Дмитрий Левицкий – создатель российской истории в лицах
Точной даты рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из лучших русских портретистов, крупнейшего художника своей эпохи, чье творчество приобрело мировое значение, история не сохранила. Однако достоверно известно, что родился живописец в 1735 году в Киеве – 285 лет назад.
Первые уроки рисования он получил у своего отца, некоторые уверяют, что был замечен архитектором Растрелли при строительстве знаменитого Андреевского собора в Киеве, где молодой художник помогал отцу в росписях храма, а затем переехал в Санкт-Петербург. Там он и прославил себя и свой дар.
Оставленную мастером довольно обширную портретную галерею порой называют историей России XVIII века в лицах. Действительно, с этих портретов из глубины веков нашего большого Отечества благодаря волшебной кисти мастера на нас взирают «цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети», и что ни лицо – характер, биография, явление.
«Левицкая» череда представителей екатерининского века стала олицетворением той великой российской эпохи, когда покорялись Крым и созидались крупные города Новороссии. Удивительно, что, не создав ни одной «исторической картины», мастер тем не менее эпоху запечател!
Необычайным обаянием обладает полотно художника «Портрет неизвестной с розой» (1788)
Славы при жизни Левицкий зачерпнул с лихвой, однако потом был болен, немощен и забыт, даже неизвестно, где именно он похоронен в 1822 г. на старом Смоленском кладбище.
Биографы сообщают, что жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном роду, ведущим начало от иерея Василия Носа. Отец будущего художника Григорий Кириллович, образованный и одарённый человек, 13 лет осваивал в Польше гравёрное дело, стал крупнейшим графиком. Вернулся с новой фамилией – Левицкий, поселился в Киеве, свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Был сильно связан с Киевской духовной академией и Киево-Печерской типографией. Свои художественные дарования и навыки Дмитрий получил, как мы понимаем, от отца.
В Киеве Д. Левицкий познакомился с известным питерским художником А.П. Антроповым, который расписывал Андреевскую церковь в 1752–1755 гг. А уже с 1758 г. молодой живописец стал в столице Российской Империи учеником этого знаменитого мастера, даже жил в его семье почти шесть лет и в качестве помощника в 1762 г. работал над росписями Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Через два года уже самостоятельно реставрировал эти же ворота, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей, стал высокооплачиваемым.
Искусствоведы считают, что стиль Левицкого сильно отличался от стиля его наставника, что «его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой».
Действительно, это была эпоха расцвета, и наши «первые кисти», такие как Левицкий и Рокотов, усвоили лучшие образцы западной живописи и во многом предвосхитили русские вершины, которые будут явлены в конце XIX в. В работах Левицкого усматривают красочную пестроту в эстетике и одновременно здоровье, прямоту духа, что отмечено, как скажет Бенуа, «отличающимся моментом колоссального в искусстве значения – жизненностью».
Мастерство Левицкого оформилось, как считают, в течение десятилетних штудий у академистов – итальянца Д. Валериани и француза Ж–Л. Лагрене, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, званием академика живописи и первым местом на академической выставке среди знаменитостей к нему пришла слава – за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова.
Самые ранние из известных нам полотен Д. Левицкого написаны в 35 лет. Это портреты Умского (1770), откупщика Сеземова (1770), одно из первых изображений разночинца А. М. Голицина (1772).
Портрет Н.А. Сеземова кисти Дмитрия Левицкого
Вообще, расцветом творчества Левицкого считают именно 1770-е и начало 1780-х годов. Созданные мастером портреты «интимного», камерного свойства отмечены «глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств. В 1770-х годах Левицкий стал преподавателем портретного класса Академии художеств». Классицизм, пришедший на смену барокко, нашел отражение и в работах Левцкого. Повлияли на мастера и идеи просветительства, господствовавшие в России конца XVIII столетия, но тем не менее рационализм просветительских идеалов не стал близок художнику, чувствовавшему мир в целом и внутренний мир своих моделей весьма тонко и эмоционально.
В 1773 – 1777 гг. Левицкий написал для императрицы Екатерины II семь портретов, а точнее, аллегорических картин воспитанниц Смольного института благородных девиц. За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, как усматривают ценители живописи, художник сумел разглядеть настроение и в некоторой степени даже характер каждой из них. Этот цикл портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков жёлтого, зелёного, розового.
Вместе с тем Левицкий порой позволял себе относиться к портретируемым с известной долей юмора.
Екатерину Великую мастер изображал неоднократно, и все портреты превосходны. Мы приведем здесь два: в красном державном камзоле (1782) в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол и в женском платье с орденом Андрея Первозванного (1794).
Портреты Екатерины Великой кисти Левицкого
Приведем «Станс к Дмитрию Григорьевичу Левицкому», который сочинил в 1783 г. Ипполит Богданович в связи с завершением работы живописца над портретом Екатерины II – «законодательницы»:
Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.
Второй период славы Левицкого относят как раз к 1778–1783 гг., когда художник отдавал предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывалась лессировками, дававшими поверхности эмалевый оттенок. «Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, “стрелки”, образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы» – типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относят, в частности, портрет М.А. Дьяковой-Львовой (1778), шедевр русского протрета, и картину «Священник» (1779) – утверждают, что это портрет отца, в коем угадывают даже нечто рембрандтовское.
Портрет М.А. Дьяковой кисти Д.Г. Левицкого
Левицкий стал искать новые подходы, написал в 1785 г. портрет своей дочери Агаши в свадебном северном народном уборе – похоже, накануне бракосочетания девушки. Некоторые, возможно не без резона, полагают, что портрет получился салонным, далеким от жизненной правды, фактически неудачным. Но это как еще посмотреть! Обратим, кстати, внимание, что «рукава рубашки у девушки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий тщательно и виртуозно передает материальную красоту, фактуру предметов». В портрете дочери отец «демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и как участник державинского кружка воспевает простоту и естественность народных русских обычаев».
Портрет Агаши Левицкой
Портрет великого Суворова (1786) автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших генералиссимуса людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди полководца – лишь один орден из огромного количества наград разных странах мира. В правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа. Глаза Суворова необыкновенно притягательны, а в целом образ психологичен.
Портрет Александра Васильевича Суворова
Одной из загадок биографии Д. Левицкого остается творческое молчание в последние двадцать пять лет жизни, в течение которых он создал не более десяти картин (впрочем, превосходных). Некоторые биографы усматривают причину в болезни глаз, которая к глубокой старости привела живописца к слепоте. Иные считают, что Левицкий почувствовал ложность своего положения, фальшь и лицемерие, которые его повсеместно окружали. Полагают, что мастера покинуло счастье созидания, творчества, а остались чувства неудовлетворенности и пустоты.
Искусствовед Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажён, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».
Виртуозное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве – правду. И надлом, кризис в душе и творчестве художника нарастали. Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, чтению и печальным размышлениям.
Заказчики стали забывать прославленного живописца. И за два-три года художник впал в нищету, ушел по состоянию здоровья (как предлог) из Академии, и хотя почти два десятилетия отдал воспитанию молодых мастеров, удостоился ничтожной годовой пенсии размером 200 рублей.
Современники свидетельствовали: слепой старик Левицкий часами простаивал на коленях в церкви Академии художеств.
Скончался мастер в весьма преклонном возрасте, восьмидесяти семи лет, почти забытый.
Заглавная иллюстрация. Дмитрий Левицкий – фрагмент автопортрета