Борьба за иностранные приходы украинских раскольников обостряется
За накалом страстей, захвативших украинскую политику в связи с беспардонным закрытием телеканалов, незаконными санкциями против оппозиционеров, раздутым делом Стерненко, осталась почти незамеченной ещё одна «эпическая битва». А страсти вокруг неё тоже бушуют. Дело в том, что вялотекущая борьба за зарубежные приходы так называемого «Киевского патриархата» (УПЦ КП) в последнее время резко обострилась. Произошло то, что давно ожидалось.
Константинопольский патриарх Варфоломей при помощи бывшего президента Украины Петра Порошенко провёл хитроумную комбинацию, целью которой было не только получить в своё подчинение так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ), но и отнять самое ценное у «Киевского патриархата». Ведь эта структура имела приходы и на Украине, и в диаспоре, в том числе в США, Канаде, Австралии, Японии. Варфоломей в обмен на легализацию раскольников потребовал передать ему одиннадцать украинских монастырей и храмов, а также зарубежные приходы «Киевского патриархата». Порошенко согласился на это. Причём храмы планировалось изымать не только у «Киевского патриархата», но и у другой неканоничной структуры на базе которой создавалась ПЦУ — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Порошенко даже успел передать Константинополю ценнейшую Андреевскую церковь для так называемой ставропигии, то есть представительства Константинопольского патриархата в Киеве. Андреевская церковь была кафедральным храмом УАПЦ. УАПЦ гораздо слабее «Киевского патриархата», поэтому первой поддалась шантажу Варфоломея и Порошенко и уступила свой кафедральный храм.
О передаче других храмов, как сообщала пресса, Варфоломей поднимал вопрос во время встречи с президентом Украины Зеленским. Пока этот процесс не завершён. И хотя ПЦУ – структура в подчинении Константинополя, Варфоломей всё же не доверяет Украине, раз так настойчиво добивался отдельного представительства. Судя по всему, руководитель этого представительства должен надзирать за тем, как ПЦУ и украинские власти выполняют волю Константинополя.
Что касается Михаила Денисенко, называющего себя «патриархом Филаретом», то он хотел всех обыграть. Даже давал агрессивные интервью, рассказывая, как будет отнимать храмы у Украинской православной церкви после легализации Константинополем ПЦУ. Но обыграли в конечном счёте самого Денисенко. Его имя было настолько токсичным, что ему не позволили стать во главе новой структуры. А тот человек, которого он поставил в качестве своей марионетки – Сергей Думенко, сразу же переметнулся к более сильному кукловоду в лице Варфоломея.
Поняв, что его жестоко обманули, самозваный Филарет дал, как говорится, «задний ход». Он решил сохранить то, что осталось у него под контролем – «Киевский патриархат», удержать часть приходов на Украине и богатые зарубежные приходы. Именно борьба за них сейчас перешла в активную фазу.
Особо циничной выглядит позиция Варфоломея. Он не только вторгся на каноническую территорию РПЦ, не только легализует раскольников, но и обирает их, отнимая у них богатые приходы за рубежом и старинные храмы на Украине. Впрочем, видимо, такова судьба предателей.
Что касается заграничных приходов, то здесь Денисенко столкнулся с Варфоломеем в лоб, ведь, согласно так называемому томосу, заграничные приходы переходили в прямое подчинение от раскольника Филарета к покровителю раскольников Варфоломею. Поэтому за богатые приходы США и Канады развернулась ожесточённая борьба двух старых честолюбцев.
Для понимания остроты ситуации важно учитывать, что зарубежные приходы могли бы давно войти в состав Константинопольского патриархата, и это им неоднократно предлагалось. В тех странах, где располагаются приходы УПЦ КП, имеются и приходы, подчинявшиеся Константинополю, есть и представительства Варфоломея, но к нему не шли.
