ссылка

Чем живет сегодня украинский политикум?

Увеличить шрифт
А
А
А

Основные тенденции во внутриполитической борьбе сосредотачивались вокруг кадрового и политического укрепления правительства, неотъемлемой частью которых стало продолжение суда над Ю. Тимошенко и попыток радикальной националистической оппозиции объединиться.

Президент продолжил перестановки в исполнительной власти с целью укрепления правительства. Бывший глава Донецкой ОГА А.Близнюк назначен министром регионального развития, строительства и ЖКХ. Его первым заместителем 25 июля президент назначил Алипова Александра Николаевича (1). Эксперты отмечают, что с учетом реформы ЖКХ, данный пост превратился в стратегический. Особенно если вспомнить, какое значение тарифы на городские блага приобретают в рамках отношений Украины с МВФ и в контексте цен на российский газ. Дополнительные риски для этой отрасли экономики и связанные с этим возможные рейтинговые потери Партии регионов резко возрастают осенью, в преддверии зимы. Будущие риски сопряжены с ростом нагрузки на ЖКХ в холодное время года, возможным повышением цен на газ, непонятной ситуацией с траншами МВФ. Президенту необходим такой министр, которому можно доверять (2).
 
Назначение А. Близнюка подкрепилось еще и созданием Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Глава государства дал понять, что намерен лично курировать реформаторский процесс в ЖКХ. Это лишь подчеркивает серьёзность перемен в области обеспечения граждан Украины коммунальными услугами и ответственность власти за безболезненное доведение данного процесса до конца. Реформа ЖКХ, судя по первым заявлениям нового министра, будет радикальной и установит принципиально иной порядок и стандарты обслуживания коммунального хозяйства, а также права населения при этом.
 
Конечно, всех рисков, связанных с ходом реформы ЖКХ, просчитать невозможно, и не исключены массовые протесты как стихийные, так и инспирированные оппозицией (конкретно БЮТ и рядом ультранационалистических партий), паразитирующей на псевдолевых лозунгах.
 
В контексте данных угроз особую важность приобретает своевременное доведение суда над Ю. Тимошенко до логического конца, т.е. до вынесения приговора. По логике идущих политических процессов и рисков для власти это должно быть сделано до наступления активной фазы политической борьбы оппозиции с правительством и до начала реформ в ЖКХ, которые затронут основную массу украинцев.
 
Каковы перспективы суда над Ю. Тимошенко? Очевидно, что её дело не может закончиться не чем иным,  как осуждением и вынесением приговора. Всякая дорога назад, т.е. оправдание, с политической точки зрения означает признание Партией регионов своего поражения, что ставит под удар её перспективы как правящей партии. А это невозможно по определению. Также очевидно, что никакое внешнее давление со стороны  ЕС, ПАСЕ или каких-то ещё евроструктур не может изменить логику ситуации, в которой находится Партия регионов, а следовательно, и её линию в данном вопросе. Тем более что ЕС не связывает жёстко достижение договорённостей с Украиной о ЗСТ с внутриукраинскими политическими проблемами.
 
Осуждение Ю. Тимошенко, в какой бы форме оно ни состоялось, делает невозможным её участие в парламентской предвыборной борьбе в качестве лидера БЮТ и в президентской кампании 2015 года. То, каким образом удастся сформулировать состав преступления и квалифицировать его в соответствии с УК – вопрос юридической техники, не более. После вынесения приговора возможны последующие негласные договорённости с Ю. Тимошенко, которые могут смягчить последствия приговора в обмен на некие уступки с её стороны. Они могут касаться отказа от участия в активной политической борьбе, роспуска БЮТ и пр.
 
12 июля в Киеве состоялась первая рабочая встреча представителей оппозиционных ультранационалистических политических сил. Официально предметом обсуждения и целью собрания была объявлена защита свободного волеизъявления граждан Украины на выборах народных депутатов Украины в 2012 году. Инициатива встречи принадлежала «Нашей Украине» («НУ»). Во встрече приняли участие представители «Нашей Украины», Украинской Народной Партии, Конгресса Украинских Националистов, Всеукраинского объединения «Свобода», Партии защитников Отчизны, Украинской партии, УРП «Собор», РХП и Украинской социал-демократической партии.
 
 «Ми стоїмо перед загрозою нав’язування Україні такого виборчого законодавства, яке підмінить і спотворить вибір співвітчизників. Щоб зупинити таку загрозу, закликаємо всі опозиційні сили та громадські організації переступити через взаємну недовіру та зосередитись на конкретній роботі в інтересах української демократії», - отметил в ходе встречи председатель политсовета «НУ» В. Наливайченко. Он также заявил, что «НУ» никоим образом не претендует на монополию в этой работе и приветствует все конструктивные усилия, которые будут служить общему делу (3).
 
В. Наливайченко выступил на собрании с предложением «сформувати з повноважних представників наших політичних сил міжпартійний Комітет захисту чесних виборів, членство в якому було б відкритим для усіх бажаючих, в тому числі громадських організацій». Наливайченко предложил превратить «инициативу 12 июля» в регулярный форум оппозиционных сил, который сумел бы продемонстрировать людям «реальность нашей общей способности действовать вместе» (4).
 
Есть основания полагать, что эта рабочая встреча - начальный шаг для будущего возможного объединения названных политических сил в одну политическую партию или блок. Из представленных националистических сил основная часть – это мелкие партии, избирательный рейтинг которых находится в пределах статистической погрешности. Соответственно, перед ними не стоит задача контроля над выборами, так как шансов на самостоятельное преодоление проходного барьера (3%) у них нет. Только неонацистская ВО «Свобода» имеет более-менее заметный рейтинг, приближающийся к 3% барьеру, если судить по результатам местных выборов.
 
Не исключено, что В. Наливайченко как фактический глава «НУ» и ряд иных её традиционных политических союзников попытаются использовать формат политической работы в виде борьбы за честные выборы с целью заинтересовать «Свободу» возможным объединением в будущем для совместной избирательной кампании. В обмен на возможное прохождение под брендом «Свободы» в парламент «НУ» и иные её союзники могут предоставить ей собственную региональную организационную инфраструктуру. Фактически речь может идти о присоединении «НУ» и прочих мелких партий в том или ином виде к «Свободе». Последствием такого союза с неонацистской «Свободой» (или вхождение в неё) может стать общая радикализация нового политического объединения, закрепление ультранационалистических настроений в Галицком регионе и дальнейшая радикализация избирателей представленных на встрече политических сил. В такой ситуации неизбежно встаёт вопрос о необходимости выделения наиболее сильной партией («Свободой») в блоке мест для тех, кто попытается на её плечах войти в парламент. Пока, видимо, националисты попытаются организовать совместную работу в перспективном формате «борьбы за честные выборы».
 
При этом есть основания опасаться мимикрии «Свободы» под социально ориентированную силу, поскольку неонацисты пытаются отодвинуть на задний план принципиальные лозунги этнического превосходства, насильственного огаличивания граждан Украины (под видом украинизации) и выставить на первый план «левые» и социально ориентированные призывы. Скорее всего, эта уловка будет эксплуатироваться и далее, частично, чтобы не отпугнуть отвергающее любой радикализм население центра Украины, частично, чтобы не спровоцировать правящую Партию регионов на жёсткие меры по пресечению неонацистской активности.
 
Примечательно, что на официальном сайте «Свободы» число материалов, посвящённых борьбе с коррупцией, моральному облику чиновников, социальной справедливости на селе и в земельных отношениях и пр., существенно превышает количество собственно националистических идеологических материалов.
 
Таким образом, власть в данный момент готовит условия для сохранения политической и общественной стабильности при проведении реформы ЖКХ и окончания начатых реформ в иных областях экономики и социальной политики. Представляется, что ухудшение экономической ситуации в мире и на Украине подтолкнёт правящую партию к ещё более решительным мерам по поддержанию общественно-политической стабильности.
 
В ситуации деморализации главного оппонента Партии регионов – БЮТ, общественные протесты против правящей партии могут приобрести стихийный характер, что в сочетании с общим ухудшением экономической ситуации может повлечь противоречия внутри правящего большинства по вопросу тактики нормализации ситуации.
 
44
Поставить лайк: 186
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/chem-zhivet-segodnya-ukrainskiy-politikum