ссылка

«Деколонизация» Одессы: как националисты вылизали обувь Эрдогану

Увеличить шрифт
А
А
А

Одесса отметила очередной День рождения. 226 лет назад, 2 сентября,  после молебна и освящения строительных площадок началось строительство нового города у Чёрного моря.  К этой дате активизировался Украинский институт национальной памяти (УИНП) – выпустил агитационный ролик в виде мультфильма,  «развенчивающий» некие «российские исторические мифы» об истории основания Одессы.

Такое впечатление, что турки хорошенько заплатили сценаристам и режиссёрам и они выложились на полную катушку, прославляя Османскую империю и лично султана. Правда, возможно приплатили и поляки, поскольку, по версии УИНП, Хаджибей процветал «под контролем польской короны». А султан не скупился на инвестиции после того, как украинские казаки разгромила крепость, которая на тот момент была «татарской заставой».

«Так-так, це наші козаки. Місто занепало на довги роки», – радостно сообщает УИНП, подчёркивая, что «его название осталось на картах». Выходит, украинцы разгромили крепость, поставили крест на процветании под поляками, но потом турки залили Хаджибей деньгами («усе стає можливим, коли султан дає бюджет»). Куда делись при этом разрушившие крепость казаки, УИНП не рассказывает, замечая только, что они тоже имели возможность селиться здесь при «турецких порядках». Однако потом казаки снова, теперь уже под предводительством де Рибаса, ворвались в Хаджибей. А дальше русские построили вместо турецкой бани улицы, а вместо крепости – Приморский бульвар. И, убеждает УИНП, «изменили целый культурный слой», поскольку после военного поражения Турции наступил «османский регресс, победители контролируют строительный процесс».

Редкий бред. Но заслуживает внимания тот факт, что данный мультфильм – это пилотный выпуск проекта «Юг без мифов» в рамках «деколонизации»,  каковую в УИНП решили начать именно с Одессы. Очевидно, самый неукраинский город, что называется, стоит у националистов костью поперёк горла. На сайте УИНП сказано: «Город был известен ещё с XV века как Кочубеев, позже Хаджибей и лишь в конце XVIII века указом Екатерины II переименован в Одессу. Современная Россия использует эту имперскую мифологию для оправдания своей агрессии против Украины». Однако кто и какие мифы внедряет на самом деле?

Обратим внимание на фигуру речи «Кочубеев, позже Хаджибей». Свидомиты ещё на свой хуторской манер говорят «Кочубеевка» – якобы так это место называли средневековые литовцы. И это самая настоящая идея-фикс национально озабоченных историков. Они лелеют этот Хаджибей-Кочубеевку  как символ некой такой украинской древности, которая не снилась никаким российским и прочим историкам. То, что Хаджибей принадлежал туркам и литовцам, горе-исследователей, похоже, не беспокоит. Даже радует. Для них главное, чтобы русским духом не веяло.

Вакханалия националистов вокруг какой-то невероятной древности Хаджибея и вместе с ним почему-то Одессы началась вскоре после евромайдана, в 2015 году. 

На историческом факультете Одесского национального университета им. Мечникова трое сотрудников решили ошарашить не столько научную, сколько «патриотическую» общественность изысканиями, согласно которым Одессе, по их мнению, 600 лет.  Цель понятна: попытаться получить политические дивиденды и, что называется, «подняться» на волне майдана и  получить денег на дальнейшие «научные разработки». Но история Одессы начинается со времени основания населённого пункта именно с таким названием. Казалось бы, это должно быть очевидным для историков. Но нет.

Уже в нынешнем году украинские сайты публикуют очередную «сенсацию», согласно которой  «Одессе может быть гораздо больше 600 лет».

Якобы найден документ, согласно которому Хаджибей гораздо древнее. Причём сам документ обнаружен известным российским историком Б. Барвинским в …1909 году.

И вот уже раздаются голоса, подстрекающие к переименованию Одессы в Хаджибей. И это совсем не смешно. В Турции наверняка аплодируют такой инициативе.

И стоит ли удивляться тому, что один из самых ярых пропагандистов теории невероятной древности «Одессы-Хаджибея» заявил о планах баллотироваться в депутаты на предстоящих местных выборах от партии Порошенко?

Если нырнуть поглубже в пучину веков, то обоснование древности основания Одессы можно выстраивать даже не от греческих городов-колоний или скифских поселений, а от времен неолита или непосредственно от неандертальцев, стоянки которых также были обнаружены на территории нынешней Одессы. Так может, Одессу основали неандертальцы?

Экспозиция Одесского археологического музея. Возможно, это и есть основатель Одессы?

Экспозиция Одесского археологического музея. Возможно, это и есть основатель Одессы?

Ознакомиться с настоящей, действительно богатой и очень интересной историей освоения Северного Причерноморья – именно так называется на научном языке регион, можно в местном археологическом музее. Но зачем политическим историкам какие-то там артефакты и научные факты? Им подавай места в проходной части партийных списков!

