«Аксиос» или всё-таки «Анафема»?
В Софийском музее Киева в очередной раз случилась раскольничья «интронизация»… В очередной, потому что первая была при большевиках в 1921 году, когда «первоиерархом» самосвятов «УАПЦ» раскольники избрали себе запрещенного в служении священника Василия Липкивского. Вторая раскольничья «интронизация» в Софии случилась в 1990 году, когда «патриархом Киевским» от «УАПЦ» стал небезызвестный Мстислав Скрыпник. В последующем безбожные власти «незалежной» так и не вернули Софию Киевскую законному владельцу – канонической Украинской православной церкви (МП), единственной правопреемнице Церкви, существующей со времен Владимира Крестителя. И вот музейный комплекс вновь был превращён в площадку для очередной кощунственно-театральной феерии.
3 февраля в должность главы раскольничьей «ПЦУ» вступил Сергей Думенко, которого некоторые СМИ пишут без кавычек – «Епифаний». А мероприятие называют – «интронизацией».
* * *
Мероприятие было отмечено дурным предзнаменованием – на фоне тихого грандиозного скандала… Известный игумен Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем (Куцу), приехавший на «интронизацию» в составе делегации Константинопольского патриархата, 2 февраля с инфарктом покинул Киев. На вопрос «Зачем приехал», отвечают двояко: «Смирения ради» и «Под угрозой нового ареста». Как мы помним, у игумена Ефрема неприятности в Греции начались после его возвращения из России в 2011 году, где он участвовал в принесении Пояса Пресвятой Богородицы. О. Ефрема держали в тюрьме, несколько лет он не имел права выехать за пределы Греции, им занимались сотрудники Госдепа США… Боится ли он больше Господа господ из Госдепа? Это вряд ли. Детали откроет будущее.
Сообщение о сердечной болезни о. Ефрема православные восприняли как вразумление свыше всем и вздохнули: «Слава Богу».
Между тем ни одна из поместных церквей мира не признала «ПЦУ» «сестрой». Монастыри Святой Горы, находящиеся в формальном подчинении у Варфоломея, отказалась посылать в Киев свою делегацию. Не приехал в Киев и сам Варфоломей, что породило весёлые вопросы: Постеснялся? Предписанием Госдепа не оговорено это унижение? Неужели захворал?
Не приехал и Денисенко «по состоянию здоровья».
Зато была верхушка УГКЦ, представители католической и протестантских церквей, масса прессы, чиновников, ну и был главный по ПЦУ – Петр Порошенко, президент. Православных, понятно, не было, не любят они такого.
В сумме всё это превратило «интронизацию» в скандальное позорище. Пропаганда майданного режима традиционно пыталась создать в общественном восприятии приличную картинку, но провал по сути своей остался провалом. «Лавинообразного перехода» из УПЦ в «ПЦУ», как мечталось, не произошло. Никто в православном мире не признал «ПЦУ» и не приехал с поздравлениями. Поредевшая делегация от интригана Варфоломея выглядела жалко.
«Возведение на трон Епифания» осуществляли два раскольничьих деятеля – глава украинских самосвятов «митрополит Макарий» и запрещённый в служении экс-митрополит Винницкий Симеон. Третьим был турецкоподданный митрополит Галльский Эммануил – большой ценитель экуменистических идей. О нём, кстати, памятна интересная подробность 2014 года. В Киеве тогда возглавлял он делегацию Константинопольского патриархата на интронизации митрополита Онуфрия. Но в богослужении не участвовал, обидевшись. Претендовал он на некое более высокое место среди иерархов. Гордыня, называется. Теперь в Киеве-2019 ему выпала «честь» оказаться самым-самым из самых! Возможно, был счастлив.
