкой температуры – минус 89,2 градуса по Цельсию. На глубине 3 км под станцией было обнаружено крупнейшее в Антарктиде подземное озеро. В 1958 году открыли советскую станцию «Полюс недоступности», наиболее удалённую от побережья СССР. На вершине этой станции был установлен бюст Ленина, который и до сей поры взирает на бесконечные антарктические просторы.
Бюст Ленина в Антарктиде
В 1961 году появилась станция «Новолазаревская». Она получила всемирную известность благодаря хирургу Леониду Рогозову, который в апреле 1961 года провёл себе операцию удаления аппендикса под местной анестезией. Кроме того, станция знаменита тем, что на её территории в 2007 году была открыта русская баня, а вблизи неё расположен крупнейший в Антарктике аэродром со снежно-ледовой взлётной полосой.
В 1962 открыли станцию «Молодёжная». Она работала до 1999 года, а затем была законсервирована. Свою деятельность станция восстановила в 2006 году как сезонная.
В 1968 году была создана ещё одна антарктическая станция «Беллинсгаузен». В 2004 году на её территории была собрана единственная в Антарктике деревянная православная церковь Святой Троицы.
Церковь Святой Троицы на станции «Беллинсгаузен»
В 1989 году во время перестройки была создана ещё одна советская антарктическая станция «Прогресс». Изначально она задумывалась как сезонная, но со временем превратилась в постоянную. Сейчас это самая мощная российская станция в Антарктике. В 2013 году здесь построили новый жилищный комплекс с научными лабораториями, жилыми комнатами, сауной, спортзалом. Именно «Прогресс» сейчас является административным и научным центром Русской Антарктиды. Кроме постоянных станций в Антарктике действуют несколько сезонных: «Ленинградская» (открыта в 1971 г.) и «Русская» (1980).
Кроме полярных станций, Советский Союз активно осваивал Заполярье. Здесь было построено несколько городов, добывались и перерабатывались полезные ископаемые.
СССР был самой успешной страной в освоении Севера, и эта эстафета перешла к Российской Федерации. Сейчас в арктических водах Россия добывает нефть. В Печорском море работает российская арктическая ледостойкая платформа «Приразломная».
Северный морской путь
После распада СССР Россия осталась самой мощной полярной державой. Она контролирует Северный морской путь – кратчайший маршрут между Восточной Азией и Европой. В ледокольный флот РФ входят атомоходы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть».
Атомный ледокол «50 лет Победы»
На стадии строительства находятся ещё три супермощных атомохода проекта 10510 «Лидер». Первый такой ледокол планируют завершить к 2025 году.
На заглавном фото: дрейфующая станция «Северный полюс-1»