План крепости Хаджибей

План крепости Хаджибей

Укрепление Ени-Дунья (Хаджибей) была взята русским отрядом 14 (25) сентября 1789 года в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов. По Ясскому миру оно осталось за Россией. Позднее Екатерина Великая решила основать на месте крепости военно-торговый порт: «Желая распространить торговлю российскую на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряженныя с оным многия пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань купно с пристанью для купеческих судов. Устроение гавани сей возложили мы на вице-адмирала де-Рибаса и Всемилостивейше повелели быть ему главным начальником оной, где и гребной флот черноморский, в его команде состоящий, впредь иметь будет главное расположение…»  При этом речь не шла о переименовании крепости в Одессу. Это нынешние киевские деятели не строят ни портов, ни городов – только переименовывают то, что создано на этих землях Российской империей и Советским Союзом.

А вот историю наименования нового города выводят из названия греческого города-колонии Одессос. Во времена Екатерины II считалось, что он был на месте пресловутого Хаджибея веками раньше (привет сотрудникам УИНП!). Существует анекдот, согласно которому на одном из балов граф Зубов в компании де Рибаса предложили императрице для нового города название Одессос. Она якобы улыбнулась и ответила: «Пусть же Гаджибей носит древне-эллинское название, но в женском роде. Короче и яснее назвать его Одесса». Очевидно, теория свидомых историков про переименование Хаджибея в Одессу основывается на этом анекдоте.

Более чем очевидно, что попытки выдать историю Хаджибея за историю Одессы имеют определенную цель – нивелировать роль России в истории освоения региона.  Ведь для националистов понятие «независимость» имеет специфическое значение и касается только России. Поэтому времена, когда в Северном Причерноморье хозяйничали турки, для них являются прекрасными. Ну а то, что местных жителей за людей не считали, свидомые историки предпочитают не замечать.  Для них главное, что это не русские.

Парадоксально, но против даты основания Одессы – 2 сентября – национально озабоченные историки не возражают.  Тем не менее российский период в истории города, получившего второе имя Южная Пальмира, на порядки значительнее, чем незалежно-украинский. Мы уже рассказывали об одной из самых знаменитых улиц Одессы – Пушкинской, которая является настоящим кошмаром для политических историков.

Но в городе есть и другие улицы, являющиеся символом процветания Одессы именно во времена Российской империи. Они носят имена основателей города, и память о них не зависит от выкрутасов и измышлений сотрудников УИНП и их местечковых подпевал.

Прогуляемся по Дерибасовской. Эта улица – символ Одессы, и с 1811 года носит имя основателя и первого градоначальника Хосе де Рибаса. Его дом находился именно здесь. Вымощенная брусчаткой, эта улица пережила множество переименований, связанных со сменой политических режимов, но одесситы всегда называли её именно Дерибасовской.

Параллельно идёт по Одессе улица Ланжероновская – одна из самых красивых и тихих улиц исторического центра. Своё название она получила ещё при жизни одесского градоначальника графа Луи де Ланжерона в 1817 году. Пожалуй, самым знаменитым зданием на этой улице является Оперный театр. А от него берет начало другая легендарная улица Одессы – Ришельевская. Названа она в честь герцога Армана де Ришелье, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, медный памятник которому стоит на Приморском бульваре  (его одесситы с любовью называют просто Дюк).

Вид на Ришельевскую и Ланжероновскую с Дерибасовской

Вид на Ришельевскую и Ланжероновскую с Дерибасовской

А это – Дюк

А это – Дюк

Примечательна и полна символизма история Деволановского спуска. Эта улица в историческом центре получила название в честь инженера-полковника русской армии Франца де Воллана, архитектора и строителя Одессы, первого инженера в армиях Потемкина и Суворова. Изначально эта улица называлась Карантинной балкой, в советское время носила имя Вакуленчука – матроса мятежного броненосца «Потёмкин». Свое нынешнее название Деволановский спуск получил в новейшее время, а именно в  1995 году. 

Невозможно не упомянуть Екатерининскую улицу с одноимённой площадью, на которой установлен памятник основателям Одессы, который также называют памятником Екатерине II. На протяжении десяти лет националисты вели против него настоящую войну, в том числе и в судах. Но проиграли по всем фронтам. Сегодня памятник – украшение исторической части Одессы.

Памятник основателям Одессы

Памятник основателям Одессы

Память об Одессе, а вовсе не о Хаджибее хранят горожане  из поколения в поколение. И не приезжим свидомитам это менять. Да у них и не получится ничего. Проще доказать, что Одессу основали неандертальцы.

А «деколонизацию» Южной Пальмиры, судя по «историческому» мультфильму, в УИНП решили проводить исключительно в турецких интересах. Что же, возможно, Эрдоган оценит столь старательное вылизывание его обуви украинскими националистами.

229
Поставить лайк: 1918
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Преступление и наказание: дух самураев в лагерях УССР

Эпохальное рукопожатие: «Восток встречается с Западом»

Приближая Победу: «Создать невыносимые условия для германских интервентов»

Одесский мартиролог 2 мая

Андрей Иванов: «С Освободительным походом Красной армии пришло спасение нашего генофонда»

Апостол печатного слова Иван Фёдоров и его «Апостол»

24 мая – день в нашей истории

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

Даниил Апостол и его «Решительные пункты»

https://odnarodyna.org/content/dekolonizaciya-odessy-kak-nacionalisty-vylizali-obuv-erdoganu