ссылка

Битва за «Укртелеком» отменяется?

Увеличить шрифт
А
А
А

9 апреля сего года Кабинет министров Украины утвердил условия проведения конкурса по продаже акций «Укртелекома» - одного из ведущих национальных операторов связи, монополиста на рынке фиксированной местной связи.

ОАО «Укртелеком» занимает более 80%  национального рынка связи и имеет более 10 млн. абонентов. Компания оказывает услуги доступа к Интернету и мобильной связи под брендом Utel.
 
Стартовая цена продажи государственного пакета национального монополиста связи составит 2,4 миллиарда долларов (12 миллиардов гривен) - именно такую сумму предложил Кабинету министров Украины Фонд государственного имущества страны, хотя многие эксперты утверждали, что реальная стоимость компании около 10 миллиардов долларов.
 
Например, председатель Национальной комиссии регулирования связи Владимир Зверев полагает, что если бы в условиях приватизации 67,79% «Укртелекома» было учтено все, включая имущественный комплекс «Укртелекома», оператор мобильной и международной связи «Утел», а также – наличие бесплатной лицензии на связь 3G, то стартовая цена предприятия была бы значительно выше.
 
Пакет в размере 25% +1 акция будет закреплен в государственной собственности. Конкурс по продаже 67,79% пакета акций ОАО «Укртелеком» будет проведен с учетом открытости предложения цены по принципу аукциона.
 
Однако уже сегодня участие в конкурсе западноевропейских компаний-претендентов на покупку ООО «Укртелеком» находится под вопросом.
 
Это объясняется тем, что одним из условий приватизации ОАО «Укртелеком» является недопущение к участию в конкурсе компаний-резидентов и нерезидентов, в уставном капитале которых государственная доля составляет более 25%. Об этом сообщил заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины Дмитрий Парфененко.
 
Таким образом, выполнение данного условия приватизации ОАО «Укртелеком» автоматически отсеивает все западноевропейские компании, которые были потенциальными участниками тендера: норвежский холдинг Telenor, в котором 54% акций принадлежит государству, холдинг TeliaSonera, где Швеции принадлежит 45,3% акций и France Telecom, где 27,4% принадлежит Франции.
 
В конкурсе также не смогут участвовать наиболее вероятные претенденты на покупку — Deutsche Telecom (где непосредственно федерации принадлежит 14,83%; 16,87% владеет KfW Bankengruppe, которая, в свою очередь, является собственностью страны) и Telekom Austria (27% государственной собственности), которые проявляли интерес к «Укртелекому».
 
Выдвинутые условия приватизации исключают из претендентов на покупку и одного из крупнейших российских операторов связи - ОАО «Связьинвест», так как основным акционером компании является Россия в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (75% акций).
 
Исходя из условий конкурса, количество претендентов на покупку «Укртелекома» можно будет пересчитать по пальцам одной руки.
 
А если к этому добавить еще несколько штрихов, то конкурс вообще может не состояться.
 
Во-первых, по условиям конкурса покупатель не имеет права сокращать количество рабочих мест и по своей инициативе разрывать трудовые договоры с сотрудниками.
 
Во-вторых, в случае разрыва по согласию сторон трудового договора с сотрудниками предприятия (на протяжении трех лет с момента продажи «Укртелекома») покупатель обязан выплатить солидную выходную помощь таким сотрудникам (от 6-кратного до 36-кратного размера среднемесячной зарплаты за последних 12 месяцев).
 
Количество сотрудников в «Укртелекоме» — почти 120 тыс. человек. Для многих западных компаний такое количество сотрудников неприемлемо, поэтому их сокращение для многих потенциальных покупателей станет обязательным условием дальнейшего развития «Укртелекома».
 
В-третьих, покупателю предстоит потратиться на замену аналогового оборудования АТС емкостью 250 тыс. портов и 1 млн. линий аналогового фрагмента сети оператора. Также придется ежегодно покупать украинскую научно-исследовательскую, конструкторскую и техническую документацию на 6 миллионов гривен (почти 1,2 миллионов долларов). Кроме того, за два года надо будет создать выделенную сеть специального назначения и бесплатно передать ее в государственную собственность.
 
Вероятность того, что покупатель «Укртелекома» сможет выполнить все эти и другие требования и при этом обеспечить параметры прибыльности оператора, очень низка.
 
В сложившейся ситуации можно было бы прогнозировать участие в конкурсе по приватизации «Укртелекома» российской МТС и украинских финансово-промышленных групп, приближенных к БЮТ, таких как «Приват» И.Коломойского.
 
Но даже такой расклад после известных событий делает весьма сомнительным участие в конкурсе российской стороны.
 
 Так, глава правления Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова считает, что худший вариант развития событий для Украины – приобретение акций государственного монополиста иностранными компаниями, которые владеют сегодня самыми крупными мобильными операторами Украины.
 
По словам Т.Поповой, это приведет к созданию сверхмонополиста и ликвидирует такое понятие, как конкуренция.
 
Т.Попова напомнила, что подобный опыт уже пережила Польша, когда французский оператор приобрел государственную компанию связи, и люди не могли позвонить с одной улицы на другую. Кроме того, иностранную компанию перестали интересовать социальные вопросы, касающиеся стоимости фиксированной и местной связи.
 
«С геополитических позиций, это – усиление позиций России (читай – собственного государственного телеком-бизнеса) на мировом телекоммуникационном рынке. А также установление контроля над одной из важнейших стратегических отраслей экономики Украины», – отмечает украинский еженедельник «Зеркало недели» за 10 марта 2008 г.
 
Наконец, Указ президента Украины № 377/2008 от 23 апреля 2008 г. «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21 марта 2008 года «О неотложных мерах по обеспечения информационной безопасности Украины» практически сводит до минимума возможность участия российской МТС в конкурсе. Ибо пункт 9 решения СНБО Украины явно не способствует участию в конкурсе иностранных компаний.
 
Он гласит: «Предпринять совместно со службой безопасности Украины, фондом государственного имущества Украины, антимонопольным комитетом Украины меры по обеспечению национальной безопасности Украины в информационной сфере во время подготовки к приватизации ОАО «Укртелеком».
 
Таким образом, можно считать вполне объяснимой позицию Кабинета министров Ю.Тимошенко по занижению стоимости «Укртелекома» для того, чтобы сделать возможным его покупку украинскими бизнес-структурами, приближенными к БЮТ.
 
Если предположить, что в конкурсе все же примет участие российская компания МТС и победит, то Ю.Тимошенко и в этом случае не проиграет. Она получит реальную возможность использовать вновь появившиеся «телекоммуникационные рычаги» для переговоров с Москвой с целью позитивного решения ряда «наболевших» вопросов, как, например, поставки газа.
 
В крайнем случае, премьер-министр может рассчитывать на реприватизацию предприятия путем расторжения договора купли-продажи с минимальными издержками для бюджета Украины.
 
Ситуация вокруг «Укртелекома» - яркий показатель того, что важнейшие проблемы конкретных отраслей экономики, связанные с интеграцией украинского и российского бизнеса, не решаются по существу, зато легко переносятся в политическую плоскость как не отвечающие требованиям обеспечения национальной безопасности Украины.
447
Поставить лайк: 315
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/bitva-za-ukrtelekom-otmenyaetsya