Значит для таких людей (обычно это активисты диаспоры) важно принадлежать именно к украинской религиозной организации с центром в Киеве. Более того, в 2002 году, когда Денисенко во время визита в США создал так называемый викариат УПЦ КП в США и Канаде, то к нему перешли некоторые приходы Варфоломея, выйдя из Украинской православной церкви в США, самоуправляемой структуры в составе Константинопольского патриархата. Таким образом из канонической церкви диаспоряне добровольно перешли в раскольничью структуру Денисенко.
И если бы Варфоломей не пожадничал, составляя томос, то заграничные приходы без проблем перешли бы в новосозданную ПЦУ и у Денисенко не было бы никакого шанса удержать их. Но томосом предписано, что зарубежные приходы переходят к Варфоломею, а ПЦУ не имеет права иметь приходы за пределами Украины. Чем и воспользовался Денисенко.
Ведь в ПЦУ эти приходы перейти не могут, а к Варфоломею не хотят сами. А что касается неканоничности, так они без малого двадцать лет раскольничают. Для активистов националистической диаспоры важно, чтобы структура называлась «украинской церковью», была с националистами по духу, а каноничная она или нет – это уже вопрос десятый. С другой стороны, если бы не демарш Денисенко, объявившего о выходе из ПЦУ и восстановлении своей старой структуры, зарубежным приходам УПЦ КП оставалось бы только примкнуть к Константинопольскому патриархату. Вряд ли кто-то стал бы создавать ещё одну «украинскую церковь» из осколков заграничных раскольников.
Газета украинских националистов США «Свобода» много лет подряд печатала восторженные статьи о Денисенко и многочисленные интервью с ним. Когда начался его конфликт с ПЦУ, тон изменился, хотя его и пытались выставить не столько врагом, сколько выжившим из ума старцем, окружённым «московскими агентами» и невольно работающим на их пользу.
Газета «Свобода» разместила два заявления противников Денисенко – тех деятелей диаспоры, которые хотят увести его приходы к Варфоломею. «Свобода» является еженедельником, первое заявление появилось в выпуске № 7 от 12 февраля, второе — в № 9 от 26 февраля. Сравнивая оба заявления, можно проследить динамику развития событий.
Первый документ называется «Заявление викариата УПЦ в США, Австралии, Канаде и Японии». Второй — «Заявление викариата Православной церкви Украины в США, Австралии, Канаде и Японии». Изменилась одна мелочь: УПЦ превратилась в ПЦУ. Хотя и в первом случае заявители не имели права на аббревиатуру УПЦ, так как это аббревиатура канонической церкви. А что касается второго заявления, то оно вызывает массу вопросов. Так как, согласно томосу Варфоломея, ПЦУ не имеет права иметь приходы за границей Украины. Неужели руководство ПЦУ ослушалось Варфоломея? Или, может, авторы заявления обманывают свою паству, Варфоломея и ПЦУ, подписавшись от имени этой псевдоцеркви? На самом деле эта перемена названия показывает, что сторонники Варфоломея проигрывают за рубежом Денисенко и пытаются обмануть своих прихожан, выставив себя структурой, входящей в ПЦУ, на что не имеют никакого права. Но обман этот делается с согласия Варфоломея и руководства ПЦУ. Таким образом, раскольники не только лгут своим же адептам, но и нарушают томос Варфоломея – основополагающий документ на котором базируется их неканоническая структура. Вот уж и вправду нет ничего святого для этих людей!
