Битва за Днепр. Восстановление металлургической «житницы»
Осенние дни 1943 года в советской историографии было принято называть «Битвой за Днепр», когда, совершив стратегическое чудо на Курской дуге, советские войска стремительным броском подошли к самому мощному фортификационному и рельефному крепостному заграждению германского командования – к «Восточному валу», являющемуся естественной преградой на всем правом берегу Днепра.
Но, к большому сожалению, со времен «оранжевой власти» словосочетание «Битва за Днепр» предполагает преимущественно освещение лишь одной операции – освобождение Киева, замалчивание информации о колоссальных силах и средствах, брошенных на покорение днепровских высот от Лютежа до Каховки.
«Ющенковскими летописцами» это было сделано сознательно. Главное – вымарать и вычеркнуть из истории героизм и трагизм «Битвы за Днепр», а в целом ряде областей (Черкасская, Кировоградская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская) не дать возможности воспитывать молодежь на примерах славного прошлого, нивелировав подвиг всего советского народа, освободившего Нижнее Поднепровье и восстановившего его промышленный потенциал, особенно металлургическую промышленность.
А вспомнить осенние дни далекого 1943 года мы просто обязаны, ведь Битва за Днепр – это была широкомасштабная стратегическая операция, венчавшая собой полное освобождение Левобережной Украины и начало освобождения правого берега Днепра. А Киевская освободительная операция являлась кульминацией всей Битвы за Днепр.
После победы советского оружия и советского солдата на Курской дуге положение советских войск не просто улучшилось – создались реальные предпосылки к началу освобождения всего Поднепровья с переносом боев с Левобережной Украины на Правобережную.
Но прежде чем совершить новый освободительный прорыв, предстояло преодолеть мощнейшую укрепленную местность, получившую наименование «Восточный вал». Этот оборонительный рубеж спешно создавался германским командованием после освобождения Белгорода и Орла, когда направление главного удара советских войск было нацелено на Украину. Некоторые ошибочно считают, что «Восточный вал» - это укрепленные территории на правом берегу Днепра. Но вся линия укреплений проходила восточнее украинской части русла Днепра до Приазовья и представляла собой непрерывную сеть дотов, дзотов, противотанковых рвов, минных полей, опутанных проволочными сетями, прикрываемых пулеметно-огнеметными точками.
26 августа 1943 года началась Черниговско-Полтавская стратегическая операция. В конце сентября войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов вышли на рубеж Днепра и захватили ряд плацдармов на правом берегу. Именно 13 сентября в ставке Гитлера было принято решение о превращении «Восточного вала» в неприступный рубеж. Но, плацдармы, захваченные советскими войсками на Правобережном Днепре в районе Киева, Кременчуга и Днепродзержинска к октябрю были не только удержаны, но и расширены. Эти клочки земли, обагренные кровью, были превращены в стратегические плацдармы.
Немецкие войска контратаковали советские части, пытаясь сбросить их в Днепр. Авиация и артиллерия совместно с бронетанковыми соединениями наносили непрерывные удары по переправам, делая иной раз невозможным форсирование реки, доставку боеприпасов и вывоз раненых в дневное время суток. Советские части, не имея тяжелого вооружения, испытывая острый недостаток боеприпасов и питания, несли огромные потери.
У обочины автотрассы Кременчуг – Днепропетровск возле села Бородаевка стоит мемориальный комплекс воинам «Бородаевского плацдарма».
Именно у Бородаевки на правом берегу шли бои, позволившие не только распылить силы противника в Битве за Киев, но и сокрушить врага у Нижнего Днепра, а также овладеть важнейшими индустриальными центрами юга страны – Кременчугом, Днепродзержинском, Днепропетровском, Запорожьем, Никополем.
В мемуарной литературе очень часто встречается название «Переправа у Бородаевска», но речь идет об одноименном селе Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Именно так она упоминается командующим Степным фронтом маршалом Коневым: «Переправа у Бородаевска подверглась мощному артиллерийскому и авиационному воздействию противника. Немецкие бомбардировщики практически постоянно и безнаказанно бомбили переправу и советские войска, находящиеся у реки… приказ о концентрации в районе переправ корпусной и армейской артиллерии обеспечил мощную артиллерийскую поддержку советским войскам на правом берегу Днепра и позволил стабилизировать ситуацию на данном участке фронта».
