Банковая начала иезуитскую атаку на каноническую УПЦ
Потерпев фиаско 13 ноября, Петр Порошенко сразу перешел в рефлексивную атаку на Украинскую православную церковь. По отмашке вся президентская рать стала обвинять УПЦ в срыве встречи. Самолюбие и самомнение пана Порошенко задето, поскольку он, дескать, ждал иерархов УПЦ в Украинском доме, а они, собравшись в Киево-Печерской лавре в резиденции митрополита Киевского и всея Украины, логично и вдумчиво решили, что надо пригласить президента для обсуждения церковного вопроса на своей территории, поскольку, к слову, речь должна была идти не о светских государственных проблемах, а о церковных, духовных. Именно этот посыл и выразил в телефонном разговоре с возмущенным президентом Блаженнейший Онуфрий, предстоятель УПЦ.
Дело не только в самолюбии властолюбивого Порошенко, есть и иные аспекты.
Во-первых, всему миру (в первую очередь православному) было показано, кто есть кто, обозначена твердость позиции УПЦ.
Во-вторых, получилось, что Порошенко и его команда сами себе нанесли удар, предварительно самораспалившись в связи с намерением создания «поместной украинской церкви», с ожиданием томоса от Константинопольского патриарха и приезда главы Фанара в Киев 22 ноября для «окончательного решения вопроса». Чуть ли не проведения собора новой церковной структуры.
Есть еще и весьма важное «в-третьих», о чем скажем ниже.
Команда Порошенко и его кураторы способствовали публичной консолидации иерархов УПЦ, канонического священства и всей паствы вокруг духовного стоятеля против раскола митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. В фокусе общественного внимания и сознания (в том числе, да, политического!) оказались несгибаемость и ясная позиция канонической Церкви.
Чего же негодовать, вещая из президентской администрации о сговоре представителей УПЦ против инициативы президента, связанной с созданием на Украине новой поместной церкви.
«Президент пошел навстречу Украинской православной церкви, несмотря на свои заявления о том, что РПЦ должна покинуть пределы Украины. Но встреча не состоялась. Это говорит о том, что РПЦ и входящая в нее УПЦ провоцируют раскол на территории Украины», — заявил представитель Банковой.
В СМИ сообщалось, что Порошенко в Украинском доме во вторник вечером в закрытом режиме все-таки «провел встречу с частью иерархов Украинской православной церкви (Московского патриархата)». Напомним, что днем во вторник к Украинскому дому подъехал на авто лишь пан Драбинко, но отбыл не выходя из машины.
В интервью телеканалу «Прямой» уже во вторник вечером директор Национального института стратегических исследований пан Павленко не назвал число иерархов УПЦ (МП), присутствовавших на этой вечерней закрытой встрече, однако таинственно отметил, что «там были те, кто планирует участвовать в соборе по созданию Украинской православной церкви». Разумеется, сказал он и то, что «на встрече иерархи говорили также об оказываемом на них давлении» со стороны руководства УПЦ.
Известно, что Порошенко, как инициатор встречи с иерархами УПЦ, планировал добиться, «чтобы как можно большее количество епископов прямо в глаза митрополиту Онуфрию заявили о своей готовности уйти из УПЦ». Поскольку Фанар поставил жесткое условие, что в объединительном соборе должны принять участие не только разномастные раскольники и константинопольские экзархи, но и епископы канонической УПЦ.
К иезуитской атаке на УПЦ подключился Минкульт Украины. В его среде утверждают, что позиция и заявления Синода УПЦ МП в последнее время «выглядят попыткой искусственного разжигания конфликта». Минкульт бросает публичные упреки, что «ни украинское законодательство, ни традиции межцерковных отношений в Украине не предусматривают права органов одной церкви диктовать свою волю другой церкви или ее представителям». Пресс-служба Минкульта утверждает также, что «попытки членов синода УПЦ (МП) препятствования деятельности представителей других церквей, и в частности экзарха Вселенского Патриархата, недопустимы».
«Категоричные, нетолерантные, противоречащие украинским традициям уважительного диалога между церквами заявления синода УПЦ (Московского патриархата), — лживо восклицает Минкульт, — выглядят попыткой искусственного разжигания конфликта вместо мирного общения и попустительством отчаянным попыткам российского агрессора помешать свободному строительству единой поместной православной церкви в Украине».
Комментарии излишни. Ведь не впервые звучит из этих источников, что каноническая Церковь на Украине и «чужая», и «агент Кремля», и «пятая колонна агрессора».
А что же в-третьих?
