Что привез и с чем уехал Путин из Киева?
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
12 апреля состоялся визит премьер-министра В. Путина в Киев. Основная часть визита - это участие в работе Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии. Информации о том, что же было обсуждено на заседании самого Комитета немного, но по совместным заявлениям для прессы во время встречи В. Путина с Н. Азаровым и В. Януковичем в целом можно себе представить нынешнюю повестку дня и наиболее важные места в украинcко-российском диалоге о сотрудничестве.
Начнем с позитивов. Обе стороны отметили стремительный рост товарооборота между странами. Хотя у каждой стороны эти цифры оказались разными – от 55% по версии В. Януковича, до 60% по подсчетам российской стороны. Однако в целом это весьма серьезный прирост, и страны уже вышли на показатели докризисного 2008 года. Не менее однозначно было сказано о необходимости продолжать интеграционные процессы в отдельных областях: авиации, космической отрасли, атомной энергетике. Так, Н. Азаров поднял вопрос о необходимости ускорения процедуры по созданию совместного украинско-российского предприятия между ГАК «Антонов» и корпорацией «Объединённая авиастроительная корпорация», с тем чтобы уже в ближайшее время совместное предприятие начало свою работу.
В космической отрасли российский премьер предложил более активно включаться украинским ученым и технологам в процесс строительства нового российского космодрома Восточный на Дальнем Востоке. «Это бы поспособствовало и научной кооперации наших стран», - отметил он.
В сфере ядерной энергетики стороны вышли на практические вопросы создания совместного ядерного комплекса – по мнению Н. Азарова, необходимо ускорить работу по оценке стоимости активов предприятий, организаций атомных энергопромышленных комплексов Украина–Россия, предлагаемых к интеграции. Кроме того, в финальную фазу входит вопрос достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС и завершения в кратчайшие сроки подготовки кредитного соглашения со Сбербанком России по финансированию данного строительства.
Также было подтверждено намерение активизировать строительство транспортно-мостового перехода через Керченский пролив и ускорить работы по введению скоростного железнодорожного сообщения, включая внедрение упрощённого порядка пограничного и таможенного контроля для пассажиров поезда «Столичный экспресс» маршрута Киев–Москва–Киев. Стороны особо отметили рост взаимных инвестиций. Правда, пока что этот процесс несколько односторонний: в прошлом году РФ инвестировал в Украину около 1,1 млрд. долл., в то время как Украина - лишь 200 млн.
На этом позитивы заканчиваются и начинаются весьма сложные моменты, касающиеся дальнейшей судьбы газопроводов, новой цены на газ, введение Таможенного кодекса и ограничений на ввоз украинских труб в Россию.
Украинский премьер остановился в первую очередь как раз на вопросе цены на газ и необходимости изменить ее формулу. Украинская сторона последовательно на этом настаивает, приводя в качестве аргумента то, что цена природного газа, поставляемого Россией на Украину, в соответствии с контрактами между «Газпромом» и «Нафтогазом» от 19 января не отражает его рыночной стоимости, которая сформировалась в странах Европейского союза, и существенно превышает цены на альтернативные виды топлива. «Пока мы не пересмотрим ее (цену на газ – автор), Украина будет скована в развитии и мы ежедневно будем пожинать горькие последствия сдачи национальных интересов нашими предшественниками», - сказал Н. Азаров на заседании Кабинета министров 13 апреля.
Похоже, что украинское руководство будет идти в этом вопросе до конца и не намерено отступать. По всей видимости, аргументы украинской стороны были услышаны В. Путиным…
На упомянутом выше заседании Кабинета министров Николай Янович сообщил присутствующим, что по предварительной договоренности с российским премьер-министром, И. Сечин, визит которого в Киев ожидается 19 апреля, будет уполномочен на ведение переговоров относительно обоснованности действующей формулы ценообразования на газ для Украины[i].
К этому моменту Киеву придется очень хорошо подготовиться, поскольку любое изменение формулы вряд ли будет в пользу Российской Федерации, а значит, нужны действительно однозначные аргументы в пользу этого.
