Братья Флоровские: мыслители, историки, геополитики
28 июля Украина отмечала 1030-летие Крещения Руси. А режим Порошенко, вопреки церковно-историческим реалиям, пытается довершить то, что не удалось сделать германским ставленникам - украинским националистам в 1918 г. - добиться насильственной автокефалии «украинской церкви».
11 августа 1893 г. в Елисаветграде родился Георгий Васильевич Флоровский, протоиерей, философ, историк и профессор богословия, один из участников евразийского движения, уделявший проблематике церковного единства значительное место в своём творчестве.
Современные жители Кропивницкого (Елисаветграда, Кировограда) даже не догадываются, появлением какой крупной интеллектуальной фигурой мир богословия обязан их городу. К сожалению, нет никаких надежд, что при нынешней власти горожане узнают имя о. Георгия Флоровского. Напротив, киевским чинушам выгодно, чтобы его имя, а вместе с ним и его произведения не смущали умы обывателей. Ведь каждое слово Флоровского - словно обличение режима Порошенко, покусившегося на святое – духовное единение православной Церкви.
«Слово «церковь» в строгом и точном словоупотреблении не имеет и не допускает множественного числа, разве что в переносном и не собственном смысле… Церковь в скорби и гонении, и гонима не только от врагов и супротивников, но не реже и от лжебратий», - писал о. Георгий в «Проблематике христианского воссоединения», предостерегая паству от греха этнофилетизма, или церковного национализма.
Наглядным выражением этнофилетизма является Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) - переходное звено от православия к католицизму. Идеолог украинского интегрального национализма Дмитрий Донцов призывал своих последователей отрекаться от православия, и через грекокатолицизм, как промежуточный этап, уходить в римо-католичество.
В 2005 г. после первого майдана резиденция УГКЦ впервые в истории православной Украины переехала из Львова в Киев. С проповедями этнофилетизма грекокатолики ринулись в силовые структуры, вузы, государственные учреждения.
Но Украина – православная страна, и УГКЦ не справлялась с идеологической перековкой многих миллионов православных верующих. УГКЦ так и осталась «домашней церковью» украинских националистов родом с Галичины.
Ещё в 1990-х в помощь УГКЦ был учреждён путём раскола «киевский патриархат». И всё для той же цели – с духовно-идеологических позиций обосновать необходимость ухода Украины в западный лагерь.
Георгий Флоровский задолго до этих событий предупреждал о пагубности западного влияния в духовной жизни: «Мы должны преодолеть… чуждый западный стиль… Только творческое возвращение к древним и уникальным глубинам святоотеческого богословия послужит православной мысли «противоядием» от явных, сокрытых и даже ещё неизвестных сторон «западного яда» («Западные влияния в русском богословии»).
И он знал, о чём писал, поскольку вторую половину своей жизни прожил на Западе, занимаясь церковно-богословской деятельностью. С 1920 г. Флоровский эмигрировал в Болгарию, оттуда в Чехословакию, затем Югославию, Францию и, наконец, в США, где он преподавал в элитных вузах, Принстонском университете и Гарварде. И где нашёл свой упокой в 1979 г.
При этом Флоровский не был антизападным мракобесом, он призывал к творческому преодолению губительных западных влияний в отечественном богословии с опорой на незыблемость святоотеческого Предания. Единство Церкви о. Георгий называл благодатным даром в полноте апостольской веры и всеобъемлющем милосердии («Православная Церковь и христианское единство»).
Как один из идеологов евразийского движения, Флоровский наделял Россию-Евразию судьбой и миссией отдельной и самобытной цивилизации-континента, а свою малую родину считал частью этой цивилизации. И хотя позже из-под его пера выйдет статья «Евразийский соблазн», ознаменовавшая его частичные расхождения с первоначальными постулатами евразийства, Флоровский до конца своих дней так и останется «общеруссом» - мыслителем, не видевшим будущего Малороссии в отрыве от остальной России.
Старший брат о. Георгия Антоний Флоровский отличился на поприще славистики. Не приняв советскую власть, эмигрировал в Турцию, оттуда в Болгарию, Югославию и затем жил в Чехословакии, дослужившись до профессора кафедры русской истории Карлова университета.
Из-за обилия слов «русский», «российский» в творческой и профессиональной карьере Антония Флоровского ему тоже не светит популяризация при нынешнем украинском режиме - глава историко-филологического отделения Русской учебной коллегии, лектор по русской истории в Карловом университете, эксперт Русского заграничного исторического архива, сопредседатель Комитета русской книги, член Русского исторического общества Праги.
Наиболее известные из его работ: «Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений», «Отечественная война и Новороссийский край», рецензия к «Библиографическим материалам по истории Новороссии» Людвига Дерибаса. Свои научные статьи Флоровский-ст. публиковал в журналах «Русская мысль», «Русский архив», «Русский исторический журнал», занимался изучением «Заметок И.С. Орлая о Карпатской Руси» (И. С. Орлай - русинский медик, педагог и литератор, директор Одесского ришельевского лицея, был дружен с классиком немецкой литературы Иоганном Гёте).
Антоний Флоровский похоронен в Праге, его младший брат Георгий – в американском Принстоне. Даже живя вдали от родины, они стремились к обеспечению её духовного и геополитического единства, предостерегая от идеологических и церковных расколов и ересей.