ссылка

ЕС активизируется на крымском направлении. Чего ждать России?

Увеличить шрифт
А
А
А

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

 

Черноморский регион в последние годы стал сферой геополитических интересов не только традиционных игроков в лице США и России, но и новых. В их числе – Европейский Союз. Европейские чиновники явно не хотят предоставлять Украине привилегии по безвизовым поездкам граждан. Их пугает катастрофически высокий уровень коррупции в отечественных эшелонах власти и крайне низкий уровень дохода наших соотечественников, многие из которых не упустили бы возможность легально трудоустроиться в Европе.

Вместе с тем, как показывают последние события, в самом ЕС не желают своей «холодностью» подтолкнуть Украину в «объятия» Таможенного союза.

На смену стратегии обещаний виртуального членства в ЕС приходит политика «удачных примеров» регионального сотрудничества. Так можно прокомментировать недавний визит крымского премьера Василия Джарты в Брюссель, где 13 мая было подписано соглашение о финансировании программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму».

Финансовая сторона проекта предполагает выделение 12 млн. евро на экономическое развитие Крыма и Севастополя. В частности, 5 млн. евро – на развитие туристической сферы Крыма, 5 млн. евро – на развитие социальных объектов автономии, 2 млн. евро – на привлечение иностранных инвестиций в экономику Севастополя.

Программа начнет работать в текущем году. Практическая реализация документа рассчитана на четыре года, еще два года отводится на заключительную стадию, в течение которой будут проведены аудиты и оценки использования денежных средств1.

Этот шаг, по мнению крымского правительства, должен показать иностранным инвесторам, что в экономику полуострова можно безбоязненно вкладывать средства. До сих пор предприниматели из дальнего зарубежья считали Крым зоной рискованного капиталовложения, особенно в инфраструктурные проекты, требующие долгосрочной отдачи.

Примером может послужить то, что созданное при участии словацкой стороны в Симферополе совместное предприятие по утилизации мусора в последнее время подвергается различного рода проверкам со стороны контролирующих органов, что может расцениваться бизнесменами как административное давление.

При этом нельзя расценивать заключенное в Брюсселе соглашение только как экономический проект. Отметим, что срок его действия – четыре года, совпадает со сроком полномочий действующего президента страны и, соответственно, всей вертикали власти, в том числе крымской. Европейцев по-прежнему страшит политическая нестабильность и непредсказуемость украинского политикума.

Политический аспект соглашения прослеживается и в выборе партнера. В ЕС понимают, что в условиях общемирового повышения цен на углеводороды зависимость Украины от поставок газа из России лишь возрастет. Подписание брюссельского соглашения – это шаг, который призван стать одним из аргументов в сложном переговорном процессе между Киевом и Москвой по цене на «голубое топливо».

Пункт о средствах, выделяемых на привлечение иностранных инвестиций в экономику Севастополя, на деле предполагает «реанимацию» проекта горгосадминистрации времен Куницына о развитии города как туристического центра. Европейцы прекрасно осведомлены о том, что Черноморский флот России является крупным работодателем и присутствие в городе его структурных подразделений оживляет работу российских финансовых учреждений.

«Российские банки активно заходят в Украину. Они хотят и планируют влиять на этот рынок. Стопроцентно, их движения - это четко правильно продуманная государственная политика нашего соседа. Чего нельзя сказать о действиях других банков (иностранного происхождения). Их действия - это, может быть, больше проба рынка или фиксация на данном рынке, чем государственная стратегия» - такое мнение высказал председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник2.

В Севастополе и в Крыму активно действуют и расширяют сеть своих филиалов «Сбербанк», «ВТБ-24», «Банк Москвы», «Петрокоммерц» и другие. Логично предположить, что иностранные инвестиции, привлекаемые во исполнение Брюссельского соглашения, призваны уравновесить «чрезмерную», по мнению европейцев, экономическую активность России на полуострове.

