5 декабря 1957 года спущен на воду атомный ледокол «Ленин»
Советский Союз не только отправил в космос первый спутник и первого космонавта, но и создал первый в мире атомный ледокол, получивший имя Ленина. В его создании принимал участие весь советский народ, свой вклад внесла и РСФСР, и Украинская ССР, и другие советские республики.
Учитывая важность Северного морского пути и освоения Арктики, СССР нуждался в мощном ледоколе, способном обеспечить длительную навигацию судов. В 50-х годах в Арктике ещё работали дореволюционные ледоколы с паровыми двигателями. Во время Великой Отечественной войны СССР по ленд-лизу получил от Америки три дизель-электрических ледокола, но вернул их уже в 1951 году. Дизельные ледоколы способны были работать до 50 суток, при этом запас топлива составлял до трети массы судна. Такая небольшая автономность приводила к тому, что суда попадали в ледяной плен и зимовали в полярных льдах из-за окончания запасов топлива. Стояла задача создать собственные ледоколы, способные работать без дозаправки длительное время.
Подпись Схематический вид атомохода «Ленин»
20 ноября 1953 года Совет министров принял постановление о строительстве атомного ледокола, разработку которого поручили ЦКБ «Арктика». Главным конструктором был крестьянский сын Василий Неганов, родом из Вятской губернии, силовая атомная установка создавалась под руководством сына сельских учителей из села Пушкарка под Арзамасом Игоря Африкантова, а научным руководителем проекта стал академик Анатолий Александров, родившийся в семье служащих под Киевом. Для судна были специально разработаны три реактора ОК-150, но их конструкция оказалось не очень удачной, поэтому в 1967 году их заменили на два реактора ОК-900. За сутки атомоход расходовал всего 45 граммов ядерного топлива.
Закладка корабля состоялась в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе. В строительстве ледокола принимали участие более 300 предприятий и НИИ всего союза. Турбогенераторы для него были изготовлены в Харькове, электродвигатели – на ленинградской «Электросиле», турбины на Кировском заводе. Коллектив учёных и инженеров, создававших ледокол, был награждён Ленинской премией, многие участники строительства получили ордена и медали.
Строительство ледокола «Ленин» на верфи, 1957 год
5 декабря 1957 года ледокол «Ленин» был спущен на воду.
Для того чтобы выйти в Финский залив, судно должно было пройти через морской канал, глубина которого составляла 9 м, а осадка ледокола – 10 м. На совещании, собранному по этому поводу, рассматривались разные варианты. Предлагалось вывести судно по понтонам, но начальник службы гидрографии Арон Лейбман предложил контр-адмиралу Иосифу Кузнецову более простое решение. Он посоветовал дождаться прилива, при котором уровень воды в Неве поднимается до 3 метров. Кузнецов одобрил этот вариант и приказал Лейбману изложить всё в письменном виде. Ждали больше месяца. Наконец Арона Абрамовича вызвали в КГБ и поинтересовались, где обещанный прилив. Лейбман стал рассказывать, что природные явления от него не зависят, а прилив обязательно будет, на что ему ответили, что если его прогнозы не оправдаются, то ему не позавидуешь. Уже спустившись в вестибюль, Арон Абрамович встретил поджидавшего его коллегу, который радостно сообщил, что вода прибывает. Обрадованный Лейбман вернулся в кабинет и отчитался: прилив начался. «Вот видите, стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась», – ответили ему.
Вода поднялась на 2,7 м и продержалась 2 часа 20 мин. За два часа ледокол успел выйти в залив. Во время прохода по каналу начался сильный снегопад, но установленное на судне навигационное оборудование позволяло держать курс с точностью до нескольких метров.
Эту историю рассказал сам контр-адмирал Арон Абрамович Лейбман в Бостоне на встрече с советской делегацией. После распада СССР он переехал жить вместе со своей семьёй в США.