Самое главное. Епископат УПЦ МП, коль уж собрался в таком представительном составе — более восьми десятков архиереев! — провел время не в праздности и ожидании президента. По решению Синода в тот же день совершил заседание Собора, который, заслушав Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о вызовах, которые возникли в последнее время перед Украинской православной церковью, вынес взвешенное и внятное постановление. Оно было опубликовано на официальном сайте УПЦ, как водится, на двух языках — украинском и русском.
Это очень интересный и исторический документ.
Для мира и истероидных политических спекулянтов в нем констатируется, что «Украинская Православная Церковь, которая является канонической и признанной Поместными Православными Церквами, совершая свое служение Богу и народу Украины, принципиально поддерживает независимость и территориальную целостность Украины. Украинская Православная Церковь присутствует во всех регионах Украины и объединяет как подконтрольные, так и неподконтрольные украинской власти территории, переживая вместе со своим народом все радости и страдания».
В документе подчеркнуто, и это нужно бы зарубить на носу тем, кто жаждет какой-то поместности и автокефальности: «Украинская Православная Церковь наделена всеми правами независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины».
Об уже наступившем расколе и попытках политизации Церкви и ее участия в общественной жизни сказано, что «Украинская Православная Церковь всегда последовательно выступала за исцеление раскола, за восстановление церковного единства, то есть за единую Церковь. Однако восстановление единства Украинского Православия не должно означать превращение Церкви в элемент политики или пропаганды, поскольку это противоречит природе Церкви. Убеждены, что преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил».
Постановление фиксирует каноничность названия УПЦ и предупреждает о стойкой и уверенной самозащите: «Собор епископов выступает против любых попыток изменить название Украинской Православной Церкви, о чем уже декларируется первыми лицами государства, и других проявлений дискриминации верующих Украинской Православной Церкви на законодательном уровне. В случае принятия соответствующих законопроектов Верховной Радой Украины, Украинская Православная Церковь будет защищать свои права всеми законными средствами, которые предусмотрены “Основами социальной концепции Украинской Православной Церкви”, законодательством Украины и Европейской Конвенцией по правам человека».
Собор епископов Украинской православной церкви утверждает, что «решения Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса являются недействительными и такими, которые не имеют никакой канонической силы. В частности, решение об установлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на территории Украины является следствием спекулятивного трактования церковной истории. А решение о снятии анафемы и других церковных запретов с лидеров раскола и признание действительности псевдохиротоний, которые были совершены ими во время пребывания в расколе, является следствием искаженного толкования православных канонов. История Православной Церкви не знает случаев преодоления раскола путем его простой легализации».
И дальше совсем судьбоносно: «Приняв такие антиканонические решения, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам стал на путь раскола. В связи с этим, евхаристическое общение Украинской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается».
Собор считает недопустимыми незаконное вмешательство Константинопольского патриархата во внутренние дела другой поместной церкви и попытки решать украинский церковный вопрос с участием государственной власти и раскольников, игнорируя голос канонической Украинской православной церкви. И с сожалением констатирует, что сотни тысяч обращений верующих УПЦ к патриарху Варфоломею с призывом не узаконивать раскол под предлогом создания автокефалии так и остались без внимания.
Не остался без внимания канонических иерархов также процесс предоставления так называемого томоса об автокефалии. Собор счет его искусственным, навязанным извне, не отражающим внутренней церковной необходимости. Епископат УПЦ убежден, что томос не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях участие епископата, духовенства и мирян Украинской православной церкви в этих процессах Архиерейский собор УПЦ счел невозможным.
Сказано, не первый раз, и о раскольниках: «Украинская Православная Церковь принципиально придерживается канонического подхода к преодолению церковного разделения. В основе этого подхода лежит необходимость покаяния тех, кто возвращается из раскола. Двери Церкви никогда не закрывались перед тем, кто хочет быть духовно совершенным православным христианином».
Собор епископов призвал Константинопольский патриархат к диалогу с Украинской православной церковью с братским участием всех поместных православных церквей с целью соборного решения этой проблемы. И попросил предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия обратиться к предстоятелям поместных православных церквей по поводу кризисной ситуации, сложившейся в церковной жизни Украины в результате незаконного вмешательства Константинопольского Патриархата.
Финал этого постановления мощен: «Собор епископов призывает всех чад Украинской Православной Церкви усилить молитвы, сохранять единство между собой и верность Святой Христовой Церкви и не бояться возможных испытаний, помня слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин . 16:33)».
Православный народ канонической Церкви Украины верит в стойкость своих пастырей и молится о них. А иезуитские вражеские инсинуации все равно опадут как прах.