Следующим по важности был вопрос относительно Таможенного кодекса и Таможенного союза. Азаров выказал беспокойство, что в связи с введением кодекса значительная часть ограничений, которая будет унифицироваться для всех стран-участниц, будет распространяться и на Украину.
В. Путин справедливо заметил, что хотя подобное и не предполагается, однако очень многое будет зависеть от того, на каких условиях будет создана зона свободной торговли между Украиной и ЕС. «Я хочу напомнить, что уровень таможенной защиты стран Таможенного союза – примерно 10,5%, а уровень таможенной защиты Украины в ВТО – 4,5%. У нас возникает опасение, если на таких же условиях будут созданы и зоны свободной торговли с Евросоюзом, то значительная часть товаров не будет востребована на внешних рынках, а эти товары могут начать поступать с Украины на нашу таможенную территорию, и в этом случае нам придётся вводить защитные меры», - заметил российский премьер[ii].
В. Путин обратил внимание и на еще один момент – наличие экспертных оценок возможных выгод Украины от присоединения к Таможенному союзу: «Если посмотреть на расчёты экспертов, то при продвижении на этом пути прямой выигрыш Украины будет составлять где-то, по нашим данным, от 6,5 млрд до 9 млрд долларов в год. Имею в виду возрастающие в этом случае возможности для целых отраслей Украины: это и тяжёлое машиностроение, и сельское хозяйство, и металлургическая промышленность, и химическая промышленность. Годовой рост ВВП Украины составит 1,5–2% только от принятых административных решений в сфере интеграции – как раз в связи с открытием рынков и снятием тех ограничений».
Пока что в отношении зоны свободной торговли с ЕС на Украине такие расчеты не проводились, а если таковые и есть, то остаются тайной для широкой общественности. Может, потому, что хвастаться тут особо нечем?
Примечательно, что никто (ни премьер, ни президент Украины) с украинской стороны не решился в разговоре с В. Путиным поднять вопрос об озвученном недавно формате отношений «3+1». Видимо, эта «находка» президентских спичрайтеров после заявления ответственного секретаря комиссии Таможенного союза С. Глазьева, что российская сторона понимает эту формулу как «прямое полноценное участие Украины во всех интеграционных процессах» [iii] оказалась слишком неудобной. Судя по характеру вопросов Н. Азарова в отношении Таможенного союза (опасения введения санкций по отношению к Украине), общая канва отношения официального Киева к этому союзу не изменилась – не вступать, но при этом стараться получить максимум уступок и преференций.
Хотя возможно, что озвученная готовность Москвы идти на уступки в вопросе ценообразования на газ, в случае если эта цифра будет в разы меньше нынешней и станет той основой, на которой будет строиться обозначенная формула «3+1», где под «+1» понимается более растянутая во времени интеграция Украины в Таможенный союз.
Остаётся открытым вопрос относительно того, как на подобное развитие событий прореагируют европейцы. Если Россия пойдет на значительное сокращение цены на газ, если это будет оформлено в соответствующей формуле и цена эта будет прогнозирована, то у Европы, строго говоря, не будет реальных аргументов чем-либо перебить подобное предложение. Да и Украине нечем будет отвечать на возможное предложение (в смысле аргументов отказа) – президент сам провозгласил политику «национального прагматизма», а такое предложение для развития экономики страны делают далеко не все страны и не каждый день. Тем более что в случае вступления в Таможенный союз В. Путин пообещал решение части проблем с экспортом украинских труб в Россию, а это приоритет для значительной части украинских олигархов.
В июне должен состояться визит Д. Медведева на Украину. По всей видимости, этот срок дан украинской стороне для обдумывания предложений, которые привез В. Путин. Видимо, суть этих предложений настолько серьезна, что по совместному решению было решено не проводить брифинг для прессы по окончании переговоров.
Таким образом, главная интрига переносится на июнь 2011 года. К этому времени Украина должна будет решить для себя, что для нее предпочтительнее: журавль в небе - ЗСТ с ЕС и неизвестно какие перспективы для украинской экономики или синица в руках - Таможенный союз с возможностью быстрой реинтеграции производственных и технологических цепочек и стабильными рынками сбыта для своих товаров.