Напряженность и трагизм тех боев невозможно передать словами. Если у кого будет возможность побывать в Днепропетровске, то обязательно, слышите – обязательно, посетите диораму «Битва за Днепр».
Это величавое сооружение и шедевр батальной живописи является крупнейшей диорамой Украины и уступает лишь диораме «Курская битва» в Белгороде. Она более масштабна, чем диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе и «Битва за Киев». И она – реальна в своем историко-художественном исполнении: ведь когда она создавалась к 9 мая 1975 года, то для воссоздания общей картины и отдельных эпизодов героического сражения были изучены все документы и распоряжения по форсированию Днепра, воспоминания участников боев на «Бородаевском плацдарме», их письма, приказы и сводки тех времен.
Лишь крутые днепровские склоны помнят ожесточенность сражения на залитом кровью правом берегу, да страшные находки поисковиков Днепропетровщины напомнят нам о славной героической странице участников Битвы за Днепр.
Но если не будет возможности посетить Днепропетровск и увидеть диораму, то найдите возможность просмотреть художественный фильм «Батальоны просят огня».
Он поставлен по одноименной повести Юрия Бондарева и снят к 40-летию Великой Победы. Несмотря на то, что ряд кинокритиков связывают фильм исключительно с Битвой за Днепр, хочу напомнить, что по сюжету все бои двух батальонов, переправившихся на правый берег, проходят вблизи города Днепрова. Но суть не в месте днепровского плацдарма, а в том, что этот фильм показал всю полноту героизма и трагизма советских воинов, державших в прямом смысле зубами каждый клочок правобережной украинской поднепровской земли.
29 сентября был освобожден Кременчуг, 14 октября была освобождена левобережная часть Запорожья, 25 октября – Днепропетровск и Днепродзержинск. На очереди было освобождение правобережного Запорожья – мощнейшего оборонительного узла фашистов на Днепре.
То, что увидели воины-освободители в бывших металлургических столицах, повергло их в шок.
Днепропетровск
Запорожье
Полностью разрушенные заводы Днепропетровска и разрушение всех предприятий Запорожья, включая знаменитый красавец «Днепрогэс». Правда, касательно разрушения плотины и станции, стоит честно отметить, что они были разрушены и подорваны отступающими в 1941 году советскими войсками, а вырвавшаяся из разрывов плотины вода уничтожила вражеские переправы в нижнем течении Днепра. При этом, по свидетельствам очевидцев, лавина воды уничтожила не только живую силу и технику врага, но и погубила «смертоносным потоком» массу жителей пойменных сел и тысячи голов крупного рогатого скота.
Фашисты за два года оккупации (Запорожье был оставлен советскими войсками 4 октября 1941 года) пытались запустить Днепрогэс в работу на свою промышленность. На восстановление плотины и запуск турбин было согнано более пяти тысяч местных жителей, бывших специалистов Днепрогэса и военнопленных. Но, несмотря на особый режим охраны, ни одного дня станция не работала – то кабели перерезаны, то обнаружена поломка генератора, то взорвется трансформатор, то пропадут необходимые инструменты и запчасти… Репрессии и расстрелы стали каждодневным событием. Из трех тысяч советских военнопленных, привлеченных к восстановлению Днепрогэса, выжило только 17 человек…
Фашистское командование уделяло особое внимание Запорожью, понимая, что его потеря как центра «Восточного вала» приведет к прорыву всей линии обороны и возвращению Кривого Рога и Никополя советской промышленности. Этот факт подтверждается даже тем, что Гитлер трижды (2-3 декабря 1942 года, 10 февраля и 13 сентября 1943 года) посетил Запорожье, где в последний приезд провел расширенное заседание по организации неприступной линии обороны «Восточный вал».
В архивах есть фотографии пребывания в «столице стали» фашистского главаря и его свиты, но не хочется их размещать, дабы не видеть… Также в архивах есть листовки запорожских партизан, вывешенных в феврале 1943 года в Запорожье, написанных от имени наследников тех запорожцев, которые писали «Письмо турецкому султану». Написаны они еще в том стиле да с такой ненормативной лексикой, что на страницах своего рассказа я не осмелился их разместить. Сами понимаете, что и как было преподнесено…
Одной из задач, поставленных руководством рейха, было удержание собственных плацдармов на левом берегу Днепра, и Запорожью в этом смысле была определена роль «Ключа от Днепра». Не состоялось, как сегодня говорят, и к 14 октября 1943 года «плацдарм удерживания» в правобережном Запорожье был уничтожен.