«После предоставления томоса, – сказано в первом заявлении, – когда стало известно, что приходы Украинской православной церкви (УПЦ), которые находятся за пределами Украины, должны принадлежать к юрисдикции Вселенского патриарха, мы сразу начали переговорный процесс с представителями Константинопольского патриархата для решения вопроса о нашей принадлежности. На сегодняшний день между представителями Вселенского патриархата и викариатом УПЦ уже состоялись две рабочие встречи, на которых велись диалоги и дискуссии для нахождения общего решения о дальнейшей принадлежности нашего викариата к Поместной украинской православной церкви. Что касается почётного патриарха Филарета, то он добровольно вышел из состава Поместной украинской православной церкви и не имеет никакого отношения к нашему викариату. Более того, Священным синодом ПЦУ он был лишён права управления Киевской епархией, после чего мы прекратили поминовение его имени во время Божественной литургии, как нашего правящего архиерея, после поминовения имени Епифания. Тем же Синодом было отмечено, что никакие решения, распоряжения и другие документы, выданные от имени почётного патриарха УПЦ КП или под именем её уставных органов после юридической регистрации Киевской митрополии ПЦУ 30 января 2019 не имеют канонической и юридической силы, являются недействительными и не подлежат исполнению».
Второе заявление, размещённое в газете «Свобода», сообщает о некой состоявшейся 15 февраля онлайн-конференции духовенства и руководителей приходских советов «викариата Православной церкви Украины в США, Австралии, Канаде и Японии... на которой обсудили последние события относительно незаконного вмешательства почётного патриарха Филарета в деятельность викариата».
«Почетный патриарх Филарет, – сказано в этом заявлении, – наносит духовный вред нашим верным, поскольку тем самым поощряет сомнительных лиц, которые не имеют ничего общего ни с Украинской церковью, ни с украинским языком, который является богослужебным языком приходов нашего викариата, распространять провокационную, ложную информацию и тем самым вызывать раздор среди православных верующих украинской диаспоры, которые, не обладая достоверной информацией, могут быть введены этим в заблуждение».
Всё идёт к тому, что среди зарубежных раскольников из УПЦ КП произойдёт очередной раскол. Часть приходов останутся с Денисенко, другая часть перейдёт к Варфоломею, и обе стороны будут «очищать» свои ряды от оппонентов – явных или тайных.
В ответ Денисенко 19 февраля на сайте своей структуры напомнил диаспорянам:
«Томос патриарха Варфоломея об автокефалии Церкви от 6 января 2019 прямо запрещает иметь или учреждать приходы за пределами Украины. Это означает, что украинские приходы в США и Канаде не были и не есть в подчинении митрополита Епифания».
Круг замкнулся. Заокеанские прихожане УПЦ КП идти к Варфоломею не хотят, а к Думенко формально не имеют права. Что на руку Денисенко.
22 февраля «патриарх Филарет» провёл виртуальное собрание с оставшимися ему верными руководителями ряда приходов, где заявил, что именно он «остаётся управляющим архиереем для всех верных Украинской православной церкви Киевского патриархата в США и Канаде». А «новосозданная Православная церковь Украины, согласно томосу Вселенского патриархата, не может создавать епархий и приходов за рубежом».
25 февраля Денисенко провёл пресс-конференцию, на которой, в частности Порошенко и Думенко, были названы преступниками и коллаборантами. Мероприятие было посвящено тому, что Европейский суд по правам человека принял жалобу УПЦ КП по поводу снятия этой структуры с регистрации. Но там были затронуты также вопросы и о ситуации с заграничными приходами. Денисенко рассказал, что в США ездил Иван Зоря и обманул диаспорян, сказав, что их примут в ПЦУ. В результате часть приходов вышла из УПЦ КП, но не попала под власть Константинополя, так как не хотят туда; но и в ПЦУ не попали, так как не имеют права. Другие приходы остались в УПЦ КП. Таким образом, Денисенко подтвердил, что подковёрная доселе борьба перешла в видимую фазу.
Обращает на себя внимание и то, что Иван Зоря, как и Сергей Думенко являлись ближайшими к Михаилу Денисенко людьми. В интернете можно найти множество видео, где они выражают восторги по поводу своего наставника и клянутся ему в верности. И вот теперь они стали злейшими врагами своего бывшего патрона.
Ничего удивительного в этом нет – Денисенко взрастил молодую поросль в расколе и теперь пожинает плоды своих нечестивых деяний. А ряды раскольников уже сотрясают новые расколы и склоки. Что ж, и они пожинают то, что посеяли.