Крымский премьер и Европейский комиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле обсуждали и вопрос открытия в Крыму дипломатических представительств стран ЕС. Формально это мотивируется облегчением получения жителями автономии шенгенских виз.

Характерно, что единственное на сегодняшний день дипломатическое учреждение, полномочное выдавать шенгенские визы – генеральное консульство Республики Польша открыто в Севастополе, а не в столице АРК.

Еврокомиссар Фюле не преминул оценить и политические шаги крымского правительства и похвалил Василия Джарты за компромиссы, достигнутые в отношениях с меджлисом. «Вы не закрываете глаза на эту проблему, вы решаете ее. Нужно еще очень много сделать, но вы правильно ставите вопросы и настойчиво ищете на них ответы - это достойно высокой оценки», - заявил Фюле 3.

На официальном сайте Евросоюза меджлис именуется исключительно с заглавной буквы и его представители присутствуют практически на всех встречах чиновников ЕС с представителями крымской власти4.

Если вспомнить о том, что попустительство существованию нелегального меджлиса – это стратегия центрального украинского руководства по нейтрализации мнимых «русских сепаратистов», то встречи официальных европейских чиновников с ними преследуют схожую цель – они направлены на геополитическое «выдавливание» России из Крыма.

В самом крымском правительстве не скрывают того факта, что многие крымчане негативно относятся к ЕС. Но при этом звучат уверения в том, что сотрудничество Крыма с Евросоюзом станет «пилотным проектом». По словам Штефана Фюле, «Программа, которую мы начинаем осуществлять, только на первый взгляд ограничивается вопросами регионального развития. На самом деле она шире и обладает большим потенциалом. Кроме того, есть прекрасная возможность для расширения сотрудничества за пределы этой программы» 5.

Возникает резонный вопрос, если европейцы так пекутся о развитии туризма и инфраструктуры в Крыму, то что мешало им заключить данное соглашение, скажем, полгода назад? Ведь контекст нынешней ситуации делает его своего рода знаком утешения украинской власти после неуступчивости ЕС в вопросах либерализации визового режима и одновременно попыткой дать сигнал России о том, что ЕС претендует на роль самостоятельного геополитического игрока в Северном Причерноморье.

Интересен аспект инициативы крымского правительства об открытии дипломатических представительств европейских держав в Крыму. Учитывая геополитическую конкуренцию ЕС и США и пока неудачную попытку американцев открыть в Крыму «пост присутствия», европейцев должна заинтересовать возможность опередить Вашингтон в укреплении своего влияния в Крыму.

В данной ситуации России следует не ослаблять культурной поддержки соотечественников, проживающих в Крыму, не допускать сворачивания государственных программ в этой области. В этом случае традиционные для большинства крымчан ценности славянской культуры не удастся заменить чуждыми культурными образцами, основанными на индивидуализме и бездуховности.

Что касается экономики, то начавшееся проникновение российского капитала, в частности в банковском секторе, вызвано отсутствием психологических барьеров для ведения бизнеса в Крыму.

Вряд ли этот процесс сможет переломить программа с бюджетом в 12 млн. евро – около 136 млн. гривен по действующему курсу. Тем не менее данным шагом ЕС демонстрирует имеющиеся в его арсенале рычаги для влияния на ситуацию в случае возможного вступления Украины в Таможенный союз. Учитывая заверения еврочиновников в том, что это только начало, следует ожидать усиления экономической и дипломатической активности ЕС и в других ключевых регионах Украины.

__________________________________________________________________

1.     http://www.kianews.com.ua/node/33090

2.     http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/10/06/212096

3.     http://belarus.regnum.ru/news/1404870.html

4.     http://eeas.europa.eu/delegations/ukraine/press_corner/all_news/news/20…

5.     http://www.e-crimea.info/2011/05/14/49984

__________________________________________________________________

АФАНАСЬЕВ Виктор, кандидат политических наук. 

 

 

20
Поставить лайк: 48
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/es-aktiviziruetsya-na-krymskom-napravlenii-chego-zhdat-rossii