Сталинский сокол Анатолий Ляпидевский

Лётчик Анатолий Ляпидевский был человеком великой судьбы, большого ума и открытого сердца. Война и мир причудливо переплелись в его биографии, пришедшейся на суровую эпоху. Будучи в числе первых семи человек, получивших звание Героя Советского Союза, Ляпидевский всегда оставался скромным и доброжелательным человеком, любившим детей и увлекавшимся научной деятельностью. Таким он сохранился на архивных фотографиях, донёсших до нас образ улыбчивого человека со спасёнными детьми на руках…
Будущий герой родился 23 марта 1908 года на Кубани в семье потомственного священника. Детские годы Анатолия пришлись на Гражданскую войну и разруху, поэтому учёбу в школе мальчик совмещал с работой слесаря и шофёра. С детства он любил море, поэтому и профессию себе выбрал соответствующую – морского лётчика. Для этого юноша закончил сначала Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а потом знаменитую Севастопольскую военную школу морских лётчиков.
Местом службы Анатолий сначала избрал Дальний Восток, а потом перевёлся на север. Здесь, в Арктике, ему довелось взяться за опасное и ответственное дело – спасать людей со знаменитого парохода «Челюскин». Погодные условия были чрезвычайно неблагоприятными, однако Ляпидевский, рискуя жизнью, совершил 29 вылетов, разыскивая лагерь терпящих бедствие. По собственным воспоминаниям, 5 марта 1934 года стало для него лучшим днём в жизни, ведь удалось спасти жизнь 10 женщин и двух детей.
В Кремле очень высоко оценили действия лётчиков-полярников. Звание Героя Советского Союза было учреждено 16 апреля 1934 года, а уже 20 апреля Анатолий Васильевич был в числе тех, кто был его удостоен. Отличившихся лётчиков у себя принимал лично И.В.Сталин, который не жалел добрых слов для героических спасателей. Ляпидевскому и его товарищам был вручён орден Ленина, а в 1939 году за те же подвиги – медаль «Золотая звезда».
После окончания Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского Анатолий Васильевич ушёл в научную деятельность. Впрочем, наслаждаться мирной работой ему пришлось недолго. 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война, и лётчика-конструктора отправили на военное производство в Омск, где он руководил выпуском бомбардировщиков Ту-2 и истребителей Як-7 и Як-9. Довелось нашему герою и повоевать, ведь Ляпидевский оказался на Карельском фронте, где занимал должность заместителя командующего ВВС 19-й армии, а потом начальника отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии.
Через некоторое время после войны Ляпидевский узнал о том, что ему предстоит отправиться в закрытый НИИ, где будут проводиться секретные исследования. В условиях нарастающей «Холодной войны» СССР было крайне необходимо создать мощное оружие, способное защитить страну от внешних посягательств. Внешне Авиазавод №25 специализировался на самолётостроении и электронике, однако в действительности его главной задачей был выпуск систем инициирования ядерных зарядов для первой советской атомной бомбы – РДС-1. Анатолий Васильевич даже родных не посвящал в тонкости своей работы, лишь много лет спустя они узнали, что их близкий человек причастен к созданию ядерного оружия.
С тех пор и до самой отставки (1961 год) Анатолий Васильевич занимался конструкторской деятельностью. 30 октября 1961 года он присутствовал при испытании ядерной бомбы, прозванной за свою разрушительную силу «царь-бомбой» За свои заслуги учёный многократно награждался партийным руководством и считался одним из главных специалистов в своей области. Уже после смерти легендарного лётчика память о нём бережно сохранялась. На малой Родине в селе Белая Глина Ляпидевскому был поставлен памятник, а в 1993 году его именем назвали новый самолёт МЧС России «Ил-76 ТД». Так государство и общество выразили свою благодарность человеку, который не жалел сил и здоровья для спасения людей, и укрепления обороноспособности страны.
Заглавное фото. Полярный лётчик и Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский