Чему служит Мифопантеон Украины?
21.05.2010
Напечатать
А
А
А
Ни одна страна не может построить себя вне контекста своей истории и мифов, выстроенных вокруг этой истории, и Украина тут не исключение. Причем, говоря о «мифах», не имеется в виду нечто негативное — наше ощущение истории всегда нечто большее, чем ощущение объективной реальности. И это ощущение больше базируется на восприятии отдельных исторических персонажей, усиленном глубинными архетипическими установками.
Как бы пафосно это ни звучало, но именно мифопантеон государства определяет и перспективы дальнейшей судьбы нации, а также возможности для развития страны. Именно персоналии «героев» и исторические события, отнесенные к «геройским» (а значит, таковым, на которые нужно равняться и вокруг которых выстраивать собственное ощущение прошлого и будущего), определяют характер как внутренней, так и во многом внешней политики государства. И именно характеры, приписываемые этим «героям», обычно становятся новой матрицей для формирования подрастающих поколений.
В этом смысле классическими примерами являются те страны, которые традиционно относят к геополитическим субъектам. Более того, именно позитивные и славные страницы побед этих народов лежат в основе их нынешних объяснительных систем притязаний на мировое лидерство. Во Франции никому не придет в голову однозначно негативно отзываться об имперском прошлом страны или говорить о том, какой молодец был А.Петен. Равно как и ни один британец не будет негативно отзываться об имперском прошлом своей страны или прославлять тех, кто сотрудничал во время Второй мировой войны с нацистами (или сочувствовал им). Германия, несмотря на «программу перевоспитания», которую она прошла под руководством американских «специалистов», все еще помнит и бережно хранит память (без коричневой идеологии и одиозных персонажей третьего рейха) о времени великих побед в своей истории и о том, что именно она была одним из основных субъектов европейской политики последние 2-3 столетия.
То же самое и современная Россия: после периода тотального обесценивания достижений прошлого, характерного для начала 90-х годов ХХ века, она вновь начала восстанавливаться не в последнюю очередь благодаря позитивному переосмыслению роли в своей нынешней истории не только СССР, но и Российской империи. Все эти страны, апеллируя к витальным примерам «подвига» (умению в сложный момент времени кардинально изменить ход событий), ставят перед собой максимально высокие цели и уверенно идут к их достижению. Именно из этих подвигов и выдвигаются «героические» элементы, которые должны служить своеобразными маяками в легитимации притязаний государства на нечто большее, чем вялое и бесславное существование.
Украина, долгое время просуществовавшая не просто в составе Российской империи и СССР, но принимая активное участие в их строительстве и развитии, пришла к своей независимости с набором мифотем, построенных вокруг знакомых нам исторических событий.
Таким образом, христианство, Киевская Русь (особо показательным является то, что именно Ярослав Мудрый стал победителем шоу-проекта «Великие украинцы»), Богдан Хмельницкий, Великая Отечественная война со всеми ее героями, послевоенное восстановление страны и т.д. – все это были понятные и близкие нам образы и символы, для которых не нужно было доказывать их особый характер.
С обретением независимости украинская власть посчитала, что львиная доля этого «героического» пантеона должна быть кардинально заменена. И если Л. Кучма был в этом смысле достаточно аккуратен (хотя тоже не преминул отметиться на теме поиска украинской идентичности заглавием книги «Украина – не Россия», но не ответил, чем же тогда она является), то галицийская команда, пришедшая в результате переворота 2004 года, имела намерение, в лучших традициях известного гимна, не просто разрушить «до основанья весь мир» сложившейся украинской истории, но и «построить новый мир», где «кто был ничем» (кого нельзя было даже представить в качестве героев), «тот станет всем».
Очевидно, что для коренной перестройки сознания общества нужно было, в первую очередь, сменить устоявшийся мифопантеон.
И если до этого главными были понятия «Отвага» (например, подвиги солдат и гражданского населения во время Великой Отечественной войны), «Государственность» (Б.Хмельницкий) и «Жизнь» (восстановление страны после опустошающей войны и выход на лидирующие позиции в мире), то новыми героями общества должны были стать «Голод» (Голодомор), «Гражданская война» (ОУН-УПА) и «Предательство» (Мазепа) – эдакие реинкарнации всадников Апокалипсиса. Логичным следствием этого должна была стать (да и практически стала) символическая «Смерть» - смерть экономики, образования, здравого смысла, культуры и т.д.
Однако на практике оказалось, что попытаться загнать целый народ в поклонение «Смерти» не так просто. И в первую очередь потому, что ни в одной из предложенных идей нет места действительно подвигу. Где подвиг «Голодомора»? Это огромная трагедия, но можно ли сказать, что голод был преодолен благодаря некому титаническому усилию населения советской Украины? Скорее, благодаря тщательно выстроенной государственной программе помощи голодающим. Даже если попытаться посмотреть на эту ситуацию с точки зрения, навязываемой галицийскими идеологами, то и тут невозможно найти примеров чего-то действительно жизнеутверждающего — все выставки и книги на эту тему пропитаны исключительно саможалением и обвинениями в адрес СССР, но при этом ни одного позитивного примера борьбы с обстоятельствами.