Ледокол «Ленин» на рейде в Ленинграде,1959 год
Доводка ледокола продолжалась на протяжении двух лет – с 1958 по 1959 год. За это время на нём установили ядерную силовую установку, провели её испытания, сделали внутреннюю отделку ценными сортами дерева. Так как судно могло находиться в автономном плавании более полугода, на нём были созданы все условия для длительной жизни экипажа. На ледоколе была библиотека с читальным залом, клуб, кинозал, салон отдыха, несколько кают-компаний и столовых, камбуз с хлебопекарней, медпункт с терапевтическим, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами, операционная, аптека и лаборатория. Для обслуживания моряков имелись парикмахерская, бани, сапожная и портновская мастерские, прачечная.
Внутренние помещения ледокола «Ленин»
12 сентября 1959 года (по другим данным 15 сентября) ледокол «Ленин» отправился на ходовые испытания. Первым капитаном корабля стал бывший капитан «Ермака» Павел Пономарёв. Находившийся в это время с официальным визитом в США Никита Хрущёв заявлял: «Наш ледокол будет ломать не только льды океанов, но и льды холодной войны».
За время испытаний первый атомоход посетило множество гостей. Среди них были премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, президент Финляндии Урхо Кекконен и другие политики и бизнесмены. Позднее на нём также побывали Фидель Кастро и Юрий Гагарин.
Фидель Кастро в Мурманске
3 декабря 1959 года ледокол «Ленин» был сдан министерству морского флота и отправился в своё первое плавание вокруг Скандинавии в порт приписки Мурманск. В 1991 году 3 декабря было объявлено Днем атомного ледокольного флота России.
Ледокол «Ленин» во льдах
Длина первого в мире атомохода составляла 134 м, ширина – 27,6 м, водоизмещение 16000 т. Мощность ядерной установки 32,4 мегаватта, или 44 тысячи лошадиных сил. Скорость хода ледокола была 18 узлов на чистой воде (33,3 км/час) и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров. На верхней палубе судна имелась площадка для вертолётов ледовой разведки. Экипаж корабля состоял из 243 человек. В 1961 году капитаном атомохода стал родившийся в семье костромского столяра Борис Макарович Соколов, пробывший в этой должности почти 40 лет. За время своей эксплуатации ледокол прошёл 654,4 тысячи морских миль и провел через льды 3741 судно.
Рубка управления атомоходом «Ленин»
В ходе эксплуатации на ледоколе произошло две серьёзных аварии. Первая – в феврале 1965 года, когда судно находилось на плановом ремонте. В результате ошибки операторов ядерного реактора активная зона на время осталась без охлаждающей воды, что привело к перегреву и деформации 60% топливных элементов. Повреждённый блок реактора был вырезан и помещён в специальный контейнер, который впоследствии был затоплен в заливе Цивольки у восточного берега Новой Земли. Судно отремонтировали и оно вернулось в Арктику.
Центр управления реакторной установкой ледокола «Ленин»
Вторая авария случилась в 1967 году. После загрузки новых ядерных топливных сборок возникла течь в трубопроводах третьего контура охлаждения. Устранить её не удалось, поэтому было принято решение извлечь весь ядерный блок и затопить его в море. Ядерные элементы извлекли, а реакторный отсек заполнили затвердевающей массой. Затем судно отбуксировали в залив Цивольки. Здесь началась уникальная операция водолазов. Они за двое суток вырезали днище судна под реакторным отсеком и отрезали боковые переборки. На перемычках, которые продолжали держать реактор, заложили взрывпатроны. Запись в судовом журнале беспристрастно сообщает: «19 сентября 1967 года произведен подрыв патронов, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула. Ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2,5 метра. Затем его отбуксировали в Кольский залив для восстановления, в процессе которого была установлена новая энергетическая установка типа ОК-900 с двумя реакторами».
После ремонта в 1970 году ледокол вновь вернулся в строй.
В 1989 году ледокол «Ленин» был снят с эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. В 2005 году его превратили в музей.
«Ленин» с нами. На вечной стоянке в Мурманске
На этом история атомного российского флота только начинается. Россия – единственная страна в мире, имеющая атомный ледокольный флот. В 1975 году на воду был спущен атомный ледокол «Арктика», а в 1978 году – «Сибирь». Сейчас в ледокольный флот входят шесть атомоходов: «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть». На стадии строительства находятся ещё три супермощных атомохода проекта 10510 «Лидер». Всё это позволяет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.