* * *
Многие отметили, что мероприятие подгадано к дню 40-летия Думенко. Отметим и мы. Похоже, не обошлось без специалистов по кабалистике и нумерологии, видящих в этом числе «довольствие, настойчивость» и, вероятно, кое-что ещё, нужное им. Есть подозрение, что и игры с названием «новой церкви» велись по этой же причине. Рассматривалась масса вариантов – ПАЦУ, ППЦ, АПЦвУ, ЕППУЦ… И вроде уже остановились на ПЦУ, но вдруг там же, прямо в тексте томоса, призвали «православные церкви по всему миру признать её… под именем "Святейшая церковь Украины"…» Мол, есть другие православные на Украине, УПЦ (МП), например, а эта – «святейшая». Эта болезненная раздвоенность напомнила хитрость анекдотического Каца, который к своей двери прибил табличку «Лучший портной на этой лестничной площадке» рядом с «лучшими» в городе и стране. Название «ПЦУ (СЦУ)» не понравилось Денисенко. Он, кажется, обиделся: «Православная Церковь Украины – это не наше название. Мы являемся Украинской Православной Церковью. Как и другие: Болгарская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Сербская и т. д.». И он торопливо повелел внуку перерегистрировать свою «УПЦ Киевского патриархата» в «Киевскую митрополию УПЦ (ПЦУ)», отбросив «СЦУ» и мнение авторов томоса. Вероятно, он желал этим позлить Киевскую митрополию УПЦ (МП), зарегистрированную с похожим названием (но без «ПЦУ» в скобках). Создав клон «КМ УПЦ» – как шутят, «овечку Долли», - филаретовцы понизили статус своей раскольничьей конторы с «патриархата» до «митрополии». Разумеется, такой клон, при заинтересованности властей, может быть использован раскольниками и в рейдерских целях. Стоит заметить, что всем «епархиям» и «общинам» «ПЦУ» только ещё предстоит зарегистрироваться в госорганах, провести собрания, пройти всю процедуру. Они ведь не только не признаны никем в православном мире, но их нет и «на бумаге». На этом поле возможны любопытные неожиданности: «ПЦУ» – это котёл разгорячённых амбиций. Если сравнить с раскольнической Обновленческой церковью, созданной властями в 1920-е, то обновленцы той поры почти сразу же обнаружили свойство раскалываться. Чекистов, борцов с Христом, это устраивало. В наш век власти, учитывая опыт прошлого, заинтересованы, чтобы «ПЦУ» стала монолитом и дробила каноническую УПЦ. Станет ли «ПЦУ» монолитом при всей ресурсной базе властей? Вскрытие покажет. Но ресурс времени у порошенковской инициативы заведомо ограничен.
Этим можно объяснить тот бандитский психоз, с каким власти «на местах» пытаются загнать общины в «ПЦУ», рейдерски захватывая церкви. Но, заметим, власти раз за разом нарываются на отпор. Народ протестует. Иногда проводятся впечатляющие крестные ходы протеста под стены администраций с отважными плакатами «Мы – УПЦ!».
Наблюдатели отметили, что кампания по переводу церквей из УПЦ в «ПЦУ» потерпела фиаско. Из зарегистрированных в УПЦ в 2018 году 12092 общин перешло – правдами и неправдами – не более 90. То есть как было в УПЦ 12 тысяч приходов, так и есть 12 тысяч приходов. И каноническая УПЦ остаётся самой массовой конфессией на Украине.
* * *
Причина непризнания людьми «ПЦУ» – неканоничность её возникновения: свели под «одну крышу» раскольников, не дождавшись их покаяния, и объявили «церковью». Кто же их таковой признает, кроме иных раскольников и людей, далёких от православной веры.
Таким образом, на вопрос, поставленный в заглавии, есть ответ. Сергей Думенко с юных лет пребывает в среде анафематов. Там рос, учился, сделал карьеру. Не покаялся. Интриганы Фанара поставили на него. Усаживая на «трон», наряженного как настоящий митрополит, они провозгласили ему: «Аксиос!» Мол, «достоин ты, Серожа, быть главой поместной церкви Украины». Но стены древней Софии – кто имеет слух, тот расслышал – провозгласили совсем иной приговор. И слово, провозглашённое, было констатацией факта: «Анафема».