ссылка

Анатолий Могилев – новый председатель Совета министров Крыма

Увеличить шрифт
А
А
А

Затянувшаяся пауза с назначением главы крымского правительства разрешилась. 7 ноября президент Виктор Янукович своим указом освободил Анатолия Могилева от занимаемой должности министра внутренних дел Украины. В тот же день глава государства согласовал кандидатуру Могилева на должность председателя Совета министров Крыма.

Согласно Конституции АРК и закону «О Совете министров Крыма», точку в этом назначении поставил Верховный Совет республики, одобрив кандидатуру Анатолия Могилева 76 голосами из 100.
 
Новоназначенный глава исполнительной власти Крыма назывался среди возможных кандидатов на должность крымского премьера, однако сам он в комментариях, сделанных в конце сентября, опровергал подобные прогнозы: «Я милиционер, я руковожу Министерством внутренних дел и никаких предложений мне не поступало»(1). Это свидетельствует о том, что вопрос об этом кадровом назначении решился достаточно неожиданно для самого Анатолия Владимировича.
 
Многие политологи уверены в том, что столь длительное промедление с решением важного для полуострова кадрового вопроса – это результат небольшого числа реальных претендентов на пост председателя крымского правительства. Практически никто из них не мог бы с тем же успехом повторить действия В. Джарты по жесткой нейтрализации крымской элиты. Эксперты Юрий Романенко и Виктор Небоженко называют возвращение А. Могилева в Крым понижением и ударом по его самолюбию(2).
 
Президент фактически не оставил А. Могилеву выбора, уволив его с должности министра МВД еще до назначения на должность председателя Совмина голосованием в крымском парламенте.
 
Примечательно, что почти половина информационных электронных изданий уже 7 ноября опубликовали новость с формулировкой «назначен на должность» вместо корректной «будет избран на должность». Это еще раз свидетельствует о том, что в глазах украинских средств массовой информации Верховный Совет Крыма выглядит зависимым от центральной власти в кадровых решениях.
 
Избранному крымскому премьеру досталось сложное и противоречивое «наследие» с целым клубком нерешенных проблем.  
 
Социально-экономическая сфера
 
По информации министра финансов Крыма Николая Скорика, в крымский бюджет по итогам 9 месяцев текущего года в общий фонд Сводного бюджета АРК поступило 2 млрд. 649,1 млн. грн налогов и сборов, что на 375,4 млн. грн (на 16,5%) больше, чем за аналогичный период 2010 года (3). Вместе с тем одна из главных отраслей экономики Крыма – туристическая и рекреационная пока не могут похвастаться прорывными успехами. По-прежнему значительная часть потенциальных денег курортников, предпочитающих отдыхать «дикарями» в частных мини-отелях и пансионатах, не пополняет республиканский бюджет.
 
Даже после принятия парламентом Украины поправок к действующему законодательству, позволяющему легализовать мини-гостиницы на полуострове, этот процесс, по оценкам председателя Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по санаторно-курортному комплексу и туризму Рустама Темиргалиева, займет 1-2 года (4).
 
До сих пор в крымском правительстве реализуют стратегию по привлечению на полуостров туристов из «дальнего зарубежья». Вместе с тем совершенно не продумана технология усовершенствования инфраструктуры отдыха на крымском побережье. В вопросе финансирования таких мер власть рассчитывает исключительно на иностранные инвестиции, преимущественно из стран Европы. С этой же целью крымская делегация принимает участие в Международной туристской бирже «World Travel Market-2011» в Лондоне.
 
Казалось бы, что в этом негативного? Проблема состоит в том, что увлекшись поисками обеспеченных европейских туристов, крымские власти совершенно забыли о традиционных отдыхающих со средним достатком из России и Беларуси, которых в этом году было значительно меньше.
 
Нынешним летом число туристов в Крым сократилось на 500-600 тысяч человек и реальные показатели не дотянут до 5 миллионов. «Еще больше, чем негативная динамика туристического потока, крымчан беспокоит кардинальное изменение его структуры. От отдыха на полуострове практически отказались приезжие со средним уровнем дохода»(5). Незначительное количество VIP-туристов никоим образом не компенсирует потерю традиционных курортников из ближнего зарубежья.
 
Серьезной проблемой и вызовом власти является рост цен. По данным Главного управления статистики в АРК, за период с января по октябрь зафиксирован рост цен почти на все основные продовольственные продукты, особенно на молоко, сыр и яйца (6), нехватка которых последнее время ощущается в Крыму весьма отчетливо. Довольно невысокая официально зарегистрированная безработица в 1,1-1,8% (7) омрачается серьезным уровнем скрытой, растет число работников, трудящихся на условиях неполной занятости. Практически отсутствуют значимые меры по созданию новых рабочих мест. В ближайшее время местные органы власти ряда крымских городов, в том числе Симферополя, планируют поднять тарифы по квартирной плате. При этом уровень оплаты крымчанами услуг ЖКХ, ввиду невысокого реального дохода, остается низким.
 