Советские воины прочно удерживали левый берег в районе Днепрогэса, что позволило спасти тело плотины и часть агрегатов. Отступая, оккупанты уничтожили не только ту часть, которую успели восстановить, но и все цеха, и машинные залы. Несущая часть тела плотины была заминирована, но разведчикам и саперам удалось обезвредить заложенную взрывчатку и спасти всю плотину. К сожалению, подвиг тех, кто спас Днепрогэс, до сих пор обстоятельно не исследован и не признан на самом высоком героическом уровне.
С освобождением Кременчуга, Днепропетровска, Днепродзержинска и левобережной части Запорожья были созданы все условия для дальнейшего продвижения к Кривбассу и Никополю. 11 февраля 1944 года был освобожден Никополь, а 22 февраля – Кривой Рог.
И, как только советские войска пошли дальше на запад, освобождая Правобережную Украину, сразу же встал вопрос о восстановлении центра металлургической промышленности юга страны.
И уже в начале ноября начался первый этап восстановительных работ. Первое, что следовало сделать, – это оценить ущерб, принесенный оккупантами, проанализировать состояние того, что осталось и уж затем, «всем миром, всем народом, всей семьей» начать восстановление флагманов черной металлургии. То, что увидели освободители, нуждалось в полном восстановлении, как говорится, «с нуля».
В руинах лежали «Запорожсталь», «Азовсталь», Мариупольский металлургический завод, Макеевский завод, Днепродзержинский, машиностроительные предприятия Днепропетровска и Харькова. И восстановление должно было идти в комплексе с восстановлением угольных шахт Донбасса, предприятий коксохимической промышленности, предприятий металлургической отрасли. Достаточно привести только один пример – из 137 коксовых батарей довоенного времени к моменту освобождения уцелело только три… А страна и фронт нуждались в стали и чугуне.
Днепропетровск и Запорожье первыми начали восстановление сердца металлургии страны
В южное Поднепровье в январе-феврале с Урала и Комсомольска-на-Амуре прибыли первые эшелоны с рабочими и специалистами для восстановительных работ. Начинать пришлось с восстановления, а большей частью строительства жилья для рабочих и специалистов-металлургов.
Разбор завалов жилого фонда в Запорожье
Меньше года понадобилось русским и украинцам, белорусам и евреям, узбекам и калмыкам, казахам и латышам для того, чтобы 29 сентября Днепропетровский завод имени Петровского заработал, а доменная печь № 5 дала первый чугун.
В таком состоянии она была 25 октября 1943 г.
Но без Днепрогэса, который должен был обеспечивать электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район и восстановление металлургического, химического и машиностроительного комплекса, сделать это не представлялось возможным. И с мая 1944 года начинаются активные работы по полному восстановлению тела плотины, а уж затем по установке новых турбин и гидроагрегатов. К августу 1945 года плотина Днепрогэса вновь стала единым сооружением с водопропускным комплексом, а Днепровское водохранилище стало наполняться водой.
Кто проезжает на автомобиле по Днепрогэсу, видит эти раны войны
Но прежде саперам пришлось извлечь из бетонного массива более сотни тонн взрывчатки. А в августе 1946 года Днепрогэс дал первый ток.
В 1947 году на довоенный уровень производства вышли металлургические предприятия Донбасса, Кривбасса и Нижнего Поднепровья.
В честь славного труда советского народа по восстановлению флагманов черной металлургии Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 мая 1948-го была учреждена медаль «За восстановление предприятий черной металлургии юга», которой награждались участники того героического возрождения, всего – 68710 человек.
И были среди награжденных женщины и мужчины, юноши и девушки, ветераны и домохозяйки, представители всех народов СССР.
Такой стала «Запорожсталь» в 1952 г. .
Есть замечательный фильм о восстановлении Запорожья и его металлургического сердца – «Весна на Заречной улице».
Фильм актуален и сегодня. И по «рабочему содержанию», и по исторической составляющей (снимался с 1953 по 1956 год), и по трепетному отношению к святому чувству любви и верности.