Более успешной была кампания по отбеливанию ОУН-УПА. Многое тут складывалось благоприятно для оранжевой власти — и постоянные пропагандистские кампании за государственный счет, и массовая финансовая и политическая поддержка Запада, и забвение ветеранов и подвигов Великой Отечественной. Да и сам характер подпольно-террористической организации представляет широкое поле для фальсификаций и пропагандистского маневра.
Однако совершенно очевидно, что то, чем занимались ОУН-УПА, можно охарактеризовать только словами «бандитизм», «террор», «разжигание межнациональной розни», «провоцирование гражданской войны» и т.д. Да и сотрудничество с немецкими спецслужбами документально доказано. Финальным «гвоздем», вбитым в гроб героизации УПА, стали любопытные детали из биографий их лидеров, находившихся на содержании нацистской разведки. Чего не отрицают немецкие историки Второй мировой войны.
С Мазепой также ничего толкового не вышло. Сколько ни говори на предателя «борец за независимость», однако, более похожим на правду это не станет. Даже Киево-Могилянская академия (а Мазепа был среди не последних ее меценатов), позиционирующая себя в качестве оплота национально-сознательных студенческих сил, не рискнула каким-то образом увековечить его память в рамках этого ВУЗа. Да и памятники Мазепе не очень-то спешили возводить власти на местах.
В. Ющенко все настаивал, что делать это должны «сознательные» руководители областей, а они делать этого почему-то упорно не хотели, что даже стало предметом публичного недовольства бывшего «гаранта» в период предвыборной кампании и обвинения таких руководителей в «проявлении малороссийства», «постколониальном мышлении и надругательством над честью украинцев». Опять же вряд ли героем страны может быть двуличный и алчный гетман, вор и доносчик по совместительству, предательство которого носило сугубо меркантильный характер.
На этом фоне образы Великой Отечественной войны явно выглядят привлекательнее и сильнее, поскольку как раз демонстрируют силу духа, умение оставаться человеком в самых сложных обстоятельствах и жертвовать многим во имя идеи, Родины. Может ли этим похвастаться Бандера, который предпочел мюнхенскую «ссылку» борьбе за свои убеждения вместе с полусгнившими в схронах боевиками в Западной Украине?
Новая власть, если она, конечно, хочет вытащить Украину из депрессивного поля самобичевания, обязана уделить самое пристальное внимание тому, кто будет для подрастающего поколения героем и какие события будут считаться подлинно героическими. Совершенно очевидно, что самым безотлагательным образом должна быть дана объективная оценка оранжевому мифопантеону героев. Работа, начатая в этом направлении Партией регионов, — среди первоочередных.
Однако усилий лишь одного Министерства образования явно недостаточно. К продвижению новой концепции базисных мифов общества должен быть максимально подключен весь государственный аппарат. Должен быть оформлен внятный государственный заказ телевидению на пропаганду определенных событий и исторических лиц. Институт национальной памяти должен либо объективно соответствовать своему названию, либо просто закрыт. «Голодомор» из инструмента государственной политики, насаждавшейся националистами, должен стать тем, чем он был на самом деле – социальной трагедией, происходившей в ряде регионов СССР в 30-е годы ХХ века. Наконец, должен быть принят закон Украины, запрещающий пропаганду не только нацизма, но и организаций и отдельных личностей, чье сотрудничество с нацистским руководством было документально подтверждено.
Кроме вышеперечисленных мер, руководству Украины стоит обратиться к опыту ведущих держав мира, которые активно пропагандируют на государственном уровне те события и героев, которые независимо от политических симпатий или антипатий (будь то республиканцы или демократы, лейбористы или консерваторы, христианские демократы или социал-демократы) являются действительно позитивно значимыми для страны.
В данном случае речь идет в первую очередь о восстановлении и заботе о памятниках, посвященных как Великой Отечественной войне, так и ее отдельным героям; издание за счет государственного бюджета массовой и доступной (а еще лучше бесплатной — как это было в СССР) информационной литературы; создание при государственной поддержке специализированных сайтов, медийных продуктов (в том числе — фильмов, клипов, электронных версий произведений литературы и искусства), закрепляющих в сознании молодежи эти образы; поддержка исследований (возможно, в виде специальных грантов), ставящих целью более полно осветить подобные события и донести их до массовой аудитории.
Исторический опыт свидетельствует, что в трудные для государства времена следует обращаться к героям и подвигам, которые вселяют оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, несут позитивный заряд созидающей энергии, но никак не представляют собой образчики разрушения предательства и террора.
37
Поставить лайк: 83
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/chemu-sluzhit-mifopanteon-ukrainy