Долги крымских тепловырабатывающих предприятий перед компанией «Газ Украины» за потребленное голубое топливо в нынешнем отопительном сезоне составляют 132,82 млн. грн. При этом Крым входит в десятку регионов-должников с самым низким уровнем расчета за потребленный газ — 31% (8). Трудно даже представить степень общественного недовольства, в которое грозит вылиться возможное отключение котельных за долги в разгар отопительного сезона.
 
Сфера межнациональных отношений
 
Премьерство Василия Джарты было ознаменовано невиданным «потеплением» в отношениях власти и нелегального меджлиса. Совет министров Крыма под руководством исполнявшего обязанности крымского премьера Павла Бурлакова по инерции продолжал линию на «сотрудничество». Анатолий Могилев в этой связи является полностью неприемлемым кандидатом для меджлиса. Неприятие коренится в прошлом. Меджлисовцы непременно припоминают поддержку правоохранителями под руководством А. Могилева выполнения решения суда по сносу самовольно выстроенных объектов на заповедном плато Ай-Петри и статью в «Крымской правде» по поводу выселения татар из Крыма в 1944 году, где шла речь о татарах-коллаборационистах.
 
В самой Партии регионов знают об отрицательном отношении меджлиса к кандидатуре А. Могилева. Однако, по прогнозу заместителя главы фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины Михаила Чечетова, «крымские татары, – думаю, также решит все вопросы, Могилев умный человек, он найдет точки соприкосновения со всеми политическими силами»(9).
 
А вот на крымском уровне политического оптимизма М. Чечетова не разделяют. По словам народного депутата от БЮТ Сергея Велижанского, «стоит ожидать очень серьезного обострения по линии крымских татар. Ведь мы помним, какие очень не простые отношения у Могилева и крымских татар».(10)
 
Свой протест против утверждения Анатолия Могилева на посту председателя крымского правительства Мустафа Джемилев облек в идеологическую форму, что неудивительно в преддверии грядущих в марте 2012 года парламентских выборов. «Самое неприемлемое для нас то, что Могилев в прессе открыто оправдывал преступное решение Сталина о насильственной депортации крымско-татарского народа со своей исторической родины Крым, называя его правильным, поскольку, мол, крымские татары были предателями»(12). Джемилев заявил, что Могилев должен «объяснить свою позицию по поводу своих оценок факта депортации, «изменников родины», восстановления прав депортированных, так и применения оружия в отношении безоружных людей на Ай-Петри. Соответственно, и мы тогда сможем скоординировать свою позицию» (11).
 
Линию будущих взаимоотношений нового премьера Крыма с меджлисом будут во многом определять предстоящие выборы в Верховную Раду Украины и тактика Партии регионов в борьбе за голоса избирателей. Очевидно, что главная задача, поставленная президентом перед Анатолием Могилевым – это мобилизация избирателей при их растущем уклонении от голосования на выборах и разочаровании в политике. Хотя в ситуации, когда представители меджлиса собираются идти в украинский парламент под знаменами оппозиционных партии власти БЮТ-«Батькивщина» и «Фронта перемен», трудно рассчитывать на их призыв к татарам Крыма голосовать за Партию регионов.
 
А. Могилев, скорее всего, не получит от президента карт-бланш на решительные шаги по устранению самозахватов и самовольных построек на полуострове. В условиях растущего в стране социального напряжения и участившихся протестных акций в Киеве новая крымская власть должна будет, как и прежде, любой ценой сохранять декларируемую регионалами стабильность.
 
Тем не менее серьезным плюсом является то, что новый председатель правительства Крыма знает полуостров, его реалии и, что самое главное, менталитет крымчан гораздо лучше, чем два его предшественника на этом посту, руководившие республикой на протяжении прошедших года и семи месяцев.
 
1. http://www.nr2.ru/crimea/349953.html
2. http://www.nr2.ru/kiev/356791.html ; http://www.nr2.ru/kiev/356793.html
3. http://www.kianews.com.ua/node/38760
4. http://www.kianews.com.ua/node/38596
5. Деловая столица. – 2011. – 25 сентября
6. http://www.sf.ukrstat.gov.ua/ukocenm.htm
7. http://www.sf.ukrstat.gov.ua/ukotrud3.htm
8. События. – 2011. – 7 ноября.
9. http://www.nr2.ru/kiev/356796.html
10. http://www.nr2.ru/kiev/356794.html
11. http://www.nr2.ru/crimea/356804.html
 
________________
Афанасьев Виктор, кандидат политических наук
58
Поставить лайк: 92
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/anatoliy-mogilev-novyy-predsedatel-soveta-ministrov-kryma